Просмотр содержимого документа
«Цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию речи.»
Сборник
коррекционно-развивающих занятий по развитию речи
1 класс
Разработчик:
учитель-логопед
Иваницкая А.С.
Содержание:
Тема: Времена года
Тема: Фрукты
Тема: Овощи
Тема: Осень
Тема: Одежда
Тема: Одежда. Головные уборы.
Тема: Обувь
Тема: Зима.
Тема: Новый год.
Занятие 1.
Тема: Времена года
1.Загадки
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает?
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает — когда это бывает?
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает?
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает — когда это бывает?
2. Игра «Встаньте по порядку» (на доске расставить картинки)
3. Составление рассказов по 4 картинкам (признаки природы)
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- С каким цветом можно связать зиму, весну, лето, осень? Почему?
4. Четыре цвета года
Белый (зима) Белые шапки на белых березах. Белый зайчишка на белом снегу. Белый узор на ветвях от мороза. По белому лесу на лыжах бегу.
Синий (весна) Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лёд. Синий подснежник - житель весенний, На синей проталинке смело растет.
Зеленый (лето) В зеленом лесу на зеленой травинке, Поводит усами зеленый жучок. Зеленую бабочку на тропинке, Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый (осень) Желтое солнце греет слабее. Желтые дыни на желтой земле. Желтые листья шуршат по аллее. Желтая капля смолы на стволе.
5.Составить рассказ по картинке (что изображено, цвет, признаки)
II. Звуки-буквы: А-У
1.Чем отличаются? (звуки произносим и слышим, буквы пишем и видим)
2. см. Методические рекомендации (занятие 1)
3. «Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (альбом, автомат, апельсин, автобус) (А)
4. Артикуляция звуков: «Назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У). Назовите звук, при произношении которого рот широко открыт (А). Характеристика: гласные звуки
5.Игра «Поймай звук А» (хлопнуть в ладоши)
а-о-у-и-а-э-а-у-о-у..
6. Показ буквы А (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы – в тетраде)
7. повторить только те слова, которые начинаются на звук А (Оля, Аня, Инна, Анна, арка, урна и т.д.)
1.«Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (утка, усы, ухо, утюг) (У)
3. Игра «Поймай звук У» ((хлопнуть в ладоши) Слова: улыбка, колесо, закат, роль, клумба, кот, рагу, катушка, вода, забор, улица, руль, помощь.
4. Показ буквы У (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
5. Игра «Угадай слово» (поставить А или У)
Как скажем ууупельсин или ааапельсин? И так с каждым словом …тюг,…льбом, …ши, …втобус,…тка,…стра. (прохлопать количество слогов, составить слоговые схемы с ударением – в тетераде)
Работа с геометриком: натянуть буквы А и У
III Изложение (устно)
Осень.
Летом листва была зеленой. Осенью лес пожелтел и покраснел. Дуб перед окном надел цветной наряд. Во дворе много лип и берез. Двор стал очень красив.
План.
Какой была листва летом?
Каким стал лес осенью?
Что произошло с дубом?
Каких деревьев много во дворе?
Каким стал двор?
IV Итог
Приложение 1
Занятие 2
Тема: Фрукты
1.1«Как назвать лимон, яблоко, апельсин, грушу, сливу одним словом?» (фрукты)
- Где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)
- Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
-синяя, сладкая (кислая), сочная, с косточкой (слива)
1.3 Составить описательный рассказ по плану:
Что это?
Какой формы?
Какого цвета?
Какой на ощупь?
Какой на вкус?
Что можно приготовить?
Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д. Из яблока можно приготовить яблочный сок.
Звуки-буквы: Ы-Э
2.1 Артикуляция Ы: язык находится глубоко во рту. Характеристика: гласный.
2.2 Игра «Поймай звук Ы» ((хлопнуть в ладоши) Слова: дом, мак, дым, ком, усы, бык, мох, весы, кот, дубы, кит, дыня, бок, тыква.
2.3 Показ буквы Ы (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
— Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными, тушеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Л о г о п е д. Я буду продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями. Я буду спрашивать вас: «Что вы хотите купить?» Вы начинайте свой ответ со слов «я хочу купить». Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Кто будет первым покупателем? Что вы хотите купить? 1-й р е б е н о к. Я хочу купить платье. Оно желтое, красивое, с кармашками. Логопед. Вот ваша покупка. Пожалуйста. (Отдает ребенку предметную карточку.)
1.3 Уметь различать: зимнюю, осеннюю, летнюю, спортивную; одежду для мальчиков и девочек.
2 Звуки-буквы: П-Б; П'-Б'.
2.2 Уточнение артикуляции звуков, их характеристики (глухие, звонкие), чем отличаются.
2.3. Воспроизведение слоговых рядов
Ба-па-па
Пи-пи-би
Ба-ба-па
Пи-би-би
Ба-па-ба-пи-би-пи
2.4 Игра «Измени звук», вместе с логопедом. Слова: бас - пас, балка - палка, бетон-…, бар-…, бочка-…, бить-…, бух-…, пилить-…, бабочка-….
2.5 Показ букв (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду? (Нет) Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.) Какую летнюю одежду вы знаете ? (Шорты, платье, сарафан и т.д.) А зимой? (Зимнюю.) Какую зимнюю одежду вы знаете? (Свитер, колготы, шубка и т.д.)
1.5 Уметь различать нижнюю одежду(нижнее белье, которое одевается на тело) и верхнюю одежду (одевается поверх нижнего).
1.6 Беседа.
Чем рубашка отличается от футболки ? А что общего ? Чем футболка отличается от майки ? А что общего ? Аналогично: свитер и рубашка, колготки и брюки, колготы и носки, пальто и куртка и т.д.
3 Итог
Приложение 5
Занятие 6.
Тема: Одежда. Головные уборы.
1.1 «Почему человек меняет одежду в зависимости от времени года?» (обсудить)
«Что такое головные уборы. Назвать их. Чем накрыть голову, если нет головного убора?»
1.2 «Скажи ласково», «Один-много»
Шляпа – шляпочка – шляпы
Кепка – Платок –
Шапка – Фуражка –
Панама – Берет –
1.3. «Какие головные уборы вы помните? Для чего мы их носим?»
2.4 Показ букв (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
2.5 Повтори за логопедом:
Надя дыню недоела,
Наде дыня надоела.
Мореплаватель припрятал
Проигрыватель и громкоговоритель.
2.6Работа с геометриком: натянуть буквы Д и Т
3 Изложение.
Подвиг.
Воробьиная семья жила над дверью дома. Один раз из гнезда выпал маленький птенчик. Он кричал и хотел взлететь. К нему подкрался кот. Спасать птенца кинулась мама.
План:
Где жила воробьиная семья?
Кто выпал из гнезда?
Что делал птенец?
Кто подкрался к птенчику?
Кто кинулся спасать птенца?
4 Итог
Приложение 6
Занятие 7
Тема: Обувь
1.1 Назвать обувь, изображенную на доске.
1.2 -Что такое обувь? -Зачем она нужна нам? -Какая бывает обувь? (зимняя, летняя, осенняя) -Какую вы знаете летнюю обувь? (сандалии, босоножки шлепанцы)
2.3 Показ букв С-З (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
2.4 Повтори за логопедом:
В миске у киски-
Мясо и сосиски.
Сеня сено косит,
Саня сено носит.
У Зины – мозаика,
У Изы – зайка,
У Зои – мимоза,
У Кузи – заноза.
Работа с геометриком: натянуть буквы С и З
3 Изложение (устно)
Зимой.
Наступила зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках.
План:
1.Какое время года наступило?
2.Чего много в саду?
3.Куда идут Зоя и Соня?
4.Кого возит Зоя на санках?
4 Итог
Приложение 8
Занятие 9
Тема: Новый год.
1.1 Какой сейчас месяц? А какое число? Какой праздник приближается?
1.2 Загадка.
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (елка)
-Какие еще вы знаете слова, связанные с Новым годом? (хлопушка, мишура, конфеты, мандарины, желание, подарки, чудеса и т.д)
1.3 «Продолжи предложение».
-Что делают люди накануне Нового года?
Люди ходят по…
Все покупают…
Люди наводят порядок в …
Люди наряжают…
Люди накрывают праздничный…
В полночь часы бьют…
Все люди загадывают…
2 Звуки-буквы: Ж-Ш
2.1Характеристика звуков. Установление сходства между ними.
2.2 Игра «Измени звук», хором, вместе с логопедом.
Шитье – житье
Наживка –
Шило –
Мажет –
Тужить –
Шить –
Шар –
2.3 Показ букв Ш-Ж (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)
2.4 Повтори за логопедом:
В шапке у Мишки – мышка,
А шахматы – под мышкой.
Дышат кошки, дышат мышки,
Дышат мишки и детишки.
Увижу Женю-
Покажу ежа,
Увижу Жанна-
Покажу ужа.
2.5 Работа с геометриком: натянуть буквы Ш и Ж
3 Изложение.
Птичка.
Это случилось зимой. Птичка прилетела к окну. Она была слаба от голода. Ребята стояли у окна. Им стало жаль птичку. Они открыли форточку. Птичка влетела в дом.
План:
Когда это случилось?
Куда прилетела птичка?
Что с ней было?
Кто стоял у окна?
Что сделали ребята?
1.4 Загадки.
Он приходит в зимний вечер Зажигать на елке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это? (Дед Мороз)
Вился, вился белый рой. Сел на землю - стал горой. (сугроб)
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (снежинки)
Зимой, в часы веселья Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня ...(хлопушка)
1.5 Составление рассказа по картинке (новогодняя тематика)
4 Итог
План:
Когда это случилось?
Куда прилетела птичка?
Что с ней было?
Кто стоял у окна?
Что сделали ребята?
1.4 Загадки.
Он приходит в зимний вечер Зажигать на елке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это? (Дед Мороз)
Вился, вился белый рой. Сел на землю - стал горой. (сугроб)
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (снежинки)
Зимой, в часы веселья Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня ...(хлопушка)
1.5 Составление рассказа по картинке (новогодняя тематика)
4 Итог
Приложение 9
Список литературы:
Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.
Артемова Л. В. Театрализованные игры. М. Просвещение 1991г.
Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. –