kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

У ребёнка дизартрия. Чем помочь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизартрия - это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. За сложным определением скрывается простое объяснение: нервный импульс, передающий команды от головного мозга к началу действий мышцам губ, языка, мягкого неба до мышц, частично теряется в пути, доходит с большим опозданием и искаженно, что не может не влиять на качество речи в целом и звукопроизношения в частности).

Проблема не ограничивается неправильной речью: мимика детей данной группы часто бедна, мышцы лица скованы. Отмечается нарушение просодики – ребенок плохо контролирует силу и высоту голоса, интонационное оформление речи бывает несовершенным.

Часто родителей также тревожит неуклюжесть детей, неразвитость общей и мелкой моторики. Простые повседневные действия становятся затруднительными для малыша – он не может аккуратно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки (повсеместное использование застежек-липучек только маскирует проблему, но не решает ее). Ребенок уклоняется от занятий танцами и физкультурой, плохо бегает и прыгает.

Основные причины, вызывающие дизартрию, таятся в патологиях протекания беременности и родов. Это

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«У ребёнка дизартрия. Чем помочь?»

Подготовила учитель - логопед ГАОУ Новобурейская школа-интернат 5 Литвиненко В. Ю.

У ребёнка дизартрия. Чем помочь?

Дизартрия - это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. За сложным определением скрывается простое объяснение: нервный импульс, передающий команды от головного мозга к началу действий мышцам губ, языка, мягкого неба до мышц, частично теряется в пути, доходит с большим опозданием и искаженно, что не может не влиять на качество речи в целом и звукопроизношения в частности).

Проблема не ограничивается неправильной речью: мимика детей данной группы часто бедна, мышцы лица скованы. Отмечается нарушение просодики – ребенок плохо контролирует силу и высоту голоса, интонационное оформление речи бывает несовершенным.

Часто родителей также тревожит неуклюжесть детей, неразвитость общей и мелкой моторики. Простые повседневные действия становятся затруднительными для малыша – он не может аккуратно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки (повсеместное использование застежек-липучек только маскирует проблему, но не решает ее). Ребенок уклоняется от занятий танцами и физкультурой, плохо бегает и прыгает.

Основные причины, вызывающие дизартрию, таятся в патологиях протекания беременности и родов. Это

  • длительные токсикозы

  • кислородное голодание плода

  • инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в первом триместре)

  • затяжные или стремительные роды

  • стимуляция родовой деятельности и многое другое.

Симптомы дизартрии могут проявляться ярко или смазано, неявно в зависимости от степени тяжести речевого нарушения.

При легкой степени тяжести дефекты произношения не мешают окружающим понимать речь малыша. Средняя степень нарушения обусловлена значительной потерей четкости и внятности речи. Если то, что говорит ребенок, практически непонятно даже близким людям из-за грубого дефекта произносительной стороны, мы говорим о тяжелой степени заболевания.

Тяжелая степень речевой патологии нередко сопровождает выраженные моторные нарушения, в частности детский церебральный паралич.

Для получения положительного результата в коррекции дизартрии необходимы содружественные скорректированные усилия нескольких специалистов — логопеда, невролога, врача-физиотерапевта, что обусловлено изначальным органическим поражением центральной нервной системы ребенка.

К сожалению, «волшебной таблетки от речи» не существует. Невролог индивидуально сможет подобрать препараты, способствующие лучшему питанию клеток мозга и улучшению моторики ребенка, в том числе и артикуляционной.

Комплекс врачебной терапии дизартрических расстройств нацелен на развитие и коррекцию крупной и мелкой моторики и включает в себя непосредственно медикаментозное лечение и блок физиопроцедур (массаж, аппаратная коррекция).

Родителям посильно аккуратно проводить простой массаж лица, губ и языка ребенка. Основные приемы — разглаживание и пощипывание лица, легкое массирование губ и мягкого неба большим пальцем (движения при этом производятся в разных направлениях вверх и вниз, по- и против часовой стрелке).

Полезно также совместить ежедневную процедуру чистки зубов с самомассажем лица и языка. Приучите ребенка разглаживать и похлопывать язычок с помощью обратной (резиновой) стороны зубной щетки.

Еще до начала полноценных логопедических занятий можно и нужно заниматься разработкой мышц речевого аппарата ребенка. Для этого мы используем простую артикуляционную гимнастику. Ее базовый комплекс направлен на обучение ребенка произвольному выполнению определенных движений губами и языком - «улыбочка», «трубочка», «часики» и многие другие.

В качестве удачного пособия для родителей хотелось бы упомянуть «Артикуляционную гимнастику» Е.М.Косиновой. Книга составлена таким образом, что упражнения подобраны по степени сложности, подкреплены красочными иллюстрациями для детей и фотографиями и текстовыми описаниями для родителей.

Гимнастику нужно выполнять перед зеркалом ежедневно, уделяя тренировке 10-15 минут.

Для улучшения моторики мышц языка подключите «сладкие» упражнения. Предложите ребенку «приклеить» и подержать какое-то время монпансье к уголку рта или к верхней губе. Пусть малыш прорисует заданную фигуру (круг, треугольник, букву) по джему/сгущенке/йогурту, тонким слоем размазанным по тарелке.

«Развивай пальчики — разовьешь речь», «речь ребенка на кончиках пальцев»...Улучшая мелкую моторику малыша, мы развиваем и речевую моторику тоже. Все дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за тонкие движения пальцев, расположены рядом с «речевыми». При воздействии на одну зону «откликается» и другая.

Для развития мелкой моторики рук подходит пальчиковая гимнастика, а также повседневное использование мелких бытовых предметов (застегнем пуговички, соберем соринки с ковра и скрепки со стола, завяжем шнурки). От фантазии родителей зависит организация специальных игр («Золушка» перебирает из общей чашки горох и фасоль, «мальчик-с пальчик» строит дорожку из спичек и т.д.). Положительно влияют на развитие мелкой моторики ребенка рисование, лепка, аппликация, использование мозаики и конструктора с мелкими деталями.

Старайтесь не превращать упражнения в «уроки», играйте с малышом.

И конечно, родители не должны заниматься коррекцией звукопроизношения самостоятельно. Это может привести к усугублению проблемы. Задача близких взрослых — выполнять рекомендации учителя-логопеда и осуществлять контроль за речью ребенка.

При соблюдении всего вышеизложенного речь ребенка исправится. Успехов Вам и Вашему малышу! Говорите красиво!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
У ребёнка дизартрия. Чем помочь?

Автор: Литвиненко Виктория Юрьевна

Дата: 23.03.2022

Номер свидетельства: 603017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства