Просмотр содержимого документа
«Значение фонематического слуха и его формирование у детей - логопатов»
"Значение фонематического слуха и его формирование у детей-логопатов"
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу (Филичёва Т.Б., Туманова Т.В., 1998).
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Мозг этих детей не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Все эти нарушения, если их не исправить вовремя в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот (Визель Т.Г.,2005)
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2003), а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание не речевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа (Фомичёва М.Ф., 1998).
Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее (Филичёва Т.Б., Соболева А.В., 1996; Фомичёва М.Ф., 1998).
На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее.
Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).
На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки (Хватцев М.Е., 1995).
Задачей последнего шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова. Логопед должен объяснить и показать ребёнку, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.
При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий (Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д., 2000; Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2003).
Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и т.д.).
В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.
Ребенок начинает чувствовать выразительные(интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании (Тумакова Г. А., 1991). При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.
Конспект занятия (Подготовительная к школе группа. Дети с ФФНР)
Тема: “Звуки К, Х”
Задачи:
Закреплять навык дифференцировать на слух и правильно произносить звуки К-Х.
Повторить гласные - А, О, У, И, Ы, Э. Согласные – К, Х
Продолжать учить звуковому анализу и синтезу
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в соотнесении их с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ
Развивать внимание и память
Продолжать развивать слуховое внимание и фонематический слух
1. Организационный момент
Игра “Угадай, на чем играю” Развитие слухового внимания.
Логопед играет на музыкальных инструментах сначала перед детьми, а потом за ширмой. Дети угадывают инструмент по звуку.
2. Введение в тему
Игры “ Четвертый лишний”, “Запомни – повтори”
Сапоги, тапочки, халат, туфли – ХАЛАТ
Апельсин, яблоко, груша, капуста - КАПУСТА
Медведь, корова, волк, заяц – КОРОВА
Хризантема, дуб, тополь, берёза – ХРИЗАНТЕМА
ХАЛАТ - КАПУСТА - КОРОВА - ХРИЗАНТЕМА.
Кто догадался, какие два звука придут к нам сегодня на занятие? К – Х
3. Характеристика звуков К, Х по артикуляционным и акустическим признакам
Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками К, Х.Послушайте внимательно как я их произнесу. Обращаю внимание детей на краткое произношение звука К, и длительное звука Х.
Произношение звуков К, Х детьми (дети выставляют ладошки-экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю, потом кладут на горлышко, для того, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок, или е отсутствие)
Сравнение: Чем похожи звуки? – Оба согласные, глухие, твёрдые.
В чем отличие? – Звук К произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.
А звук Х - длительно, воздух выходит плавно.
4. Развитие фонематического слуха
Игра “Доскажи словечко”
Роет, строит ловко Спальню и кладовку. За щеками склад зерна У кого? У…(Хомяка)
Он лакает молоко, Мышек ловит так легко. Он у бабушки живет. Кто же это? Рыжий…(Кот)
Дети делятся на две команды “Котов” и “Хомяков”
Игра “Поймай звук” (“коты” хлопают в ладоши, когда услышат звук К, “Хомяки” хлопают на звук Х.
Игра “Найди и назови”, с последующим определением позиции звука в слове.
На демонстрационном столе разложены предметные картинки (КАРТИНА, ХЛЕБ, ХОБОТ, КУХНЯ, КОНЬ, МАК, ПЕТУХ, ЯБЛОКО, БОТИНОК, ПАУК, МУХА, ХАЛВА, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, ХОБОТ, КАПУСТА) на панно из трех полочек логопед ставит три сигнальные карточки, определяющие место звука в слове, например: изображение грибочек, ёлочка, ёлочка – обозначает, что заданный звук находится в начале слова.
Ребенок выходит к столику, находит “свою” карточку (“хомяк” - со звуком Х, “кот” - со звуком К), называет её, определяет место звука в слове и ставит на панно, на соответствующую полочку.
5. Развитие внимания и памяти, упражнение в употреблении существительных в родительном падеже.
Предварительно убрав с панно сигнальные карточки, логопед даёт установку на запоминание, потом дети закрывают глаза. После слов логопеда “Раз, два, три, смотри!”, открывают глаза, узнают и называют пропавшую картинку в родительном падеже. Например, “нет картины”, или “нет хлеба”.
6. Физкультурная пауза Танцоры
Было больно каблукам – Так мы громко топали Дети топают. Мы хотели, чтобы нам Посильней похлопали. Дети хлопают.
7. Звуковой анализ и синтез слогов со звуками К-Х
Игра “Живые слоги”
Какие звуки мы говорим и различаем сегодня? Ответившие дети получают карточки с буквами К, Х. Остальные дети вспоминают изученные гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э) и находят соответствующие буквы на панно.
Что получится, если буква А придет в гости к букве К? - АК, КА
А если к букве Х? –АХ, ХА
(Ребенок с гласной буквой подходит к ребенку с согласной, образуя в начале обратный, а потом, поменявшись местами прямой слог. Остальные дети зачитывают полученную комбинацию.)
АК, КА – АХ, ХА ОК, КО – ОХ, ХО УК, КУ - УХ, ХУ
ИК, КИ – ИХ, ХИ ЫК, КЫ – ЫХ, ХЫ ЭК, КЭ – ЭХ, ХЭ
Анализ слова ПУХ звуковыми кружочками (индивидуальная работа детей с звуковыми пеналами).
8.Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков К-Х
Ха-ха-ха – вкусная уха Ох-ох-ох – на болоте мох Ух-ух-ух – наш платок сух
Ка-ка-ка – белая мука Ок-ок-ок – Под дождем я мок Ук-ук-ук – кот залез на сук
9. Упражнение в соотнесении существитвительных с притяжательными местоимениями
Подбор слов с заданными звуками к местоимениям МОЙ, МОЯ, МОЁ
Логопед объясняет детям. Что когда Буратино бежал в школу, то так торопился, что споткнулся и упал. Портфель его раскрылся. Слова рассыпались, и последний звук из каждого слова потерялся. Надо помочь Буратино починить слова, но добавлять надо только звук К или Х. (Ребенок добавляет нужный звук, называет слово целиком, и если ответ верный, выходит из классной комнаты.