Занимательные нетрадиционные формы
взаимодействия с детьми, имеющими
нарушения речи
Волкова А.М.
Учитель-логопед ГБОУ Школа №814 КДО № 870, г. Москва
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль
руки: указывающее, очерчивающее, оборонительное, побудительное, просительное и
другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъ-
яснялись. Прошли тысячелетия, прежде чем развилась словесная речь. Интуитивно люди чув-
ствовали, бессознательно понимали, что проще усваиваются слова, сопряженные с жестами и
мимикой. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, мамы сопровождали слова песни
и игры движениями пальчиков самого ребенка. Отсюда появились известные всем потешки
«Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было
известно очень давно.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие
деятельность мозга, психику детей. И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое
значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию,
способствуют его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а зна-
чит, и мышление. «Сначала руки учат голову, потом умная голова учит руки, затем умные руки
помогают умной голове», — говорил И.П.Павлов.
Многие исследователи (физиологи, психологи, аналитики), занимающиеся проблемой
воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость ста-
новления моторной и речевой функций. Исследования ученых доказали, что уровень раз-
вития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тон-
ких движений пальцев рук. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на
функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают
снять напряжение не только самих рук, но и губ, щек, языка, мышц лица и шеи, прогоня-
ют усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать
речь ребенка.
Исследования М.М.Кольцовой подтвердили, что каждый палец имеет довольно обширное
представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук
предшествует появлению артикуляции слогов. Исходя из того, что пальцы наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека,
японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику, основанную на мето-
де воздействия на руку. Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН РФ счи-
тают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) им-
пульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальцев. Чем активнее и точнее движения пальцев
у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Функция руки и речь развиваются
параллельно. Этот феномен нужно использовать в работе с детьми.
Для чего нужно развивать пальчики у дошкольников? В кончиках пальцев рук находится
огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их гимнастикой и самомассажем, мы
воздействуем на работу внутренних органов (массаж большого пальца повышает функцио-
нальную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состоя-
ние желудка, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце, поднимает сопротивля-
емость организма к болезням).
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использу-
ются и нетрадиционные методологические подходы. К ним относятся:
● игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;
● массаж с использованием природных материалов (шишки, орехи, крупы, семена рас-
тений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су Джок, аппликатора Кузнецова или
игольчатых ковриков Ляпко;
ра з дел 4 . • Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников
113
● массаж с использованием различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки,
расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Упражнения с использованием нетрадиционного материала дети выполняют с большим
удовольствием, потому что задания превращаются в занимательную игру. Игры можно сопро-
вождать потешками, песенками, стихами.
Предлагаю игровые упражнения с использованием нестандартного материала, способству-
ющие развитию мелкой моторики, координации движений рук, стимулирующие зрительное
и слуховое восприятие, развивающие внимание, память, связную речь, обогащающие словар-
ный запас.
Пластмассовый конструктор «Мультикрути»
Предназначен для старшего и младшего дошкольного возраста. Игра в него развивает уси-
дчивость, координацию, крупную и мелкую моторику, формирует и закрепляет ряд интеллек-
туальных умений (знание цветов, форм, размеров). Выполнение задания по образцу и без него
развивает логическое, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания,
фантазию и воображение.
«Плоские и объемные геометрические фигуры»
Задача — собрать буквы, цифры, геометрические фигуры, научиться накладывать и привин-
чивать планки с помощью болтов и гаек так, чтобы отверстия планок точно совпадали друг с
другом
«Пуговицы»
Перед детьми выложить 4 одинаковых набора пуговиц, каждый участник получает поле —
квадрат, разделенный на клетки. Первый ребенок выставляет на клетки ряд пуговиц и называет
их цвет и форму, затем закрывает ряд листом бумаги. Остальные дети каждый на своем поле
должны выложить такой же ряд.
«Пиктограмма из пуговиц»
Прочитайте детям небольшой рассказ. Попросите схематично выложить из пуговиц узло-
вые моменты повествования. Предложите детям пересказать историю, опираясь на собствен-
ную пиктограмму.
Перебирание бус развивает пальчики, их согласованность, силу и ловкость, успокаивает не-
рвы.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
«Платочек»
Возьмите красивый носовой платок за уголок и покажите ребенку, как можно, комкая, це-
ликом вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки,
второй рукой не помогать. Пусть ребенок попробует выполнить задание сначала одной рукой,
затем другой. Можно одновременно комкать два платка двумя руками.
Я сожму в руке платочек –
Получается комочек!
Ловко пальчики сожму,
Я комочек получу!
Пальчиковые игры с орехами (каштанами)
● Вращать орехи (каштаны) между ладоней.
● Вращать их по тыльной стороне каждой ладони.
● Удерживать их поочередно между пальцами рук.
● Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (каштана).
Прищепки
«Подъемный кран». Ребенок берет прищепку тремя пальцами, сжимает и разжимает
ее, затем захватывает ею кусочки ваты и погружает их в контейнер (украшает морское дно).
Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки дает отличную
тренировку кончикам пальцев рук.
«Художник». Делаем из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться
прищепки (например, солнце, а к нему лучики; тучку, из которой пойдет дождик; самолет, к
ра з дел 4 . • Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников
114
которому прикрепим крылья-прищепки, и т. п.). В процессе конструирования различных
предметов можно разучить с ребенком стихотворение, оно поможет расширить и
активизировать словарь, развить память.
Солнышко утром рано встает.
Лучики тянет — тепло нам дает.
Ту же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, Возьмите прищепку со
слабым «захватом» и под стихотворение поочередно «прикусывайте» на ударные слоги стиха
ногтевые фаланги (подушечки) от большого пальца к мизинцу и обратно:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе — кыш!
Крупа. Для создания рисунка, орнамента можно использовать фасоль красную, пеструю
и белую, горох цельный, рис, семечки арбуза, тыквы. В контейнер с крупой можно добавить
каштаны, они понадобятся для выкладывания крупных изображений.
«Лыжи». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи».
Указательным и средним пальцем встаем на «лыжи». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на
каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
«Добрые ежики». Резиновые мячи-ежики замечательно массажируют и развивают кисти
рук. Шипы воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют
кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами:
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть –
Ручки будем развивать:
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка — умной,
А речь — красивой!
Работать с удовольствием и с любовью к детям — залог успеха. Удивляйтесь и радуйтесь вме-
сте со своими воспитанниками!
Литература
1. Белая А.Е., Нирясова В.И. Пальчиковые игры__