Просмотр содержимого документа
«Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков [М] - [Мь]»
Дифференциация твёрдых и мягких согласных на примере звуков
[М] - [Мь]
Цель.
Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [Мь].
Обобщить и систематизировать словарный запас по теме «Цветы»
Совершенствовать навыки грамматически правильного согласования имён прилагательных с именами существительными.
Использовать тактильные ощущения для формирования понятия твёрдый-мягкий.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Задачи.
Развитие коммуникативных свойств речи.
Развитие функций слухового и зрительного анализаторов.
Развитие произвольного внимания.
Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, мягкие мешочки из флиса, мелкие камешки, пластиковые коробочки, небольшие жетоны из мягкого вспененного полиэтилена, мяч, жетоны и медальки для поощрения активности учащихся.
Перечень картинок с изображением цветов и цветущих кустарников: ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза.
Орг. момент.
- Первым сегодня жетон получит тот ученик, который назовёт больше всех предметов, которые бывают мягкими или твёрдыми.
Дети перечисляют разные предметы, например, подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .
За правильные ответы во время занятия дети получают наградные жетончики.
Повторение пройденного материала.
На какие 2 группы делятся все звуки?
Гласные и согласные.
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.
Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке. (Приложение)
Правильно, но вы уже знаете, что и согласные звуки тожеможно разделить на группы. Какие это могут быть группы?
- Звонкие и глухие.
- Твёрдые и мягкие.
Объяснение нового материала.
Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.
Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?
Про твёрдые и мягкие согласные.
Правильно, но прежде я хочу убедиться, что Вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.
Игра в мяч. Логопед называет звук и одновременно бросает мяч одному из детей, ребёнок определяет твёрдый или мягкий звук он услышал и называет его на пару по твёрдости-мягкости. После этого бросает мяч обратно.
Каждый ребёнок получает мягкий мешочек, коробочку, камешки и мягкие жетоны.
Возьмите в руки камешек, какой он на ощупь?
- Твёрдый, холодный.
- А какой на ощупь жетончик?
- Мягкий, тёплый.
Аналогично дети определяют на ощупь что твёрже коробочка или мешочек.
Я сейчас буду произносить слоги. Если в нём вы услышите звук твёрдый, то вы положите твёрдый камешек в твёрдую коробочку, если звук мягкий, то мягкий жетон в мягкий мешочек.
Сказка про двух гномов
Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. (На доске выставляются картинки с изображением гномов). Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.
При выполнении этого задания, логопед требует от детей отвечать на вопросы полным предложением.
Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [Мь] ?
В слове Гном мы слышим твёрдый звук [М].
Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.
Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М]
Например, Максим.
А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?
Мягкий звук [Мь].
Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.
Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [Мь].
Например, Миша.
Определите место звука [М] или [Мь] в именах гномов
Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.
На доску выставляются изображения домов.
Гном жил в доме, а гномик – в домике. Дети располагают изображения Гнома и Гномика возле домов.
Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый
Как вы думаете, кто?
А второй ловкий и умелый.
Кто?
Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.
Выставляются на доску изображения клумб возле домов.
У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [Мь]?
Дети помогают посадить цветы Гному и Гномику. По очереди выходят к доске и располагают изображения цветов возле соответствующей клумбы.
Обратить внимание детей на то, что мимоза и жасмин - это не цветы, а кустарники. Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [Мь].
Выполнить звуко-буквенный анализ слова мимоза. Один ребёнок выкладывает схему слова на доске, остальные работают на местах.
Вопросы по составу слова:
Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?
Сколько среди них гласных?
Назовите гласные звуки из этого слова.
Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?
Произнесите слово, разделяя его на слоги.
Один ребёнок выполняет задание, отхлопывая в ладоши ритм, остальные дети выполняют вместе с ним.
Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?
Сколько мягких согласных?
Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.
Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.
Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [Мь].
Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].
Про какие звуки мы с вами сегодня говорили на занятии?
Назовите, как звучит мягкий звук?
Назовите, как звучит твёрдый звук?
- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем вы пойдёте отдыхать, подумайте, у кого из Вас в именах близких или друзей есть звуки [М] или [Мь]. Определите, какой это звук, твёрдый или мягкий?
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Владос, 1997.-256 с.
Н. Г. Алтухова Звуковая мозаика : Как эффективно подготовить ребенка к шк. : Обучение чтению, предупреждающее появление дисграф. ошибок / Н. Алтухова 123,[2] с. ил. 20 см СПб.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
Калиниченко С. А., Гудкова М.С., Лиханова И.П. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. - Владос, 2015 г.
Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Библиотека логопеда. – М.: Владос, 2016 г. – 119 с.
Козырева Л.М. Программно-методический материал для занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006 г. - 128 стр.