kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизация звука [р] Рычерна и Аленький цветочек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 

Коррекционно – образовательные: формировать навыки правильного произношения звуков[р][л] в связной речи; дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам; учить составлять описательный рассказ  по следам выполненных действий. Совершенствовать  умение  различать слоги со сходными звуками; умение узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу; навыки понимания смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах. Активизировать и обогащать глагольный словарь, словарь прилагательных, Учить образовывать новые слова приставочным способом, путем сложения двух основ.

Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, слуховое внимание, интонационную выразительность речи, чувство ритма, ассоциативное,  логическое, творческое мышление. Совершенствовать умение излагать свои мысли полными предложениями, распространять их с помощью определений. 

Коррекционно – воспитательные: стимулировать  интерес ребенка к словесному творчеству воспитывать стремление к правильной красивой речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [р] Рычерна и Аленький цветочек»

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной

учебной деятельности для старшей группы с ФНР

Білім беру аймағы / Образовательные области: Коммуникация

Бөлем / Раздел: Звукопроизношение

Тақырыбы / Тема: звуки [р][л] IV этап – дифференциация звуков

Мақсаты / Цель: звуки [р][л] дифференциация звуков в связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные: формировать навыки правильного произношения звуков[р][л] в связной речи; дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам; учить составлять описательный рассказ по следам выполненных действий. Совершенствовать умение различать слоги со сходными звуками; умение узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу; навыки понимания смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах. Активизировать и обогащать глагольный словарь, словарь прилагательных, Учить образовывать новые слова приставочным способом, путем сложения двух основ.

Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, слуховое внимание, интонационную выразительность речи, чувство ритма, ассоциативное, логическое, творческое мышление. Совершенствовать умение излагать свои мысли полными предложениями, распространять их с помощью определений.

Коррекционно – воспитательные: стимулировать  интерес ребенка к словесному творчеству воспитывать стремление к правильной красивой речи.

Сөздік жұмысы / Словарная работа встарь, рай,

Технологиялық қантамасыз ету / Технологическое обеспечение аудиозаписи песен «Утро начинается», «Самый волшебный цветок», схемы, карточки к упражнениям, презентация.

Іс-әрекет кезендері

Этапы

деят-сти


Тәрбиешінін басқару әрекеті

Действия воспитателя


Балалардың ісәрекеті

Действия детей

Мотивациялық-қозғаушылық

Артикуляционная гимнастика

Выполняется под аудиозапись песни «Утро начинается»

Упражнения «Улыбка» / «Воздушный поцелуйчик», «Окно» / «Заборчик», «Часики», «Качели», «Язычок чистит губки».


Выполняется артикуляционная гимнастика







Ұйымдастыру- шылық- ізденушілік











Организационно-поисковый










































Слуховая разминка «Страшная – страшная сказка»

Жил да был когда-то всталь

- Ой, то есть «встарь» - значит, в старые времена. Если я еще буду ошибаться, вы меня, пожалуйста, исправляйте.

Очень добрый старый царь.

Он себя в делах прославил –

Своим царством мудро плавил (правил)

Воевать он не любил,

Заключал с врагами мил, (мир)

Шла молва из края в край,

Будто там не жизнь, а лай! (рай)

Но Рычерна пробралась

В это царство как-то лаз, (раз)

И из царства, вот плутовка

Стала класть (красть) предметы ловко.

- Наверное, это она украла звук [р] из этих слов.

Царь в отчаяньи зарыдал:

Мне сто лет – я слишком стал (стар),

И Рычерну проучить

Некому мне получить (поручить)!

Тем, кто победит Рычерну,

Я отдам свою колонну (корону)!

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общей моторики

Слово царское гонцы

Разнесли во все концы:

Птицы в синей вышине

Рыбы в синей глубине

Змеи в чаще под горою

Ищут смелого героя!

Ищут зайцы,

Ищут мишки,


Ищут лебеди

И кошки



Всюду ищут, не найдут,

А герои тут как тут! Указываю на присутствующих детей

- Поможем царю. Рычерна украла очень дорогой и важный предмет.

- Давайте скажем, какая Рычерна? (коварная, злая, злющая, зловредная, злонравная, злобная, лукавая, подлая, хитрая, ушлая)

Нужно отыскать предмет, который украла Рычерна. Для этого мы отправимся в сказочное путешествие. А куда, сейчас узнаем.

- Посмотрите, перед нами зашифрованные картинки. Как вы думаете, что за ними спряталось? Нужно прочитать слово по первым звукам названий картинок. Крутые горы, высокие скалы, глубокое море, дремучий лес, быстрая река перед нами, куда же пойти? Давайте выберем дорогу, с помощью задания «Убери лишний слог»

Упражнение «Зачеркни лишний слог»

- Прочтите слоги на своей карточке, найдите лишний слог, зачеркните и назовите его.

ра – ра – ру – ра

кру – кры – кры – кры

отр – отр – орт – отр и т.д.

- Итак, нам нужно отправляться в Дремучий лес.

- Как еще можно назвать этот лес? (темный, огромный, густой, глухой, труднопроходимый, непроходимый)

Упражнение «Замени звук в слове» (наложенные картинки)

- На дороге, по которой нам нужно пройти, лежит куча мусора, нужно его разобрать. Я назову слово, а вы замените в нем звук и узнаете, какой предмет вы можете убрать с нашего пути.

Колобок – коробок рак - лак

Колонка - _____ рожки - _____

Плут - _____ ковать - кровать

Клан - _____ повод - _____

Лама - _____ блошки - _____

Упражнение «Сочиним чистоговорку»

- Рычерна не хочет легко сдаваться, она выставила крепость нам. Какая она? (крепкая, непреодолимая, прочная, твердая, мощная, незыблимая, могучая, нерушимая, несокрушимая, устойчивая, плотная).

- С помощью чего можно преодолеть эту преграду? С помощью топоров, пилы, лома, лопат. Нужно придумать чистоговорку, для того слова, которое вы бы хотели получить, чтобы преодолеть эту преграду.

Примерные чистоговорки: ор – ор – ор – я беру топор

лу – лу – лу – возьму-ка я пилу

ру – ру – ру – молоток беру

лом – лом – лом – прихвачу я лом

Упражнение «Соедини словечки»

- Вот мы и преодолели преграду, а что же дальше? Что это за страшные существа на нашем пути появились? Давайте опишем их. У этого существа острый клюв, значит он какой? (остроклювый), широкие лапы (широколапый), большие глаза (большеглазый), короткие ноги (коротконогий), короткая шерсть (короткошерстный), круглая морда (кругломордый), обвисли уши (вислоухий)

- А как же его назвать? Он похож и на птицу и на животное.

- Давайте придумаем ему название, например живоптица.

Также разбираем второе существо, называем его, например, рыбанас. Существа оказались совсем не злыми, а добрыми. Они нас пропускают дальше идти.

- Но мы уже устали мы, усядемся на пригорке, расскажем скороговорки.

- Молодцы, пока вы рассказывали скороговорки, уже исчезло много деревьев в лесу. Давайте, отгадаем еще и загадки шутки.

Игра «Загадки-шутки» Отгадка в них – окончание последнего слова.

  • Что беспокоит барана? (рана)

  • Какую игру уронили в болото? (лото)

  • Кто съел антрекот? (кот)

  • Что видит Карлсон? (сон)

  • Кто плавает в озере за лесом? (сом)

  • Что не могут поднять снегири? (гири)

  • Что малыш-глупыш налил в носок? (сок)

  • Что ест Борис? (рис)

После проговаривания одной скороговорки, а затем правильного ответа на загадку убирается одно дерево в дремучем лесу.

Появляется картинка «Аленький цветочек»

- Ой, а вот, похоже, то, что мы искали. Нравится вам этот цветок? Давайте подберем к нему подходящие слова, какой он? (прелестный, прекрасный, восхитительный, удивительный, великолепный, блестящий, обворожительный, превосходный, распрекрасный, несравненный, изумительный, замечательный, сказочный, блистательный, райский, дивный)

Физминутка «Танец Аленького цветочка»

Под аудиозапись песни «Есть на свете цветок алый, алый» дети танцуют.

Цветочек возвращается царю и царевне.

- Вот мы и побывали в сказке. Чтобы не забыть, наше интересное путешествие, давайте, вспомним, как все было.

Напоминаю алгоритм составления предложений по схеме.

Составляем небольшой рассказ по каждой отдельной части нашего путешествия, в итоге получается один большой рассказ, составленный по цепочке детьми.

Примерный рассказ

Зачин. В сказке я побывал, много там повидал. Мы отправились искать предмет, который похитила злая, коварная Рычерна из царства.

2. Мы нашли нужную дорожку, которая повела нас в дремучий, страшный, огромный лес.

3. Потом нам пришлось разобрать мусор на дороге.

4. Когда мы дошли до крепости, то взяли топоры, пилы, ломики и разобрали крепкую, прочную, мощную преграду.

5. А за преградой мы обнаружили страшных существ Живоптицу и Рыбанаса. (описывают существ)

6. Эти существа оказались не злыми, а добрыми и пропустили нас дальше. Мы сели на пригорке, и стали рассказывать скороговорки и разгадывать шутки-загадки.

7. Пока мы рассказывали скороговорки, деревья в дремучем лесу пропали и мы увидели прекрасный, прелестный цветок. Его мы вернули царю и царевне.






Ошибки исправляют дети



















Махать кистями скрещенных рук

Делать волнообразные движения сложенными вместе ладонями рук

Волнообр. движения обеими руками

Приставить ребро ладони к бровям

Выставить указательные и средние пальцы обеих рук, остальн. в кулаки

Опустить вниз мизинцы и указательные пальцы, остал. в кулак

Руки согнуть в локтях, сложенные в «щепотку» кисти рук опустить

Указательный и мизинец согнуты и приподняты над средним и безымянным пальцами, прижатыми большим

Приставить ребро ладони к бровям



Подбирают определения к отрицательному герою Рычерне (с опорой на схему)






Стараются расшифровать надписи




Один ребенок выполняет задание у доски, остальные называют лишние слоги на своих карточках, он зачеркивает их на общем задании


Подбирают определения к слову лес








Стараются заменить указанный звук, называют получившееся слово, находят и убирают эту картинку с «дороги»




Подбирают определения к слову «крепость»






Выбирают подходящую картинку, придумывают с данным словом чистоговорку






Стараются образовать одно слово из основ двух других слов






Придумывают свое название для изображенного существа



Припоминают, рассказывают скороговорки








Стараются на слух выделить слово-окончание в последнем слове вопроса.













Подбирают определения к слову цветок





Один ребенок, держит «цветок» показывает движения, остальные повторяют, затем цветок передается другому ребенку.











Рассказывают, припоминая слова (прилагательные, глаголы), опорой на схемы к словам и событиям, по цепочке.

Затем один из детей рассказывает полностью весь рассказ.

Рефлексивтіқ-түзетушілік

- Чем занимались? О чем говорили?


Делятся впечатлениями


Ожидаемый результат:

Нені білу керек / Знать: синонимы к словам взять, определения к словам Рычерна, лес, крепость,

Нені игереді / Иметь навыки правильного произношения звуков[р][л] в связной речи; навыки понимания смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах

Нені білді / Уметь дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам; учить составлять описательный рассказ по следам выполненных действий; различать слоги со сходными звуками; узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу;

образовывать новые слова приставочным способом, путем сложения двух основ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Автоматизация звука [р] Рычерна и Аленький цветочек

Автор: Юрочкина Марина Витальевна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 308000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства