Просмотр содержимого документа
« БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»»
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука.
Тема занятия: « Звук и буква [Р] Дикие животные».
Цель занятия: Осуществлять работу по постановке звука [Р], активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».
Задачи:
- обучающая: знакомство с механизмом образования звука; обогащение словаря существительных по изучаемой лексической теме.
- развивающая: развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада; длительного плавного выдоха; развитие фонематического слуха.
- воспитательная: воспитание интереса к содержанию занятия; воспитание трудолюбия; адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Оборудование: предметные картинки «Дикие животные», зеркало, шариковый зонд, профили артикуляционного звука, наглядность для характеристики артикуляции звука [Р], наглядные опоры положения губ, зубов, языка, голосовых связок, характер воздушной струи. Картинки ухо, губы, глаз, ребенок пишет, ребенок читает. Кружочки синий, зелёный, желтый. Квадраты синий, красный.
Ход занятия
Этапы занятия
Время
Деятельность логопеда
Деятельность
ребенка
1.Организационный момент
1 мин.
Здравствуй. Ты хорошо себя чувствуешь?
Будем заниматься?
Здравствуй.
Да.
Да.
2. Сообщение темы занятия
1мин.
Тема нашего занятия «Дикие животные». Буква и звук [Р]. (на столе картинки диких животных и буква Р)
Смотрит картинки и рассматривает букву.
3.Анализ артикуляции звука.
7мин.
Мы с тобой рассмотрим положение губ, зубов, языка, проверим звенит ли колокольчик в горле, определим характер воздушной струй при произношении звука [Р].
Губы открыты.
Зубы разомкнуты.
Кончик языка поднят к бугоркам у верхних зубов и вибрирует.
Колокольчик в горле работает. (тактильно –вибрационный приём)
Воздушная струя тёплая, и с силой подаётся на кончик языка, заставляя его вибрировать.
А сейчас мы отдохнём. Выходи из-за стола. Физкультурная минутка “Дикие животные”:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Молодец. Садись, продолжим нашу работу.
Слушает логопеда.
Держит руку у горла логопеда.
Рука у губ логопеда.
Повторяет.
Ребенок выполняет движения по тексту
4.Характеристика звука.
1мин.
Давай определим, какой звук [Р].
Он согласный (преграда зубы и язык).
Звонкий (звоночек звенит).
Твёрдый и имеет мягкого братца [Р’].
[Р] [Р’]
Слушает логопеда.
5.Постановка звука.
5мин.
А теперь поучимся говорить звук [Р].
Улыбнись, губы открой, зубы разомкнуты, кончик языка подними вверх к бугоркам. Я своим пальцем опущу твой подбородок вниз, а ты говори –дж-дж-дж. Сначала медленно, затем быстрее и очень быстро, на сильном выдохе (дуй на кончик языка). Я шариковым зондом буду производить частые движения из стороны в сторону под кончиком языка.
Молодец.
Выполняет все инструкции логопеда до тех пор ,пока кончик языка не начинает вибрировать самостоятельно. Слышится чёткий звук(Р).
6.Закрепление звука в изолированном виде.
1мин.
Порычи как тигр. (на длинном плавном выдохе)
Молодец.
-ррррррррр-
7.Связь звука с буквой.
2мин.
Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?
буквы мы видим, пишем, читаем
звуки мы говорим и слышим
Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?
Слушает логопеда.
Пишет букву в воздухе. На флажок, на палочку и овал.
8.Развитие фонематического слуха.
3мин.
А сейчас мы с тобой поиграем в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]».
- среди других звуков: Н,Г, Р, З,Р, Д,К, Р, Р, П, Л,Р.
- в слогах: РА, ПА, РУ, СО, РЫ, ЖА, РО, МЫ.
- в словах: волк-тигр-лиса-ёж-заяц –зебра-енот-жераф, носорог
Игра «Светофор». Определи место звука [Р] в слове.
звук в начале слова
звук в середине слова
в конце слова
Рысь
Зубр
Жираф
Бобёр
Носорог
Молодец.
Хлопает
Показывает
9.Домашнее задание.
1мин.
Дома повтори артикуляцию звука [р]. Дашь характеристику этому звуку. Порычишь как тигр.
10.Итог занятия.
2мин.
Давай вспомним характеристику положения: губ, зубов, языка и силу воздушной струи при произнесении звука Р по схемам. И еще раз порычим как тигр.
Понравилось тебе занятие?
С помощью логопеда характеризует артикуляцию и звук [Р]. Играет в звукоподражание.
Да.
11. Оценка деятельности ребёнка.
1мин.
Ты молодец! Очень старался .Мы продолжим в следующий раз. Занятие закончено.