Тема, цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану работы, возрастным особенностям детей и их речевому развитию.
Занятие проводилось в соответствии с сеткой занятий. Длительность занятия составила 30 минут. Первая часть занятия, организационный момент, составила 5 минут, основная часть занятия 20 минут, подведение итогов 5 минут. Занятие началось с организационного момента. Использовался игровой прием, это настроило детей на предстоящую работу. Демонстрационный и раздаточный материал подобран в соответствии с целями занятия, эстетично оформлен.Все части занятия были взаимосвязаны одной тематикой, были плавные переходы от одной части к другой. Старалась добиваться от детей чёткости произношения. Поставленные цель и задачи соответствуют содержанию занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки С – С’.«Зимнее путешествие»»
Тема:Звуки С – С’.«Зимнее путешествие»
Цель: подготовка к обучению грамоте.
Коррекционно - образовательные задачи:
1.Совершенствовать умение детей определять место звука «с» в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки.
2. Упражнять в подборе слов с заданным звуком, родственных слов к слову «снег».
3. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.
4. Формировать умение составлять предложение из заданного количества слов, анализировать предложение.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие мелкой и общей моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.
- Раздаточный: фишки синего, красного цвета; звуковые домикии для определения места звука в слове, предметные картинки, снежки, снежинки.
Ход НОД.
I.Организационный момент.
Дети проходят в группу здороваются с гостями.
-Какое сейчас время года? (Поздняя осень)
-Какое время года наступит после осени? (Зима)
Логопед: Зимушка-зима приготовила для вас подарок.
- Что тут лежит?
Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).
Дети стоят.
II.Сообщение темы занятия.
Мы сегодня отправимся в путешествие
Чтобы узнать, какие звуки помогут нам сегодня путешествовать, отгадайте загадки.
Загадки:
1. С горки сами вниз летят, А на горку не хотят, Надо в горку за веревку Каждый раз тянуть назад . (Санки)
2. Белое покрывало всю землю одело (снег) (отгадки на экране).
- Какой звук вы слышите в начале слова «солнце»? (C) «снег»? (звук С’)
Логопед: Сегодня мы будем учиться слушать и выделять звуки «с–с’», а для этого я предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие на поезде (имитация движения поезда под музыкальное сопровождение?).
Логопед:Остановка на звук: с-с-с-с.
III.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
.
Логопед: Доехали до леса (картинка зимнего леса на экране). Как здесь легко дышится! Сделайте глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.
- Какой чистый воздух в лесу! Вдохните, на выдохе произнесите: «Прозрачный воздух чист и свеж!»
Дети выполняют упражнение на дыхание.
Продолжим наше путешествие. Занимайте свои места в поезде.
Дети садятся за столы.
Логопед: Какие звуки помогают нам сегодня путешествовать? (звуки «с-с’).
- Чтобы определить, что помогает нам произносить этот звук , произнесите звук С, глядя в зеркало.
Дети произносят.
Логопед:Что помогает нам произнести этот звук? (язык и нижние зубы).
Логопед: А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы произносим звукС? (спит). Значит звук «с» какой? (глухой).
- Звук «с» - согласный, глухой, в словах бывает твёрдый или мягкий. Твёрдый звук С обозначаем синей фишкой, а мягкий звук С’ – зелёной фишкой.
IV.Произношение звука в слогах, слоговых сочетаниях.
Игра «Верни снежок».
Логопед:Выйдем из поезда и поиграем в снежки. Я вам бросаю снежок (слог со звуком «с»), а вы возвращаете мне такой же, но со звуком «с’»:
са – ся, со – сё, су – сю, сы – си, сэ-се
V. Определение позиции звука «с» в словах (начало, середина, конец).
Работа со звуковыми домиками.
Логопед:Перед вами карточки с картинками. Нужно определить, где находится звук «с» в названиях картинок:
VI.Деление слов на слоги. (работа с картинками из зад. VI )
-(Какие звуки помогают нам определитиь количество слогов в слоге?)
VII. Физкультминутка
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
1.[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
Сыром тЫкву закусил
И добавки попросил!
VIII. Работа над лексико – грамматическим строем речи.
1.Логопед: У слова «снег» есть много слов – родственников. Мы будем называть слова, похожие на слово «снег» и собирать «снежки в ведро». Чтобы помочь вам, я буду задавать вопросы-подсказки
Игра «Снежки в ведро»:
- Какую бабу слепили из снега? (снежную).
- Как ещё можно назвать снежную бабу? (снеговик)
- Каким станет лес, если его занесёт снегом? (заснеженным)
- Как называется цветок, который первым появляется из-под снега? (подснежник).
- Когда идёт сильный снег, как мы его называем? (снегопад)
- Назовите птицу с красной грудкой? (снегирь)
- Что дети лепят из снега? (снежки)
- Кто приходит к нам в гости с Дедом Морозом? (Снегурочка)
- В сказке были семь гномов и…(Белоснежка).
- С неба летят красивые…(снежинки).
( Картинки на доске)
2. Выкладывание схемы предложения.
Какая общая часть во всех этих словах? (снег).Посмотрите, полное ведро снежков набрали!
Логопед: Послушайте: «Идёт снег». Сколько слов в предложении «Идёт снег»? (2 слова).
- Выложите схему этого предложения.
- Назовите 1-е слово (2-е
- Составление предложений из 3-хслов (Идёт (какой?) пушистый снег) (схема на экране).
IX. Звуковой анализ слова. Отгадывание загадки.
С горки сами вниз летят, А на горку не хотят, Надо в горку за веревку Каждый раз тянуть назад. (Сани)
X. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре - загибают пальчики;
Мы с тобой снежок слепили - «лепят», меняя положение ладоней;
Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают
ладони, гладят одной ладонью другую;
И совсем – совсем не сладкий. – грозят пальчиком;
Раз – подбросим, - подбрасывают воображаемый снежок;
Два – поймаем , - приседают, ловят снежок;
Три – уроним - встают, роняют снежок;
И сломаем. – комкают ладонями снежок.
X.Знакомство с буквой С.
1. Вспомните, чем отличается звук от буквы? Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ .Это буква С( называем как звук).
2.Рассмотрите букву С. На что она похожа?
(Полумесяц в небе темном буквой С повис над лесом)
(Села мышка в уголок съела бублика кусок)
2.Выкдадывание буквы С из шнурка.
3. Перед вами лежит листок с заданием . Зачеркните неправильные буквы
- Сосчитайте сколько правильных букв?
XI. Итог занятия.
Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками «с», «с’»). Расскажите о них (опорные схемы на экране).
Логопед:А сейчас пора возвращаться в детский сад (Дети выходят из-за столов).
Логопед: Вам понравилось наше зимнее путешествие? Что больше всего вам понравилось? (ответы).
- Все вы сегодня старались, научились выделять звуки С и Сь, придумали
предложение с этими звуками, и поэтому они на память о нашем путешествии подготовили вам подарок, в названии которого есть звук С.
А что это за подарок, узнаете, отгадав загадку:
Серебристы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо – мотыльки
Кружат над тобою? (снежинки).
Достает шкатулку или по-зимнему оформленную коробочку со снежинками, вручает детям.
Логопед: Скоро Новогодний праздник, и вы можете украсить этими снежинками свою группу.
Нам пора возвращаться. Садимся в поезд и отправляемся в детский сад.[f](имитация движения поезда под музыку).