Просмотр содержимого документа
««Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях» занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему «Родной край –Бурятия»»
МАДОУ «СЦРР –ДС «Золотой ключик»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях»
занятия по логопедии (подготовительная группа)
на тему «Родной край –Бурятия»
Учитель-логопед Матинина М.Р
г. Северобайкальск
2019г
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Цель: продолжить коррекционную работу по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и текстах.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний детей об окружающем мире, Родном крае.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики - продолжение автоматизации звука [Р] в предложениях и текстах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие связной устной речи путем пересказа рассказа «На рыбалке», при подведении итогов занятия;
- развитие мыслительной деятельности при отгадывании загадок, заданий на логическое мышление «Четвертый лишний», добавь слово, математический счет, подведении итогов занятия;
- развитие личностных качеств - усидчивости и выдержки во время логопедического занятия;
- развитие кратковременной памяти;
Воспитательные задачи:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- воспитание самостоятельности;
Здоровьесберегающие:
-игра с мячом
- физкультминутка
- планирование объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- обращение внимания ребенка на правильную посадку;
- способствование созданию благоприятного психологического климата;
1. Орг. момент– Назови картинки. (Ромашка, рыба, рысь) с какого звука начинаются эти слова?
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р].
Уточнение артикуляционного уклада для произнесения звука «Р». 1. Губы принимают положения последующего гласного звука. 2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к верхним коренным зубам, а кончик языка касается верхних альвеол. 3. Мягкое небо поднято. 4. Голосовые связки вибрируют. 5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует.
А теперь сделаем гимнастику для языка
1.Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять до пяти нам посчитать. 2.«Вкусное варенье»(вставляем имена детей)
Если у Ромы плохое настроение,
Ест наш Рома вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
3. «Дятел»
Я по дереву стучу
Д-д-д-д
Червяка добыть хочу
Д-ддд-Д
Хоть и скрылся под корой
Д-дд_Д-дд
Все равно он будет мой
Д-тт, Д
4. Упражнение «Парус»
Поплывем на лодочке,
Ветерок нам помогает.
На лодке парус раздувает.
Д-ррр, д-ррр, д-ррр.
5.Ты моторчик заведи,
Ключик быстро поверни
Др… поможем язычком и поедем с ветерком.
Автоматизация звука «Р» в словах.
А) Назвать слово (с опорой на предметные картинки). Определить позицию звука в слове (начало – середина — конец). (Коршун, кедр, брусника)
Б) Добавь слово и подбери подходящую картинку. Ра-ра-ра —Вот у дерева (кора). Ру-ру-ру — лиса идет в (нору). Ро-ро-ро — вот утиное (перо). Ря-ря-ря — речки и (моря). Ри-ри-ри —прилетели (снегири). Рю-рю-рю — я в окно (смотрю). Ре-ре-ре — весело на (реке). Ры-ры-ры – Рыжик виден у (горы) Ор-ор-ор — На поляне (мухомор). Ар-ар-ар — вон летит (комар). В) Рита собрала ромашки. Посчитай их, выделяя звук [Р] (слайд или картинки). Родион поймал много рыбы. Посчитай, выделяя звук [Р] (слайд или картинки). Ребёнок считает, согласовывая числительные с существительными: «Одна ромашка, две ромашки, … пять ромашек», «Одна рыба, две рыбы, …, …, пять рыб». Появляются таблички с надписями «5 ромашек», «5 рыб». Г) Четвертый лишний. 1. Шторм, воробей, мухомор, шишка. 2. Рачки, нерпа, Ангара, Рябина. Д) Разгадай загадку, определи место звука в слове-отгадке:
Быстро плавает, ныряет, И в воде не намокает, Рыбку ловит и съедает, Иногда и отпускает, В «кошки-мышки» с ней играет. (выдра)
А) Придумай предложения со словами – предметами, которые изображены на картинках. (Действия, которые можно совершать с изображенными предметами).
Физминутка
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки
Сколько елочек зеленых
Столько сделаем наклонов
Приседаем столько раз
Сколько белочек у нас
А притопнем столько раз
Сколько зайчиков у нас
А прихлопнем столько раз
Сколько муравьев у нас
Б) Вставь слово в предложение: «У нас много…»
В) Отгадай загадки. В озере Байкал, водится крупная …(рыба). Сильная, большая птица даже кошки не боится! Очень важная персона это –черная… (ворона). Единственное млекопитающее озера Байкал. (нерпа). Не боюсь я слова "брысь", я – лесная кошка … (рысь). Зимой в спячку он впадает. Летом бегает играет. На спине полосок пять, как же зверя нам узнать? (бурундук).
Г) Игра с мячом. Согласование существительных с прилагательными в роде.
Игра «Какой? Какая?»
Брусника - красная,
Ворон - черный,
Белка - оранжевая, черная, серая, рыжая.
Лиса - хитрая, рыжая, красивая
Волк - серый, сердитый.
Нерпа - серая.
Орел - горный, гордый. Т.д.
Д) Составь предложения со словами:
Ромашки, собирать. Дорога, короткий.
Автоматизация звука «Р» в тексте.
На рыбалке.
Егор и Рая ходили на рыбалку. В озере много карасей. Егор ловил карасей удочкой. Караси хорошо ловились на червя.
Рая сварила из карпов вкусную уху.
1.Как звали друзей?
2.Куда пошли дети?
3.Кого было много в озере?
4.Кого ловил Егор?
5.Почему караси ловились хорошо?
6.Что сварила Рая?
7.Что такое уха?
Домашнее задание
Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
Александр Шибаев Норка вылезла из норки.
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке, не нашла. Если в норке. Нету норки,
Может, норка —Возле норки? Нет нигде. Пропал и след.