kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число воспитанников с дисграфией и дислексией. Практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов. В дошкольном возрасте на первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников» »

Выступление  по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников» Выступил: учитель-логопед МБДОУ д/с № 44 Задерей Елена Викторовна

Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников»

Выступил:

учитель-логопед МБДОУ д/с № 44 Задерей Елена Викторовна

Задача: формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи. Фонетика Слоговая структура слова Лексика Грамматика

Задача: формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.

Фонетика

Слоговая структура слова

Лексика

Грамматика

Зависимость овладения слоговой структурой   Фонематическое восприятие Серийно-последовательная обработка информации Артикуляционные возможности Слоговая структура слова Семантическая недостаточность Ритмической, динамической организации движений Мотивационная сфера Оптико-пространственной ориентации

Зависимость овладения слоговой структурой

Фонематическое восприятие

Серийно-последовательная обработка информации

Артикуляционные возможности

Слоговая структура слова

Семантическая недостаточность

Ритмической, динамической организации движений

Мотивационная сфера

Оптико-пространственной ориентации

Методика обследования состояния слоговой структуры слова

Методика обследования детей 3 лет: детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет: предлагаются различные типы слов: простые- из открытых слогов без стечения согласных; более сложные- из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па- ту- ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па- та- ка- ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па- пу- по); из одинаковых гласных, но с разным ударением ( па - па- па, па- па- па, па-па- па );

- отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет: детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов. Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Подготовительный этап.

Фонетическая база:

-овладение произношением всех гласных;

- согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов);

-исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.;

Фонематическая база:

- способность к воспроизведению:

-сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОАИ и пр.)

-слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);

- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);

-согласованных сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА);

- согласованных сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ПЯ);

-слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).

Этап формирования слоговой структуры слова.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р). Отраженное проговаривание и заучивание: Слов, словосочетаний и предложений; Рифмовок и стихов; Скороговорок; Рассказов. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р).

Отраженное проговаривание и заучивание:

  • Слов, словосочетаний и предложений;
  • Рифмовок и стихов;
  • Скороговорок;
  • Рассказов.

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

  • Составление рассказов по опорным словам;
  • Описание предметов;
  • Придумывание конца или начала к рассказу педагога;
  • Сравнение объектов;
  • Диалоги на заданную тему;
  • Рассказывание по воображению;
  • Придумывание сказок по выбору игрушек; и т. п.
Игры и упражнения на развитие звукослогового анализа и синтеза Фонематический и слоговой анализ слов:  1. Игра с мячом, музыкальными инструментами: отстучать столько раз, сколько слогов в слове; отстукивания сопровождаются четким произнесением слогов. 2. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Игры и упражнения на развитие звукослогового анализа и синтеза

Фонематический и слоговой анализ слов:

1. Игра с мячом, музыкальными инструментами: отстучать столько раз, сколько слогов в слове; отстукивания сопровождаются четким произнесением слогов.

2. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

3. «Рассели» животных в вагончики. 4. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

3. «Рассели» животных в вагончики.

4. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

Фонематический и слоговой синтез слов: Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова и прочитать их Разгадывание ребусов Сложи слово

Фонематический и слоговой синтез слов:

Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова и прочитать их

Разгадывание ребусов

Сложи слово

Рекомендуемая литература:   1. Филичева Т. Б. , Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста».  2. Голубева Г.Г. «Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников».  3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей».  4. Левина Р.Е. «Нарушение слоговой структуры у детей».  5. Лопатина Л.В. « Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами».  6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет».  7. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей».

Рекомендуемая литература: 1. Филичева Т. Б. , Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». 2. Голубева Г.Г. «Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников». 3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». 4. Левина Р.Е. «Нарушение слоговой структуры у детей». 5. Лопатина Л.В. « Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами». 6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». 7. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Задерей Елена Викторовна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства