Просмотр содержимого документа
«Дифференциация букс п-т»
Тема: Дифференциация букв п – т.
Цели:
совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
развитие зрительно-пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
развитие памяти, контрольных действий;
совершенствование способности к переключению внимания;
воспитание умения общаться в коллективе.
Оборудование:
рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
“карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Уточнение пространственных взаимоотношений.
Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
Кто сидит справа от тебя?
Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
II. Работа по теме.
1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)
Рисунок 3
– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)
Рисунок 4
– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)
– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)
– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)
– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)
Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.
2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”. Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”
– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)
– Давайте научимся их различать.
3. Дифференциация букв п – т(Рисунки 5, 6).
Рисунок 5
Рисунок 6
Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п] У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)
Рисунок 7
Дети: Две. Пара.
Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?
Дети:п.
Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.
4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).
Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.
Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
Вывод: запоминаем наши “опоры”:
Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).
Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).
IV. Физминутка
Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.
От топота копыт Пыль по полю летит.
5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).
Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”
2
2
3
2
3
3
2
3
3
2
2
3
п
п
т
п
т
т
п
т
т
п
п
т
6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.
па – та по – то пу – ту ты – пы
ап – ат ип – ит еп – ет яп – ят
– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)
– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)
7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.
Коллективная проверка правильности выполнения задания.
Какие планеты вы знаете?
8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).
Каток, сапог, новости, копейка, спелый, салют
– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.
– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.
9. На доске записаны слова с пропущенными буквами
___ ачка
с ___ ал
___ ара
– Сколько слов записано на доске?
– Прочтите их вставив буквы п или т.
– Кто увидел здесь шесть слов?
Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)
V. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.