kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация букс п-т

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия для 2 класса Жифференциация букв п-т

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация букс п-т»

Тема: Дифференциация букв п – т.

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;

  • развитие зрительно-пространственных представлений;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;

  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;

  • развитие памяти, контрольных действий;

  • совершенствование способности к переключению внимания;

  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);

  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);

  • карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);

  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);

  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.

  • Кто сидит справа от тебя?

  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)

  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).

  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)

Рисунок 3

– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)

Рисунок 4

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Рисунок 5

Рисунок 6

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Рисунок 7

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п.

Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).

  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).

  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

п

п

т

п

т

т

п

т

т

п

п

т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы

ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Каток, сапог, новости, копейка, спелый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

___ ачка

с ___ ал

___ ара

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т.

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Дифференциация букс п-т

Автор: Верижникова Анастасия Васильевна

Дата: 09.10.2024

Номер свидетельства: 657363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства