kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательные нетрадиционные формы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательные нетрадиционные формы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи

Просмотр содержимого документа
«Занимательные нетрадиционные формы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи»

Занимательные нетрадиционные формы

взаимодействия с детьми, имеющими

нарушения речи

Волкова А.М.

Учитель-логопед ГБОУ Школа №814 КДО № 870, г. Москва

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль

руки: указывающее, очерчивающее, оборонительное, побудительное, просительное и

другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъ-

яснялись. Прошли тысячелетия, прежде чем развилась словесная речь. Интуитивно люди чув-

ствовали, бессознательно понимали, что проще усваиваются слова, сопряженные с жестами и

мимикой. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, мамы сопровождали слова песни

и игры движениями пальчиков самого ребенка. Отсюда появились известные всем потешки

«Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было

известно очень давно.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие

деятельность мозга, психику детей. И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое

значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию,

способствуют его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а зна-

чит, и мышление. «Сначала руки учат голову, потом умная голова учит руки, затем умные руки

помогают умной голове», — говорил И.П.Павлов.

Многие исследователи (физиологи, психологи, аналитики), занимающиеся проблемой

воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость ста-

новления моторной и речевой функций. Исследования ученых доказали, что уровень раз-

вития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тон-

ких движений пальцев рук. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на

функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают

снять напряжение не только самих рук, но и губ, щек, языка, мышц лица и шеи, прогоня-

ют усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать

речь ребенка.

Исследования М.М.Кольцовой подтвердили, что каждый палец имеет довольно обширное

представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук

предшествует появлению артикуляции слогов. Исходя из того, что пальцы наделены большим

количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека,

японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику, основанную на мето-

де воздействия на руку. Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН РФ счи-

тают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) им-

пульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Чем активнее и точнее движения пальцев

у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Функция руки и речь развиваются

параллельно. Этот феномен нужно использовать в работе с детьми.

Для чего нужно развивать пальчики у дошкольников? В кончиках пальцев рук находится

огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их гимнастикой и самомассажем, мы

воздействуем на работу внутренних органов (массаж большого пальца повышает функцио-

нальную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состоя-

ние желудка, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце, поднимает сопротивля-

емость организма к болезням).

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использу-

ются и нетрадиционные методологические подходы. К ним относятся:

● игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

● массаж с использованием природных материалов (шишки, орехи, крупы, семена рас-

тений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су Джок, аппликатора Кузнецова или

игольчатых ковриков Ляпко;

ра з дел 4 . • Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников

113

● массаж с использованием различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки,

расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).

Упражнения с использованием нетрадиционного материала дети выполняют с большим

удовольствием, потому что задания превращаются в занимательную игру. Игры можно сопро-

вождать потешками, песенками, стихами.

Предлагаю игровые упражнения с использованием нестандартного материала, способству-

ющие развитию мелкой моторики, координации движений рук, стимулирующие зрительное

и слуховое восприятие, развивающие внимание, память, связную речь, обогащающие словар-

ный запас.

Пластмассовый конструктор «Мультикрути»

Предназначен для старшего и младшего дошкольного возраста. Игра в него развивает уси-

дчивость, координацию, крупную и мелкую моторику, формирует и закрепляет ряд интеллек-

туальных умений (знание цветов, форм, размеров). Выполнение задания по образцу и без него

развивает логическое, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания,

фантазию и воображение.

«Плоские и объемные геометрические фигуры»

Задача — собрать буквы, цифры, геометрические фигуры, научиться накладывать и привин-

чивать планки с помощью болтов и гаек так, чтобы отверстия планок точно совпадали друг с

другом

«Пуговицы»

Перед детьми выложить 4 одинаковых набора пуговиц, каждый участник получает поле —

квадрат, разделенный на клетки. Первый ребенок выставляет на клетки ряд пуговиц и называет

их цвет и форму, затем закрывает ряд листом бумаги. Остальные дети каждый на своем поле

должны выложить такой же ряд.

«Пиктограмма из пуговиц»

Прочитайте детям небольшой рассказ. Попросите схематично выложить из пуговиц узло-

вые моменты повествования. Предложите детям пересказать историю, опираясь на собствен-

ную пиктограмму.

Перебирание бус развивает пальчики, их согласованность, силу и ловкость, успокаивает не-

рвы.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

«Платочек»

Возьмите красивый носовой платок за уголок и покажите ребенку, как можно, комкая, це-

ликом вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки,

второй рукой не помогать. Пусть ребенок попробует выполнить задание сначала одной рукой,

затем другой. Можно одновременно комкать два платка двумя руками.

Я сожму в руке платочек –

Получается комочек!

Ловко пальчики сожму,

Я комочек получу!

Пальчиковые игры с орехами (каштанами)

● Вращать орехи (каштаны) между ладоней.

● Вращать их по тыльной стороне каждой ладони.

● Удерживать их поочередно между пальцами рук.

● Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (каштана).

Прищепки

«Подъемный кран». Ребенок берет прищепку тремя пальцами, сжимает и разжимает

ее, затем захватывает ею кусочки ваты и погружает их в контейнер (украшает морское дно).

Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки дает отличную

тренировку кончикам пальцев рук.

«Художник». Делаем из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться

прищепки (например, солнце, а к нему лучики; тучку, из которой пойдет дождик; самолет, к

ра з дел 4 . • Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников

114

которому прикрепим крылья-прищепки, и т. п.). В процессе конструирования различных

предметов можно разучить с ребенком стихотворение, оно поможет расширить и

активизировать словарь, развить память.

Солнышко утром рано встает.

Лучики тянет — тепло нам дает.

Ту же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, Возьмите прищепку со

слабым «захватом» и под стихотворение поочередно «прикусывайте» на ударные слоги стиха

ногтевые фаланги (подушечки) от большого пальца к мизинцу и обратно:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе — кыш!

Крупа. Для создания рисунка, орнамента можно использовать фасоль красную, пеструю

и белую, горох цельный, рис, семечки арбуза, тыквы. В контейнер с крупой можно добавить

каштаны, они понадобятся для выкладывания крупных изображений.

«Лыжи». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи».

Указательным и средним пальцем встаем на «лыжи». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на

каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

«Добрые ежики». Резиновые мячи-ежики замечательно массажируют и развивают кисти

рук. Шипы воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют

кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать:

Ловкими станут пальчики,

Умными девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь — красивой!

Работать с удовольствием и с любовью к детям — залог успеха. Удивляйтесь и радуйтесь вме-

сте со своими воспитанниками!

Литература

1. Белая А.Е., Нирясова В.И. Пальчиковые игры__


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Занимательные нетрадиционные формы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи

Автор: Волкова Анна Михайловна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511701

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства