kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Защита инновационного проекта "Батькины сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью детей, имеющих речевые нарушения, является их недостаточно развитые коммуникативные качества, кругозор, повышенная  двигательная активность, неустойчивое внимание,  отвлекаемость, дети агрессивные и неуверенные в себе, замкнутые. Опыт работы показывает, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в речевой работе  региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни, обогащать словарь детей-логопатов, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Защита инновационного проекта "Батькины сказки"»



Проект « Батькины сказки»

Актуальность проекта:

Особенностью детей, имеющих речевые нарушения, является их недостаточно развитые коммуникативные качества, кругозор, повышенная двигательная активность, неустойчивое внимание, отвлекаемость, дети агрессивные и неуверенные в себе, замкнутые. Опыт работы показывает, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в речевой работе региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни , обогащать словарь детей-логопатов , дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.

Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она является первым звеном той цепочки, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями и со всем человечеством в целом. Сказки всегда искренние, очень мудрые и поучительные. Они высоко поэтичны и нравственны. Сказки помогают ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки .

Таким образом, актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:

•значением кубанских казачьих сказок в становлении речевого, интеллектуального, творческого, нравственного развития личности ребенка- логопата.

•мало разработанностью обозначенной темы проекта;

•низким уровнем развития связной речи дошкольников и задач по ознакомлению с художественной литературой.

Проблема проекта:

Какова модель развития коммуникативных качеств детей-логопатов с использованием кубанских казачьих сказок?

Цель проекта :

Разработать модель развития коммуникативных качеств детей с нарушением речи на основе использования кубанских казачьих сказок.

Задачи проекта:

1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.

2. Создание игрового пространства "Батькины сказки", включающее в себя: мини-библиотеку сказок, коллекцию мультимедийных презентаций по развитию речи на основе регионального компонента, дидактическую куклу « Батька», альбом иллюстраций к кубанским казачьим сказкам, «Словарь кубанских диалектных слов», фотографии кубанских писателей, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей;

3. Разработать систему работы по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.

4. Развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляции, мелкой и общей моторики.

Тип проект: исследовательско-творческий, кратковременный

Срок реализации: 1 месяц.

Этапы работы над проектом, его содержание и методы:

I этап. Ориентировочный

Содержание работы:

1. Анализ пространственно-предметной среды МАДОУ с учетом национальных особенностей.

2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития коммуникативных качеств детей –логопатов средствами кубанских казачьих сказок.

3. Выявление понимания и оценки дошкольниками с нарушением речи образов кубанских казачьих сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.

II этап. Моделирующий

Содержание работы:

1. Создание творческой группы родителей и педагогов, планирование ее работы.

2. Ознакомление с проектной идеей коллектив МАДОУ детский сад №3.

3. Разработка концепции проекта "Батькины сказки".

4. Составление педагогического проекта "Батькины сказки".

5. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту и разработка методики мониторинга результатов.

III этап. Деятельностный.

Содержание работы:

1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов с использованием кубанских казачьих сказок.

2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к кубанским казачьим сказкам).

3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.

4. Создание игрового пространства « Батькины сказки».

5. Внедрение проекта в педагогический процесс МАДОУ детский сад №3.

6. Организация работы по взаимодействию с детской районной библиотекой, с краеведческим музеем, с Дворцом культуры, с кинотеатром.

IV этап. Оценочный

Содержание работы:

1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.

2. Обработка результатов контрольного диагностирования.

3. Научное осмысление и описание результатов проекта.

Стратегия проекта "Батькины сказки"

1.Концептуальность.

Оригинальность проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

Создание игрового пространства "Батькины сказки", включающее в себя: мини-библиотеку кубанских казачьих сказок, коллекцию мультимедийных презентаций по развитию речи на основе регионального компонента, коллекцию мультфильмов по мотивам кубанских казачьих сказок, дидактическую куклу « Батька» , альбом иллюстраций к крылатым выражениям , «Словарь кубанских диалектных слов», фотографии кубанских писателей, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей , этнографический уголок.

Весь материал, расположенный в игровом пространстве « Батькины сказки» используется в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволяет организовать разные виды деятельности по мотивам кубанских казачьих сказок , с целью развития коммуникативных качеств детей- логопатов.

Игровое пространство" Батькины сказки" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев кубанских казачьих сказок и воплощению своих идей в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности.

Интеграция в проекте « Батькины сказки» предполагает взаимосвязь речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности, которая отражена в модели развития коммуникативных качеств детей –логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.

Единство воспитательно -образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Мероприятия и план действия по реализации проекта

I блок. Работа с педагогами.

1. Изучение наглядно-методической литературы по вопросам формирования личности ребенка средствами устного народного творчества

2. Составление картотеки, аудио, видео-теки кубанских казачьих сказок, используемых в работе с детьми по плану проекта .

3. Мастер-класс "Использование кубанских казачьих сказок в процессе развития коммуникативных качеств детей-логопатов".

4. Семинар-практикум "Кубанская казачья сказка -как источник речевого творчества детей" (фото 1).

5. Консультация "Психолого-педагогические особенности работы с кубанской казачьей сказкой с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения"

6.Фотовыставка "В гостях у Батьки»

7. Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением

II блок. Работа с детьми.

1.Чтение кубанских казачьих сказок.

2. Рассматривание книг с кубанскими казачьими сказками.

3. Знакомство с творчеством кубанских писателей Е. Александрова, Т.Кулик, Б.Алмазова.

4. Конкурс рисунков по мотивам кубанских казачьих сказок.

5. Участие в работе « Мастерской Батьки».

6. Участие в театрализованной постановке « Как сотник дочь замуж выдавал» (фото 2,3, театрализованная постановка « Как сотник дочь замуж выдавал ).

7.Выставка поделок по мотивам кубанских казачьих сказок.

8.Участие в изготовлении макета « Казачье подворье».

9.Праздник « Посвящение в казачата» с приглашением казаков ст. Каневской (фото4, праздник «Посвящение в казачата»).

III блок. Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей "Приобщение детей к истокам кубанской казачьей сказки"

2. Родительские посиделки "Любимые кубанские казачьи сказки моей семьи" (фото 5, родительские посиделки «Любимые кубанские казачьи сказки моей семьи»)

3. Наглядная информация "Кубанские казачьи сказки - кладезь мудрости"

4. Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей " По дорогам кубанских сказок"

5. "Мастерская Батьки" (изготовление декораций, атрибутов, костюмов к сказкам)

IV блок. Взаимодействие с социальными институтами.

1.Детская районная библиотека.

Посещение выставки книг с кубанскими казачьими сказками.

Викторина по кубанским казачьим сказкам "Золотая крыса", "Есаул и его конь", "Казак и гуси" .

2. Дворец культуры.

Посещение театрализованного представления «Как казаки туркам свинью подложили».

3. Посещение историко-краеведческого музея ст. Каневской.

4. Посещение кинотеатра « Космос».

3. Ресурсное обеспечение

В МБДОУ созданы благоприятные условия для развития детей: комната кубанского быта "Казачья хата", изостудия, музыкальный зал. Они активно будут использованы для реализации проекта. Однако, для наиболее успешного и полного его внедрения, для организации творческой деятельности детей будет создано игровое пространство « Батькины сказки», в которое входят:

1.Сказочные образы из кубанских казачьих сказок : Казак, казачий конь, царь Нептун, Русалка, Змей, Медведь-шатун, Волк, Лиса, Кабан, Дикая собака, Осьминог,

2.Куклы в казачьих костюмах Казак и Казачка;

3. Иллюстрации художников к кубанским казачьим сказкам.

4. Старинная карта Кубанской области.

5.Мини-библиотека:

- книги с кубанскими казачьими сказками ;

- комплекты иллюстраций к сказкам;

-мультимедийные презентации;

- СD диски и аудиокниги с записями казачьих песен и сказок.

- Словарь « Кубанский говор»;

- « Заповеди казаков»;

6. Этнографический мини-музей: (фото 6,7,мини-музей МАДОУ детского сада №3)

- изделия (вышитые, плетенные, глиняные, деревянные);

- предметы быта, одежда, утварь, орудия труда казаков.

-оружие казаков;

-элементы жилища казаков;

-фотографии казаков;

-фотографии кубанских писателей;

- герб, флаг Кубанского казачьего войска;

7. Выставка рисунков и поделок детей по мотивам кубанских казачьих сказок;

8.Макет «Казачье подворье»;

9.Театрально-игровой центр:

- костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;

- театр на фланелеграфе;

- пальчиковый театр;

- куклы Би-ба-бо;

- теневой театр, настольная и напольная ширмы.

10.Этнографический уголок.(фото 8,9, этнографический уголок МАДОУ детского сада №3 )

4. Мониторинг проекта

Для определения состояния работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования кубанских народных сказок разработана трехуровневая система оценки проекта:

•уровни представлений детей о культуре родного края и о кубанских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой);

•эмоциональное отношение детей к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой);

•уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).

Ожидаемые результаты:

• создание игрового пространства "Казачье подворье".

• формирование представлений у детей о кубанских народных сказках

• проявление устойчивого интереса к кубанским сказкам.

• понимание детьми содержания сказочных образов, языковых средств художественной выразительности, обоснование их смысла.

• умение разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев; находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами; проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.

Литература:

  1. Александров Б.Е. Батькины сказки. Издательский дом « Здравствуйте» Краснодар,2002.

  2. Алмазов Б. Казачьи сказки. Издательский дом «Пенаты» Санкт-Петербург, 1996.

  3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Творческий центр, 2003.

  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.– М., 1991.

  5. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1 : От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002.

  6. Е.Л.Трусова. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек. / Сост. Киев, 1991.

  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001.

  8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия : учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008 г.

  9. Тихонова Анна Юрьевна. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел). - Ульяновский гос. пед. ин-т, М., 1999. - 217с. - 16с.

  10. Трусова Елена Леонидовна. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. - Дисс…канд.пед.н. - М.: НИИ дошкольного воспитания, 1986. - 24с. (н.рук.: дпн, проф. Т.С. Комарова).

  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.

  12. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2007.

Использованные интернет-ресурсы:

http://www.scarb.ru/literatura/skazki-byliny-bylichki-bajki/kubanskie-kazachi-skazki/

http://eab.clan.su/index/batkiny_skazki_kubanskie_kazachi_skazki_chast3/0-6

http://www.atamani.ru/a/3900

http://sokrnarmira.ru/index/0-3588

http://kazak-mo.ru/kultura/skazki-kubanskix-kazakovkazak-gonchar.html

http://kulikbook.ru/biblio/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Защита инновационного проекта "Батькины сказки"

Автор: Кондрашова Галина Николаевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204730


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства