Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников»
Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников»
В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число воспитанников с дисграфией и дислексией. Практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов. В дошкольном возрасте на первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников» »
Выступлениепо теме: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников»
Выступил:
учитель-логопед МБДОУ д/с № 44 Задерей Елена Викторовна
Задача: формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.
Фонетика
Слоговая структура слова
Лексика
Грамматика
Зависимость овладения слоговой структурой
Фонематическое восприятие
Серийно-последовательная обработка информации
Артикуляционные возможности
Слоговая структура слова
Семантическая недостаточность
Ритмической, динамической организации движений
Мотивационная сфера
Оптико-пространственной ориентации
Методика обследования состояния слоговой структуры слова
Методика обследования детей 3 лет: детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Методика обследования детей 4-5 лет: предлагаются различные типы слов: простые- из открытых слогов без стечения согласных; более сложные- из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па- ту- ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па- та- ка- ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па- пу- по); из одинаковых гласных, но с разным ударением ( па - па- па, па- па- па, па-па- па );
- отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет: детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов. Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Подготовительный этап.
Фонетическая база:
-овладение произношением всех гласных;
- согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов);
-исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.;
Фонематическая база:
- способность к воспроизведению:
-сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОАИ и пр.)
-слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);
- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
-согласованных сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА);
- согласованных сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ПЯ);
-слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).
Этап формирования слоговой структуры слова.
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
3-ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.
На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р).
Отраженное проговаривание и заучивание:
Слов, словосочетаний и предложений;
Рифмовок и стихов;
Скороговорок;
Рассказов.
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.
Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.
Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:
Составление рассказов по опорным словам;
Описание предметов;
Придумывание конца или начала к рассказу педагога;
Сравнение объектов;
Диалоги на заданную тему;
Рассказывание по воображению;
Придумывание сказок по выбору игрушек; и т. п.
Игры и упражнения на развитие звукослогового анализа и синтеза
Фонематический и слоговой анализ слов:
1. Игра с мячом, музыкальными инструментами: отстучать столько раз, сколько слогов в слове; отстукивания сопровождаются четким произнесением слогов.
2. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
3. «Рассели» животных в вагончики.
4. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
Фонематический и слоговой синтез слов:
Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова и прочитать их
Разгадывание ребусов
Сложи слово
Рекомендуемая литература: 1. Филичева Т. Б. , Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». 2. Голубева Г.Г. «Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников». 3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». 4. Левина Р.Е. «Нарушение слоговой структуры у детей». 5. Лопатина Л.В. « Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами». 6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». 7. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей».