Тема публикации: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Тема публикации: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
У детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются специфические разнообразные трудности в произношении звуков, отмечается низкий словарный запас, нарушен грамматический строй речи, а также страдает темпо - ритмическая и интонационная стороны речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема публикации: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"»
Тема публикации: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Подготовила: учитель-логопед Сурина С.А.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Речь является важной функцией обеспечивающей полноценное развитие человека. Благодаря речи ребенок учится мыслить, осуществлять коммуникацию, включаться в социум и осуществлять активное взаимодействие с окружающими. Р.Е. Левина писала, что «…овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий». Поэтому какие-либо отклонения в развитии речи влияют на формирование психических функций и входящих в их состав мыслительных операций, что влияет не только на усвоение чтения и письма, но и на усвоение всех школьных навыков. Вследствие неполноценно процесса регуляции и самоконтроля, у учащегося появляются трудности в обучения, что влечет за собой появление личностных черт характера (замкнутость, неуверенность в себе и другие). Помимо речевых трудностей, отмечаются проблемы ориентировки в пространстве, трудности определения формы и размера. Дети с ТНР неправильно формируют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи, все это приводит к нарушению у детей сформированности читательской компетенции.
Конкретныеㅤпричины, которые приводят к поражениюㅤмозга, могутㅤдействовать в различные периоды: перинатальный (токсикоз, хронические заболевания матери: туберкулез, сердечно-сосудистыеㅤзаболевания, алкоголизм), натальный (патология родов: затяжные или стремительные, асфиксиейㅤноворожденного) и постнатальный (болезни в течение первого месяца жизни: желтуха, пневмония, травма головы, последствия прививок). У таких детей сохранным остается слух и интеллектуальные особенности. В зоне поражения оказываются компоненты речевой системы, которые влияют на развитие звуковой и смысловой сторон речи. Наблюдается задержка речевого развития и позднее формирование речи, скудность словарного запаса, преобладание аграмматизмов, дефекты звукопроизношения.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это дети, которые в структуре своего дефекта имеют нарушения в формировании речи, как языковой системы с сохранным слухом и интеллектом.
Важно отметить, что у детей с ТНР наблюдается низкая познавательная активность, быстрое утомление, неодинаковое участие психических функций. В связи с эти у школьников с ТНР отмечается повышенная раздражительность. Быстрое утомление приводит к нарушениям сна, вялости, снижение работоспособности. В моторной сфере наблюдаются нечёткая координация движений. Дети не могут удерживать ритм музыки и совершать движения в такт, наблюдаются сложности в прыжках на одной и двух ногах, затруднен перекат мяча с одной руки на другую, переменное чередование ударов мяча об пол и передача его на небольшом расстоянии сверстнику и др. Также у детей с тяжелым нарушением речи наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, а в частности координации кистей рук, пальцев. Затруднено повторение серии движений, заторможенность на одной позе при выполнении серии движений.
У таких детей проявляется неуверенность в себе, снижена концентрация внимания, низкая мотивация, трудности в коммуникативных навыках с окружающими, нет стойкости в интересах, эти дети обидчивы и агрессивны. Наблюдается негативность в поведении, нерешительность в своих действиях, повышенная агрессия или наоборот, застенчивость. У детей с ТНР внимание неустойчивое, им трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Объем памяти сужен, учащиеся быстро забывают учебный материал, особенно вербального. Также у них снижена активная направленность в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста, а кратковременная слухоречевая память состоит 3-4 слов. У детей с ТНР наблюдаются трудности в формировании навыков саморегуляции и самоконтроля.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются специфические разнообразные трудности в произношении звуков, отмечается низкий словарный запас, нарушен грамматический строй речи, а также страдает темпо - ритмическая и интонационная стороны речи. Трудности в формулировке высказывания, влечет за собой такие нарушения как: голосовой модуляции, страдает просодическая сторона речи, затруднения в отборе артикуляционной позы или её отсутствие, а также различного рода фонетических дефектов. Речь ребенка с ТНР нечеткая, с искаженным звукопроизношением. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких групп согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (произнесение характеризуется невнятностью, искажением, преобладает назальный оттенок). Нарушено восприятие фонем (звуков) и их различения. Возникает из - за нечеткой, смазанной речи, которая нарушает процесс формирования правильного образа звука. Присутствует ограничение движений в речевой и мимической мускулатуре у ребёнка.
При чтении у детей с тяжёлыми нарушениями речи на разных этапах развития наблюдаются специфические ошибки. Такие как добавление других букв, пропуски букв, замена одних букв другими при смешении звуков, сходных по артикуляции, либо звучанию, либо графически сходных букв (Ш-И, Ж-Х, Н-П, Р-Г, В-З), затруднения при сливании букв в слоги и слова, замены другими словами, нарушения в произношении букв, повторы слов, аграмматизмы при чтении (изменение числа и падежных окончаний существительных). В процессе чтения важную роль играет и боковое зрение, которое позволяет вести глаз вдоль строки, не соскальзывая с нее. Считается, что боковое видение расширяет равномерный охват тех слов, которые не находятся в фокусе, и тем самым ускоряет осмысление. Такой навык чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи не cформирован, и это приводит к тому, что замедляется и сам процесс чтения. Во время чтения учащиеся «сползают» с одной строчки на другую, также процесс чтения нарушается из-за частых остановок, и происходит торможение.
У детей с ТНР при чтении проявляются нарушения в выразительности, правильной постановке ударения, интонационной структуре предложения. Дети голосом не отображают интонационную законченность предложения, неправильно могут разделить предложение на части. Поэтому нарушается смысл, понимание прочитанного текста. Чтение и устная речь как различные стороны единого языкового процесса внутренне тесно связаны, поэтому различные нарушения устной речи, несомненно, отражается на процессе чтения. Ошибки в чтении закономерно связаны с дефектами произношения.