kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков [М] - [Мь]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных  [М] и [Мь].

Формировать навыки звуко-буквенного анализа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков [М] - [Мь]»

Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков

[М] - [Мь]

Цель.

  1. Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [Мь].

  2. Обобщить и систематизировать словарный запас по теме «Цветы»

  3. Совершенствовать навыки грамматически правильного согласования имён прилагательных с именами существительными.

  4. Использовать тактильные ощущения для формирования понятия твёрдый-мягкий.

  5. Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Задачи.

  1. Развитие коммуникативных свойств речи.

  2. Развитие функций слухового и зрительного анализаторов.

  3. Развитие произвольного внимания.

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, мягкие мешочки из флиса, мелкие камешки, пластиковые коробочки, небольшие жетоны из мягкого вспененного полиэтилена, мяч, жетоны и медальки для поощрения активности учащихся.

Перечень картинок с изображением цветов и цветущих кустарников: ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза.

Орг. момент.

- Первым сегодня жетон получит тот ученик, который назовёт больше всех предметов, которые бывают мягкими или твёрдыми.

Дети перечисляют разные предметы, например, подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .

За правильные ответы во время занятия дети получают наградные жетончики.

Повторение пройденного материала.

  • На какие 2 группы делятся все звуки?

  • Гласные и согласные.

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?

  • Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке. (Приложение)

  • Правильно, но вы уже знаете, что и согласные звуки тоже можно разделить на группы. Какие это могут быть группы?

  • - Звонкие и глухие.

  • - Твёрдые и мягкие.

Объяснение нового материала.

  • Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.

  • Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?

  • Про твёрдые и мягкие согласные.

  • Правильно, но прежде я хочу убедиться, что Вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.

Игра в мяч. Логопед называет звук и одновременно бросает мяч одному из детей, ребёнок определяет твёрдый или мягкий звук он услышал и называет его на пару по твёрдости-мягкости. После этого бросает мяч обратно.

Каждый ребёнок получает мягкий мешочек, коробочку, камешки и мягкие жетоны.

Возьмите в руки камешек, какой он на ощупь?

- Твёрдый, холодный.

- А какой на ощупь жетончик?

- Мягкий, тёплый.

Аналогично дети определяют на ощупь что твёрже коробочка или мешочек.

  • Я сейчас буду произносить слоги. Если в нём вы услышите звук твёрдый, то вы положите твёрдый камешек в твёрдую коробочку, если звук мягкий, то мягкий жетон в мягкий мешочек.

Сказка про двух гномов

Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. (На доске выставляются картинки с изображением гномов). Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.

При выполнении этого задания, логопед требует от детей отвечать на вопросы полным предложением.

  • Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [Мь] ?

  • В слове Гном мы слышим твёрдый звук [М].

  • Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.

  • Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М]

Например, Максим.

  • А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?

  • Мягкий звук [Мь].

  • Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.

  • Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [Мь].

Например, Миша.

  • Определите место звука [М] или [Мь] в именах гномов

  • Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.

На доску выставляются изображения домов.

  • Гном жил в доме, а гномик – в домике. Дети располагают изображения Гнома и Гномика возле домов.

  • Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый

  • Как вы думаете, кто?

  • А второй ловкий и умелый.

  • Кто?

  • Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.

Выставляются на доску изображения клумб возле домов.

  • У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [Мь]?

Дети помогают посадить цветы Гному и Гномику. По очереди выходят к доске и располагают изображения цветов возле соответствующей клумбы.

Обратить внимание детей на то, что мимоза и жасмин - это не цветы, а кустарники. Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [Мь].

Выполнить звуко-буквенный анализ слова мимоза. Один ребёнок выкладывает схему слова на доске, остальные работают на местах.

Вопросы по составу слова:

  • Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?

  • Сколько среди них гласных?

  • Назовите гласные звуки из этого слова.

  • Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?

  • Произнесите слово, разделяя его на слоги.

Один ребёнок выполняет задание, отхлопывая в ладоши ритм, остальные дети выполняют вместе с ним.

  • Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?

  • Сколько мягких согласных?

  • Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.

  • Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.

  • Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [Мь].

  • Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].

  • Про какие звуки мы с вами сегодня говорили на занятии?

  • Назовите, как звучит мягкий звук?

  • Назовите, как звучит твёрдый звук?

- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем вы пойдёте отдыхать, подумайте, у кого из Вас в именах близких или друзей есть звуки [М] или [Мь]. Определите, какой это звук, твёрдый или мягкий?

- Молодцы! Подведение итогов, подсчет набранных жетонов, вручение медалек.





Приложение 1.



































Литература.

  1. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Владос, 1997.-256 с.

  2. Н. Г. Алтухова Звуковая мозаика : Как эффективно подготовить ребенка к шк. : Обучение чтению, предупреждающее появление дисграф. ошибок / Н. Алтухова 123,[2] с. ил. 20 см СПб.

  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с

  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224
  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

  6. Калиниченко С. А., Гудкова М.С., Лиханова И.П. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. - Владос, 2015 г.

  7. Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Библиотека логопеда. – М.: Владос, 2016 г. – 119 с.

  8. Козырева Л.М. Программно-методический материал для занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006 г. - 128 стр.
  9. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=6

  10. http://storycubes.ru/Storytelling_list1.jpg

  11. http://printgames.ru/raspechatat-kubiki-istoriy-rory-s-story-cubes/

  12. http://www.beardgames.ru/rorys-story-cubes.html

  13. http://www.openclass.ru/node/214032

  14. http://bir-school9.ru/wp-content/uploads/2015/09/Развитие-связной-речи-младших-школьников-с-РПР-на-логопедических-занятиях.pdf

  15. http://geely-ex8.ru/griby-raskraska-belyy.html

  16. Маргаритка: http://www.playcast.ru/uploads/2016/02/28/17549124.png

  17. Ромашка:http://boombob.ru/img/picture/Oct/12/7c618f0482bc200516c05674297221f2/11.jpg

  18. Мимоза:http://i2.biser.info/files/images/biser.info_39527_mimoza_1330816637.jpg

  19. Медуница http://cp12.nevsepic.com.ua/8-5/1355081498-0882558-www.nevsepic.com.ua.jpg

  20. Камелия:http://demiart.ru/forum/index.php?act=module&module=gallery&cmd=viewimage&img=36532

  21. Жасмин:http://dreempics.com/img/picture/Mar/24/176520c790ff718e3c046dba66eac58e/8.jpg

  22. Клумба: http://photos.gograph.com/thumbs/CSP/CSP334/k3346152.jpg

http://www.landkam.ru/z%20ild.html

  1. Домик: http://freemarket.ua/images_message/361/255378/731423/995501.jpg

  2. Дом: http://www.project-home.ru/info/userfiles/news/316_kirpichnyy_kottedzh_preimuschestva.jpg

  3. Гном: http://dnz7.esy.es/wp-content/uploads/2016/03/7A967FDF.jpeg

  4. Гномик: http://pictureloop.ru/images/965181_lico-gnomika.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков [М] - [Мь]

Автор: Кочеткова Раиса Николаевна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства