Тема занятия. Дифференциация букв И-Й по оптическому сходству. Транспорт.
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1.Закрепление в произношении звуков и написании букв И-Й в слогах ,словах ,предложении.
2. Развитие лексико - грамматической стороны речи..
3. Расширение,уточнение словаря по теме «Транспорт».
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие артикуляционной моторики;
2.Развитие мелкой и общей моторики;
3.Развитие фонематического анализа и синтеза
4.Развитие внимания ,мышления ,речи;
Коррекционно- воспитательные:
1.Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения.
2.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование : зеркала ,схема дыхательной гимнастики , карточки для артикуляционной гимнастики, салфетки, мешочек , презентация ,
словарные слова (соловей , соловьи ,трамвай , трамваи, сарай ,сараи,
зайчик, чайник, загадки, предметные картинки, жетоны , кассы ,цветные карандаши.
Ход занятия
I.Орг.момент
-Доброе утро!
Сегодня на занятии продолжим работу над грамотной и правильной речью.
-Какое сейчас время года?
-Какой сегодня месяц?
-Какой сегодня день недели?
-Правильно.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Разогреем наши язычки.
1.Хоботок
2.Лопаточка
3.Чашечка
4.Часики
5.Накажи язычок
6.Грибок.
3. Игра « Четвёртый лишний»
Соловей , ворона , дятел ,сорока.
4. Повторение пройденного
- Посмотрите на картинки и скажите что или кто на них изображён?
-Какая птица лишняя? (соловей)
Почему? (соловей - перелётная птица ,а ворона ,дятел, сорока - зимующие птицы)
5.Целевая установка
-Отгадайте загадку
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? …
(Соловей)
Какой последний звук в этом слове? (Й)
6.Артикуляционная характеристика Й
- Дай характеристику этому звуку (согласный, потому что встречает преграду, звонкий, мягкий)
Звуко- буквенный анализ слова соловей.
(Соловьи )
-Какой последний звук в этом слове? (И)
7. Артикуляционная характеристика И
- Дайте характеристику этому звуку (гласный, потому что не встречает преграду, образует слог)
8. Сообщение темы занятия.
- Кто догадался над какой темой мы будем работать? (Буквы И-Й)
Запись в тетрадь числа и темы.
Почитаем слоговые таблицы
ай - ой - ий - уй - эй
аи - ои - ии - уи - эи
кий - лий - ний - пий
вии-кии - тии-пии
9. Наблюдение за графическим образом букв.
Букву Й зовут и кратким
Й как и в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Что общего в написании букв И-Й? (наклонная палочка с закруглением внизу)
Чем отличаются? ( у буквы Й сверху галочка)
10. Игра «Один - много»
Каравай- караваи
Воробей- воробьи
Трамвай - трамваи
Сарай - сараи
Проверка задания.
11. .Работа в тетрадях.
Вставь пропущенную букву и -красным цветом, й - зелёным цветом, подели слова на слоги.
Н_тк_, ма_ка, г_тара.
Проверка задания. Нитки, майка, гитара.
12. Физкультминутка «Зайка»
Зайка серый умывается ,
Видно в гости собирается ,
Вымыл хвостик ,
Вымыл ухо ,
Вытер сухо .
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт .
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз ,
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
13. Закрепление звука в словах Игра «Поймай звук»
Читаем слова со звуком Й, а потом со звуком И.
Индюк ,каравай , лиса ,воробей ,чайник, лайка, йод ,чай , муравьи , лейка
14. Работа с рисунком.
Назови предметы.
- В названии каких предметов есть звук И или Й?
Где находится звук в начале, в середине, в конце слова?
Лайнер, самосвал, автобус, автомобиль.
Как одним словом назвать эти картинки?
Какие виды транспорта вы знаете?
15. Итог занятия.
-В заключении мне хотелось бы спросить : какие звуки мы сегодня изучали?
Чем они отличаются на письме? ( у буквы Й сверху галочка)
Чему мы научились на занятии?
Охарактеризуй звук [Й]. (согласный, потому что встречает преграду, звонкий, мягкий)
Охарактеризуй звук [И]. (гласный, потому что не встречает преграду, образует слог)
Что общего в написании букв И-Й. (наклонная палочка с закруглением внизу)
Как добиться того , чтобы не допускать ошибок в словах с этими звуками?
(развивать слух и выполнять тренировочные упражнения)