Особенностью детей, имеющих речевые нарушения, является их недостаточно развитые коммуникативные качества, кругозор, повышенная двигательная активность, неустойчивое внимание, отвлекаемость, дети агрессивные и неуверенные в себе, замкнутые. Опыт работы показывает, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в речевой работе региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни, обогащать словарь детей-логопатов, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Защита инновационного проекта "Батькины сказки"»
Проект « Батькины сказки»
Актуальность проекта:
Особенностью детей, имеющих речевые нарушения, является их недостаточно развитые коммуникативные качества, кругозор, повышенная двигательная активность, неустойчивое внимание, отвлекаемость, дети агрессивные и неуверенные в себе, замкнутые. Опыт работы показывает, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Целесообразно использовать не только книжную тематику, но и использовать в речевой работе региональный компонент: расширяя представления детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни , обогащать словарь детей-логопатов , дать им возможность почувствовать колорит речи казаков.
Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она является первым звеном той цепочки, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями и со всем человечеством в целом. Сказки всегда искренние, очень мудрые и поучительные. Они высоко поэтичны и нравственны. Сказки помогают ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки .
Таким образом, актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
•значением кубанских казачьих сказок в становлении речевого, интеллектуального, творческого, нравственного развития личности ребенка- логопата.
•мало разработанностью обозначенной темы проекта;
•низким уровнем развития связной речи дошкольников и задач по ознакомлению с художественной литературой.
Проблема проекта:
Какова модель развития коммуникативных качеств детей-логопатов с использованием кубанских казачьих сказок?
Цель проекта :
Разработать модель развития коммуникативных качеств детей с нарушением речи на основе использования кубанских казачьих сказок.
Задачи проекта:
1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.
2. Создание игрового пространства "Батькины сказки", включающее в себя: мини-библиотеку сказок, коллекцию мультимедийных презентаций по развитию речи на основе регионального компонента, дидактическую куклу « Батька», альбом иллюстраций к кубанским казачьим сказкам, «Словарь кубанских диалектных слов», фотографии кубанских писателей, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей;
3. Разработать систему работы по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.
4. Развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляции, мелкой и общей моторики.
Тип проект: исследовательско-творческий, кратковременный
Срок реализации: 1 месяц.
Этапы работы над проектом, его содержание и методы:
I этап. Ориентировочный
Содержание работы:
1. Анализ пространственно-предметной среды МАДОУ с учетом национальных особенностей.
2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития коммуникативных качеств детей –логопатов средствами кубанских казачьих сказок.
3. Выявление понимания и оценки дошкольниками с нарушением речи образов кубанских казачьих сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.
II этап. Моделирующий
Содержание работы:
1. Создание творческой группы родителей и педагогов, планирование ее работы.
2. Ознакомление с проектной идеей коллектив МАДОУ детский сад №3.
3. Разработка концепции проекта "Батькины сказки".
4. Составление педагогического проекта "Батькины сказки".
5. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту и разработка методики мониторинга результатов.
III этап. Деятельностный.
Содержание работы:
1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по развитию коммуникативных качеств детей-логопатов с использованием кубанских казачьих сказок.
2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к кубанским казачьим сказкам).
3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.
4. Создание игрового пространства « Батькины сказки».
5. Внедрение проекта в педагогический процесс МАДОУ детский сад №3.
6. Организация работы по взаимодействию с детской районной библиотекой, с краеведческим музеем, с Дворцом культуры, с кинотеатром.
IV этап. Оценочный
Содержание работы:
1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
2. Обработка результатов контрольного диагностирования.
3. Научное осмысление и описание результатов проекта.
Стратегия проекта "Батькины сказки"
1.Концептуальность.
Оригинальность проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
Создание игрового пространства "Батькины сказки", включающее в себя: мини-библиотеку кубанских казачьих сказок, коллекцию мультимедийных презентаций по развитию речи на основе регионального компонента, коллекцию мультфильмов по мотивам кубанских казачьих сказок, дидактическую куклу « Батька» , альбом иллюстраций к крылатым выражениям , «Словарь кубанских диалектных слов», фотографии кубанских писателей, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей , этнографический уголок.
Весь материал, расположенный в игровом пространстве « Батькины сказки» используется в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволяет организовать разные виды деятельности по мотивам кубанских казачьих сказок , с целью развития коммуникативных качеств детей- логопатов.
Игровое пространство" Батькины сказки" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев кубанских казачьих сказок и воплощению своих идей в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности.
Интеграция в проекте « Батькины сказки» предполагает взаимосвязь речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности, которая отражена в модели развития коммуникативных качеств детей –логопатов на основе использования кубанских казачьих сказок.
Единство воспитательно -образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Мероприятия и план действия по реализации проекта
I блок. Работа с педагогами.
1. Изучение наглядно-методической литературы по вопросам формирования личности ребенка средствами устного народного творчества
2. Составление картотеки, аудио, видео-теки кубанских казачьих сказок, используемых в работе с детьми по плану проекта .
3. Мастер-класс "Использование кубанских казачьих сказок в процессе развития коммуникативных качеств детей-логопатов".
4. Семинар-практикум "Кубанская казачья сказка -как источник речевого творчества детей" (фото 1).
5. Консультация "Психолого-педагогические особенности работы с кубанской казачьей сказкой с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения"
6.Фотовыставка "В гостях у Батьки»
7. Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением
II блок. Работа с детьми.
1.Чтение кубанских казачьих сказок.
2. Рассматривание книг с кубанскими казачьими сказками.
3. Знакомство с творчеством кубанских писателей Е. Александрова, Т.Кулик, Б.Алмазова.
4. Конкурс рисунков по мотивам кубанских казачьих сказок.
5. Участие в работе « Мастерской Батьки».
6. Участие в театрализованной постановке « Как сотник дочь замуж выдавал» (фото 2,3, театрализованная постановка « Как сотник дочь замуж выдавал ).
7.Выставка поделок по мотивам кубанских казачьих сказок.
8.Участие в изготовлении макета « Казачье подворье».
9.Праздник « Посвящение в казачата» с приглашением казаков ст. Каневской (фото4, праздник «Посвящение в казачата»).
III блок. Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей "Приобщение детей к истокам кубанской казачьей сказки"
3. Наглядная информация "Кубанские казачьи сказки - кладезь мудрости"
4. Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей " По дорогам кубанских сказок"
5. "Мастерская Батьки" (изготовление декораций, атрибутов, костюмов к сказкам)
IV блок. Взаимодействие с социальными институтами.
1.Детская районная библиотека.
Посещение выставки книг с кубанскими казачьими сказками.
Викторина по кубанским казачьим сказкам "Золотая крыса", "Есаул и его конь", "Казак и гуси" .
2. Дворец культуры.
Посещение театрализованного представления «Как казаки туркам свинью подложили».
3. Посещение историко-краеведческого музея ст. Каневской.
4. Посещение кинотеатра « Космос».
3. Ресурсное обеспечение
В МБДОУ созданы благоприятные условия для развития детей: комната кубанского быта "Казачья хата", изостудия, музыкальный зал. Они активно будут использованы для реализации проекта. Однако, для наиболее успешного и полного его внедрения, для организации творческой деятельности детей будет создано игровое пространство « Батькины сказки», в которое входят:
1.Сказочные образы из кубанских казачьих сказок : Казак, казачий конь, царь Нептун, Русалка, Змей, Медведь-шатун, Волк, Лиса, Кабан, Дикая собака, Осьминог,
2.Куклы в казачьих костюмах Казак и Казачка;
3. Иллюстрации художников к кубанским казачьим сказкам.
4. Старинная карта Кубанской области.
5.Мини-библиотека:
- книги с кубанскими казачьими сказками ;
- комплекты иллюстраций к сказкам;
-мультимедийные презентации;
- СD диски и аудиокниги с записями казачьих песен и сказок.
- Словарь « Кубанский говор»;
- « Заповеди казаков»;
6. Этнографический мини-музей: (фото 6,7,мини-музей МАДОУ детского сада №3)
- предметы быта, одежда, утварь, орудия труда казаков.
-оружие казаков;
-элементы жилища казаков;
-фотографии казаков;
-фотографии кубанских писателей;
- герб, флаг Кубанского казачьего войска;
7. Выставка рисунков и поделок детей по мотивам кубанских казачьих сказок;
8.Макет «Казачье подворье»;
9.Театрально-игровой центр:
- костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;
- театр на фланелеграфе;
- пальчиковый театр;
- куклы Би-ба-бо;
- теневой театр, настольная и напольная ширмы.
10.Этнографический уголок.(фото 8,9, этнографический уголок МАДОУ детского сада №3 )
4. Мониторинг проекта
Для определения состояния работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования кубанских народных сказок разработана трехуровневая система оценки проекта:
•уровни представлений детей о культуре родного края и о кубанских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой);
•эмоциональное отношение детей к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой);
•уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).
Ожидаемые результаты:
• создание игрового пространства "Казачье подворье".
• формирование представлений у детей о кубанских народных сказках
• проявление устойчивого интереса к кубанским сказкам.
• понимание детьми содержания сказочных образов, языковых средств художественной выразительности, обоснование их смысла.
• умение разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев; находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами; проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Литература:
Александров Б.Е. Батькины сказки. Издательский дом « Здравствуйте» Краснодар,2002.
Алмазов Б. Казачьи сказки. Издательский дом «Пенаты» Санкт-Петербург, 1996.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Творческий центр, 2003.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.– М., 1991.
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1 : От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001.
Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия : учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008 г.
Тихонова Анна Юрьевна. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел). - Ульяновский гос. пед. ин-т, М., 1999. - 217с. - 16с.
Трусова Елена Леонидовна. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. - Дисс…канд.пед.н. - М.: НИИ дошкольного воспитания, 1986. - 24с. (н.рук.: дпн, проф. Т.С. Комарова).
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.
Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2007.