Просмотр содержимого документа
«Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда
и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательностии творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играхи игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Решает учитель-логопед
Решают воспитатели
Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Побуждать детей:
обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
побуждать детей к речевому общению между собой.
Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям).
Постоянное активное общение с детьми:
- отвечать на все вопросы детей;
- побуждать к познавательному общению во время прогулок;
- беседовать по поводу прочитанного и т. д.
Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).
Заполнение речевой карты.
Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).
Заполнение мониторинга.
Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала.
Составление перспективного тематического плана работы.
Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы.
Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей.
Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.
Логопед:
Воспитатель:
-начинает работу над звукопроизношением;
- использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях;
-начинает работу над грамматическими темами;
- расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалогической и монологической).
- продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения;
- начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме;
- закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы;
- начинает работу над развитием связной речи детей.
Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:
- речь взрослых должна быть четкой, ясной, красочной, грамматически правильной;
- общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;
- при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт;
- обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета.
Предъявление детям образцов правильной литературной речи:
- включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;
- обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;
- прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;
- поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.);
- организация и проведение специальных речевых игр; — приобщение детей к культуре чтения;
- развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением).
По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования .жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников).
Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):
-выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;
-передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;
-использование различных форм обращений к детям;
- включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;
- заучивание речевого материала разной степени сложности.
Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры:
- на внимание;
- тренирующие наблюдательность;
- на быстроту реакции;
- приучающие ценить время;
- развивающие глазомер;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- на смекалку;
- на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;
- игры-диалоги, игры-сценки.
Развитие фонематического восприятия:
- полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-йпериод обучения);
-преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;
- преобразование слогов в слова (ко — шко — школа);
-дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие);
- образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем);
- включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию).
Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:
-овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них;
-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;
- знакомство со словами-омонимами;
- дифференциация синонимов (сосуд для питья — стакан, кружка, чашка и др.);
- подбор эпитетов;
-использование антонимов, в упражнениях на противопоставление;
- расширение глагольного словаря;
- различение слов, обозначающих часть и целое
Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.
Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.
Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей.
Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов.
Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.-
Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.
Обучение рассказыванию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности.
Совершенствование умения составлять рассказы:
- рассказы-описания;
- рассказы по серии картинок;
- рассказы по сюжетным
картинкам;
- пересказы художественных текстов;
- пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времени
и т. д.);
- рассказы с элементами iтворчества;
- сочинение сказок
Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов:
- интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;
- заполнение схемы (начало, середина, конец рассказа) различным содержанием;
- уточнение характеристики персонажей и их действий;
- включение в рассказ диалогов действующих лиц;
- использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета.
Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов.
Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости).
Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.
Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми».
Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов.
Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение).
Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов.
Логопед:
Воспитатель:
- составляет расписание занятий;
- дает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами;
- использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач ;
- привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);
- направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.).
- обеспечивает соблюдение режима дня (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.);
- обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;
-создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей;
- осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.);
- осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов.
СЕНТЯБРЬ 3 неделя
Лексическая тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!
Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.
Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Осенний ветерок»
Упражнение для языка «Лужа»
Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
4. Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
5. Загадки
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Его весной и летом –
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
СЕНТЯБРЬ 4 неделя
Лексическая тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.
Меняют направление бега.
Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
Два наклона к носочкам.
2. Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла.
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке —
Всем дадим по ложке.
Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками.
Приседают, «шагают» пальчиками
Встают, мешают указательным
пальцем правой руки в ладошке левой.
Загибают по одному пальчику на
обеих руках на каждое название.
Развитие лексико-грамматического строя речи
1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)
Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса - ...(рисовая).
2. Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел? (Из магазина)В магазин от куда попал? (Из пекарни)Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)Из чего пекут хлеб? (Из муки)Из чего мука?
(Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб, )
7. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … 8. Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … 9. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .
Развитие связной речи
1. Выучить и уточнить значение пословиц:
Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.
2. Заучивание стихов о хлебе.
Дополнительный материал:
1. Чтение стихотворения С. Погореловского Вот он - хлебушек душистый. Вот он - теплый, золотистый, В нем - здоровье наше, сила, В нем - чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло!