kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа "Детско-родительский кружок "Рычалочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования «Детско-родительский кружок «Рычалочка» Целевая аудитория: - дети подготовительных групп, имеющие нарушение произношения сонорного звука «Р»; - родители детей, имеющие нарушение произношения звука «Р». Срок реализации: 7 месяцев. Направленность программы: работа по формированию правильного произношения звука «Р» у детей, введению звука в речь, по формированию навыков звуко-буквенного анализа; работа по привлечению родителей к сотрудничеству в преодолении речевых проблем ребенка. Новизна и актуальность: требования ФГОС к условиям участия родителей в образовательной деятельности. Направления работы: Теоретическое: - знакомство детей с органами артикуляции; - знакомство родителей с приемами постановки и автоматизации звука «Р». Практическое: обучение детей и родителей артикуляционным упражнениям и элементам логопедического массажа, способствующим более быстрой постановке звука «Р». Цели программы: Формирование правильного произношения. Обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах постановки и автоматизации звуков. Формы работы с детьми и родителями: фронтальная и подгрупповая НОД, беседы, практикумы. Предполагаемые результаты по реализации программы: чистая, правильная речь детей, повышение уровня педагогической компетенции родителей по речевому развитию. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие - развлечение. Количество детей в группе – до 10 человек. Длительность одного занятия – 20-25 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Детско-родительский кружок "Рычалочка" »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 11»

Г. Кунгур, Пермский край








Программа кружка «РЫЧАЛОЧКА»











Автор: Козионова Лариса Викторовна учитель-логопед высшей

квалификационной категории.






2014 – 2015 учебный год


Программа утверждена на заседании педагогического совета от «03» сентября 2014 года.


Целевая аудитория:

- дети подготовительных групп, имеющие нарушение произношения сонорного звука «Р»;

- родители детей, имеющие нарушение произношения звука «Р».


Срок реализации: 7 месяцев.




Пояснительная записка.


Речь — не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом. Речь – один из параметров физического и нервно-психического здоровья. С рождения речь является показателем нормы или задержки развития малыша.


К сожалению, в последнее время нарушение речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и впоследствии может сказаться на социальной адаптации в школе и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.


На сегодняшний день многие родители уделяют развитию речи очень ограниченное внимание, объясняя это занятостью на работе и нехваткой времени дома. В ходе анализа анкет, было выявлено еще ряд причин: недостаточные знания об особенностях развития речи в определенный возрастной период, о том, как и чем можно заниматься дома, совершенствуя речь ребенка.



Актуальность и востребованность программы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.


В результате проведенного мониторинга звукопроизношения в ДОУ, было выявлено 32 ребенка подготовительных групп, нуждающихся в логопедической помощи. Количество детей для зачисления на логопедический пункт ДОУ ограничено – 25 детей в год, в первую очередь зачисляются дети с более сложными дефектами. Дети, имеющие нарушение произношения только одного звука «Р» (7 человек), в их число не попадают. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта ДОУ и увеличения количества детей, охваченных логопедической помощью, была составлена программа совместного детско-родительского кружка «Рычалочка». Кружковая работа направлена на устранение дефекта произношения звука «Р».


Направленность программы: работа по формированию правильного произношения звука «Р» у детей, введению звука в речь, по формированию навыков звуко-буквенного анализа; работа по привлечению родителей к сотрудничеству в преодолении речевых проблем ребенка.


Новизна и актуальность:  требования ФГОС к условиям участия родителей в образовательной деятельности.


Направления работы:

  1. Теоретическое: 

- знакомство детей с органами артикуляции;

- знакомство родителей с приемами постановки и автоматизации звука «Р».

  1. Практическое: обучение детей и родителей артикуляционным упражнениям и элементам логопедического массажа, способствующим более быстрой постановке звука «Р».




Цели программы:

Формирование правильного произношения.

Обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах постановки и автоматизации звуков.


Задачи обучения:

1. Заинтересовать детей в необходимости правильного произношения.

2. Подготовить органы артикуляции к правильному произношению звука «Р».

3. Поощрять умение контролировать свою речь.

4. Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

5. Воспитывать умение играть коллективно, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по речевому развитию детей.


Кружковая работа проводится из расчета:

• 1 раз в неделю

• 4 раза в месяц

• 30 раз в год


Формы работы с детьми и родителями: фронтальная и подгрупповая НОД, беседы, практикумы.


Предполагаемые результаты по реализации программы: чистая, правильная речь детей, повышение уровня педагогической компетенции родителей по речевому развитию.


Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие - развлечение.

Количество детей в группе – до 10 человек.

Длительность одного занятия – 20-25 минут.

Критерий эффективности кружковой работы – реализация поставленных задач: правильное произношение (В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения»), повышение логопедической компетенции родителей (действенная практическая помощь детям в закреплении навыков произношения)

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей и проведенного мониторинга специалистами МАОУ «ЦДК».


Нормативно- правовая база 

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». (№124-ФЗ от 24.07.98 г.)

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 г.Москва)

  • Конвенция о правах ребенка

  • Положение о логопункте, утвержденное Министерством Образования Российской Федерации 14.12.2000 года

  • Положением о логопедическом пункте ДОУ в городе Кунгуре от 2010 года


Методологические принципы:


Принцип развития. Предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.


Принцип системности. Предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи


Принцип обходного пути. Использование сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена


Общедидактические принципы. Предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой








Учебно - тематический план работы с родителями:

Месяц

Содержание работы

Сентябрь


Практикум «Дыхательная и артикуляционная гимнастика»

Октябрь


Консультация по закреплению полученных навыков в домашних условиях

«Играем дома»

Ноябрь

Практикум «Этот трудный «Р» (методы постановки звука «Р»)

Декабрь

Игротека «Что записано в тетрадке, выполняем по порядку!» (порядок автоматизации звука «Р»)

Февраль

Консультация «От звука к букве» (порядок проведения звуко-буквенного анализа)

Март

Тренинг «Грамматика – это важно» (грамматические категории русского языка)

Апрель

Организация развлечения «День рождения «Р»
















Учебно - тематический план работы с детьми:

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

3

Практикум по дыхательной и артикуляционной гимнастике

4

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р»

Октябрь

1


Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р»

2

3

4

Ноябрь

1

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р»

2

3

Постановка звука «Р»

4

Декабрь

1

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в ударном слоге в начале слова

2

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в прямом ударном слоге в середине слова

3

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в прямом безударном слоге в начале слова

4

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в безударных прямых слогах в середине слова

Январь

3

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР при стечении согласных в прямом слоге

4

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в обратном слоге

Февраль

1

Автоматизация звука «Р» в обратном ударном слоге в конце слова

2

Автоматизация звука «Р» в обратном ударном слоге в середине слова

3

Автоматизация звука «Р» в обратном безударном слоге

4

Автоматизация звука «Р» в прямом ударном слоге в начале слова

Март

1

Автоматизация звука «Р» в прямом ударном слоге в середине слова

2

Автоматизация звука «Р» в прямом безударном слоге в начале слова

3

Автоматизация звука «Р» в прямом безударном слоге в середине слова

4

Автоматизация звука «Р» в прямом слоге при стечении согласных

Апрель

1

Автоматизация звука «Р» в различных позициях (в разных словах)

2

Автоматизация звука «Р» в различных позициях в одном слове

3

Автоматизация звука «Р» в речи

4

Развлечение «День рождения звука «Р»




Перспективный план кружковой деятельности


Тема деятельности

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

СЕНТЯБРЬ

3

Практикум по дыхательной и артикуляционной гимнастике

4

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука

Дифферен-

циальное дыхание по схеме

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок»

Упражнение «Глазки закрывай, что звучало, отгадай?» (музыкальные инструменты)

АУ

Словооизменение «Уменьшительно-ласкательные слова».

ОКТЯБРЬ

1

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука

«Сдуй листок»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Барабан»

Упражнение «Глазки закрывай, что звучало, отгадай?» (бытовые предметы)

УА

Словообразование «Детеныши животных».

2

«Сдуй капельки»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «А, О, У, Э»

ИА

Словоизменение «Один – много».

3

«Летят листочки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «С, З»

УМ

Словообразование «Нет чего? – стула, мыла, …»

4

«Свисток»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «Ш, Ж»

МУ

Согласование числительных с существительными.







НОЯБРЬ

Тема заседания

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

1

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука

«Погреем ручки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «А» в слогах»

МАК

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2

«Подуй через трубочку»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «С, З, Ш, Ж» в слогах»

ДОМ

Словоизменение «Один – много»

3

Постановка звука

«Футбол»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «А, О, У» в словах»

КОМ

Образование родственных слов.

4

«Перышки летят»

Упражнение «Хлопни, если услышишь «Ш, С, Ж, З» в словах»

СУП

Образование родственных слов.



















ДЕКАБРЬ

Тема заседания

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

1

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в ударном слоге в начале слова

«Снежинки кружаться»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Хлопушка» со звуком «Р»

УХО

Спряжение: я, ты, он, она, мы, вы, они – трогать тронуть, тратить, дружить Изменение прилагательных по родам: трудный день, трудная задача, трудное задание, трудные слова


2

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в прямом ударном слоге в середине слова

«Согреем ручки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Повтори цепочку слогов»

УСЫ

Спряжение: я, ты, он, она, мы, вы, они – затронуть, отрубить Изменение прилагательных по родам: «Исправь» - квадратная огород

3

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в прямом безударном слоге в начале слова

«Сдуй снежинки с варежки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Повтори с разным ударением»

КАША

Скажи о себе: Я… дразнить, дружить, … «Семейка родственных слов» - трус, трусиха, трусит, трусливый,…

4

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в безударных прямых слогах в середине слова

«Остуди чай»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Дятел», «Барабан», «Балалайка»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Эхо»

МУХА

Образуй множественное число: осётр, театр,… Родственные слова. Спряжение глаголов.









ЯНВАРЬ

Тема заседания

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

3

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР при стечении согласных в прямом слоге (с.219)

«Лыжник»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Хлопушка»

ПОЛКА

«Назови ласково»: страница – страничка.

Образование множественного числа.

Спряжение глаголов.

4

Автоматизация вибрации в сочетании ТР – ДР в обратном слоге (с.223)

«Гудочки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Какое слово правильное?»

ТРУД

Образование единственного числа.

Пересказ рассказа с опорой на картинке.

ФЕВРАЛЬ

1

Автоматизация звука «Р» в обратном ударном слоге в конце слова (с.227)

«Ладошки» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Составь узор»

АР

Игра «Один – много».

Конструирование слов ПИ-р, ТИ-р,…

Отгадывание загадок.

2

Автоматизация звука «Р» в обратном ударном слоге в середине слова (с.232)

«Погончики» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Топни, если услышишь «Р»

ОР

«Назови ласково».

Изменение прилагательных по родам.


3

Автоматизация звука «Р» в обратном безударном слоге (с.236)

«Насос» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Упражнение «Хлопушка»

ПАР

Изменение глаголов по временам.

Ответы на вопросы полным ответом.

Отгадывание загадок.

4

Автоматизация звука «Р» в прямом ударном слоге в начале слова (с.242)

«Ушки» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Заведи моторчик»

Выделение звука в словах

РАК

Изменение прилагательных по родам.

Спряжение глаголов.

Отгадывание загадок.

МАРТ

Тема заседания

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

1

Автоматизация звука «Р» в прямом ударном слоге в середине слова (с.247)

«Малый маятник» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Упражнение «Хлопушка»

НОРА

Подбор антонимов: вареный – сырой, длинный – короткий.

Упражнение «Закончи фразу» Я беру …. (карась, горох, …)

2

Автоматизация звука «Р» в прямом безударном слоге в начале слова(с.252)

«Кошка» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Упражнение

«ДА – НЕТ»

РУКА

Изменение прилагательных по родам.

Изменение глаголов по временам.


3

Автоматизация звука «Р» в прямом безударном слоге в середине слова (с.255)

«Обними плечи» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Упражнение «Повтори только слова со звуком «Р»

КУРЫ

Упражнение «Один - много».

Изменение прилагательных по родам.

4

Автоматизация звука «Р» в прямом слоге при стечении согласных (с.259)

«Большой маятник» (элемент гимнастики Стрельниковой)

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Упражнение «Выложи фишку, если услышишь слово со звуком «Р»

КРОТ

Подобрать антонимы.

Изменить слова: БРОШКА – КРОШКА.

Образовать прилагательные по образцу: брат – братский.















АПРЕЛЬ

Тема заседания

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Фонематический слух

Звуковой анализ

Грамматический строй речи

1

Автоматизация звука «Р» в различных позициях (в разных словах) (с.264)

«Ветерок»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Выбрать из текста слова со звуком «Р»

КАРТА

Отгадывание загадок.

Произнесение фраз с наращиванием слов.

Подбор синонимов.

Рассказ по сюжетной картинке.

2

Автоматизация звука «Р» в различных позициях в одном слове (с.272)

«Дудочки – гудочки»

«Окошечко», «Улыбка - Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел», «Барабан»

«Тигр рычит»

Определение места звука в слове

РАБОТА

Изменение прилагательных по родам.

Изменение глаголов по временам.

3

Автоматизация звука «Р» в речи

Чтение стихов, составление рассказов, отгадывание загадок со звуком «Р»

4

Развлечение «День рождения звука «Р»

















Список использованной литературы:


  1. Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.

  2. Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», 2008.


  1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. М., ООО «Издательство АСТ», 2004


  1. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа "Детско-родительский кружок "Рычалочка"

Автор: Козионова Лариса Викторовна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства