ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ YIII ВИДА.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ YIII ВИДА.
Статья предназначена педагогам коррекционных учреждений. Одной из главных задач специальной коррекционной школы Vlll вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. а для этого необходимо воспитывать культуру здорового образа жизни. Внедрение в обучение здоровье сберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости учащихся, улучшению психологического состояния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ YIII ВИДА. »
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ YIII ВИДА.
«Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями». Б. Н. Чумаков.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999) Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь специальная (коррекционная) школа 8-го вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у обучающихся с ОВЗ привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и ученики хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими обучающимися важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях). Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ п/п
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
1
Соблюдение гигиенических условий в классе
Нормальная температура, влажность, освещённость класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных раздражителей
2
Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу)
не менее 60 % и не более 75-80 %
3
Число видов учебной деятельности
4-7
4
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
не более 10 мин
5
Частота чередования различных видов учебной деятельности: опрос устный, письменный, чтение, рассказ и др.
Норма – 4-7 видов за урок, смена через 7-10 мин
6
Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
не менее 3
7
Чередование видов преподавания
через 10-15 мин
8
Использование методов, способствующих активизации обучающихся
Свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, игра, обсуждение в группах, самооценка и др.
9
Место и длительность применения ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами
10
Наличие эмоциональных разрядок ( шутка, улыбка и др.)
2-3
11
Чередование поз
поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель-дефектолог наблюдает за посадкой учащихся
12
Физкультминутки
Одна- две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
13
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
14
Содержательная часть урока
Наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
15
Мотивация деятельности
Поддержка, похвала, оценка, радость от активности и др.
16
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
не ранее, чем через 30 мин
17
Соблюдение рационального темпа урока
Недопустимы быстрый темп, «скомканность» завершения урока, задержка учащихся в классе после звонка.
Предусматривается время на комментарии по домашнему заданию.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
В специальной коррекционной школе VIII вида наряду с общими для всех уроками физкультуры существует лечебная физкультура (ЛФК): ЛФК направлена на коррекцию грубых нарушений физического развития и моторики учащихся младших классов. Как средство преодоления отклонений в психологическом и физическом развитиях проводятся уроки ритмики с учащимися 1- 4 классов. Проводятся регулярно уроки здоровья и дни здоровья. Они не только снимают у учащихся нарастающее в процессе учебного года утомление, а повышают их работоспособность. Уроки здоровья ориентированы на формирование у обучающегося с интеллектуальной недостаточностью позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. “Дни здоровья” популяризируют физическую культуру, прививают обучающимся с ОВЗ любовь к ней, вовлекают в систематические занятия тем или иным видом спорта в кружках и секциях, сплачивают учащихся в дружный коллектив, помогают познать богатство и красоту родного края. Важным условием проведения таких дней является массовость и личный пример педагогов. К проведению “Дней здоровья” тщательно готовится весь педагогический коллектив. Тогда они проходят организованно, интересно и результативно.
Внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе.
Чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Литература: 1. Воронкова В. В. Готовность старших умственно-отсталых дошкольников к обучению грамоте//Дефектология.1995, №1, с. 66-71. 2. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей// Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153. 3. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с. 4. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007 5. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с