Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда ДОУ
Учитель-логопед МБДОУ № 144
г. Ульяновска
Е.Е. Хрусталева
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, кинезитерапия, тактильно-кинестетическая стимуляция, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В работе активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, элементы логоритмики и фонеритмики, тактиль-кинестетическую стимуляцию.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления
повышение способности к произвольному контролю
улучшение общего эмоционального состояния
повышается работоспособность, уверенность в себе
стимулируются двигательные функции
снижает утомляемость
улучшаются пространственные представления
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат
стимулируется речевая функция
улучшается соматическое состояние.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Очень продуктивно её использовать в сочетании с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Артикуляционные упражнения с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)
Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
Упражнение 1. «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние
и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. «Трубочка».
Цель: выработать активность и подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 4. «Мост».
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Упражнение 5. «Лопата».
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Упражнение 6. «Лопата копает».
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 - 4 раза. Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 7. «Парус».
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение 8. «Качели».
Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз в темпе, заданном логопедом.
Упражнение 9. «Вкусное варенье».
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10. «Теплый ветер».
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение 11. «Маляр».
Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.
Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать
язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.
Упражнение 12. «Цокает лошадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.
Упражнение 13. «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5-6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].
Упражнение 14. «Дятел».
Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.
Упражнение 15. «Пулемет».
Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д - ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ДДД». После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.
Дыхательная гимнастика предоставляет большие возможности в здоровьесбережении детей. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Упражнения:
«Фокус» - дуем в трубочку так, чтобы шарик удерживался как можно дольше в воздухе,
«Прокати шарик» - дуем на шарик так, чтобы он катился только по голубым ямкам
«Поплевывание» - отрываем кусочек ватного диска, кладем на нижнюю губу и целенаправленно сдуваем, как бы сплёвываем. Этим упражнение мы формируем целенаправленную воздушную струю, необходимую для произнесения всех групп звуков позднего генеза (свистящих, шипящих и соноров)
Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Упражнения:
- «Резиночки» - ребёнок, ориентируясь на карточки-образцы, надевает поочерёдно на пальцы разноцветные резинки. Необходимо соблюдать последовательность надевания и цвет резинок.
- «Моталки» - используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
- «Пальчиковые и слоговые дорожки» - проходим по дорожкам и автоматизируем звук изолированно и в слогах, тренируем силу и высоту голоса.
- «Волчки» - развиваем мелкую моторику и автоматизируем изолированный звук.
- Пальчиковый тренажёр «Топотоша слоник» - играем, проходя дорожки и проговаривая слоги, выполняем различные движения «слоником»: «Слоник умеет ходить, бегать, сидеть, стоять на задних ногах, на передних, поднимать хобот вверх, кивать головой». Во время этих действий можно автоматизировать звук слогах и словах и отрабатывать грамматические категории, например, «Слоник видит пять яблок… и т.д.».
- «Трубочка» - растягиваем трубочку, используем для «переговаривания» через неё, игры типа «запомни-повтори», проговариваем слоговые цепочки, цепочки слов. При этом можно слушать свою речь для контроля звука. Затем в конце игр собираем трубочку. Можно использовать как телефонную трубку для контроля собственного произношения.
- «Фигурные скрепки» - развиваем мелкую моторику, при этом автоматизируем звук и учимся согласовывать сущ. и числит.
- «Лягушки – попрыгушки» - нажимаем на лягушку поочерёдно каждым пальцем правой и левой руки. Укрепляем мышцы всех пальцев рук.
Тактильно-кинестетическая стимуляция. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка. Это обуславливает необходимость при работе над артикуляцией одновременно развивать функциональные возможности пальцев рук. С целью усиления кинестезий некоторые исследователи для увеличения эффекта логопедической работы, предлагают использовать пальцевые движения на специальных тренажерах. В качестве таких тренажеров могут быть использованы резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, массажные мячи и другие приспособления.
Упражнения:
- «Пальчиковые коврики» - проходим по дорожкам обычными шагами, затем приставными, затем указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем, потом те же варианты с большим и остальными пальцами с одновременным проговариванием слогов с автоматизируемым звуком. Также можно использовать для дифференциации звуков, чередуя оппозиционные звуки, слоги или слова.
- «Колечки» - произносим слоги или слова со звуком и сжимаем колечки. Можно использовать и при автоматизации и при дифференциации звуков.
- «Ёжики» - также используем для отработки и различения звуков. Также можно дарить картинки со звуками ёжикам.
Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Упражнения:
- «Колючий ёжик» - массаж подушечек пальцев рук, можно с проговариванием слогов.
- «Пружинки» - одеваем пружинку на каждый палец обеих рук поочерёдно, придумывая слова с заданным звуком.
- «Кочки» - раскручиваем шарик и делаем кочки. Дифференцируем звуки, проходя по кочкам (в слогах и словах).
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения:
- «Колечки» - Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками одном направлении, затем в разнонаправленном.
- «Цепочка» - соединяем поочерёдно большой палец с каждым, образуя цепочки. Сначала двигаемся к мизинцу, затем к указательному пальцу.
- «Один – четыре» - поочерёдно каждой рукой показываем один – большой палец, другой четыре – прячем большой под четыре пальца, по команде меняем положение пальцев. Выполняем сначала одно рукой, потом обеими.
- «Прямоугольник» - образуем прямоугольник большими и указательными пальцами обеих рук. И каждый раз меняем стороны прямогольника, то пальцы правой руки снизу, то левой.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Для автоматизации звуков можно использовать распевки Овчинниковой, логопедические песенки Железновых. Например,
Ши-ши-ши-ши – как конфетки хороши
Шо-шо-шо-шо - мойте ручки хорошо
Шу-шу-шу-шу - я к столу вас приглашу
Ша-ша-ша-ша – будем кушать не спеша
Также я активно использую «Артикуляционную аэробику» - выполнение артикуляционной и мимической гимнастики под ритмичную музыку.
Фонеритмические упражнения используем для отработки чёткой артикуляции гласных звуков. Выполняем пение гласных под музыку с одновременным движением рук под ритмичную музыку. Затем для развития слоговой структуры можно использовать пропевание слогов как однотипной так и разнотипной структуры, также под музыку сопряжённо с движением рук.
Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом.