kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке раскрываются вопросы использования различных видов театров в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Приведены фотографии и описание различных видов театров, а также, варианты использования по разным направлениям коррекционно-педагогической работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯСЛИ-САД №10 г. РОГАЧЕВА»











ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

И ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ПЕРВОГО УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









Максимова Светлана Александровна

учитель-дефектолог,

+375 (044) 776 36 17

e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]


Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи подразумевает постоянный поиск различных приемов и средств, оптимизирующих процесс коммуникации, способствующих преодолению речевого негативизма и повышению уровня речевой активности у воспитанников младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.).

В собственной коррекционно-педагогической работе я практически постоянно сталкиваюсь с проблемой речевого негативизма у логопатов, особенно присущего детям младшего дошкольного возраста. Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при относительно сохранной способности говорить и понимать речь. Речевой негативизм встречается у детей с общим недоразвитием речи, является одним из характеризующим его компонентом и осложняет, часто замедляет коррекционно-педагогический процесс.

Воспитанники младшего дошкольного возраста с ОНР (I ур.р.р.), у которых наблюдается речевой негативизм, испытывают чувство нежелания общаться с окружающими людьми, что особенно ярко проявляется в малознакомой обстановке и усугубляется наличием ряда иных проблем: несформированностью коммуникативных умений, бедностью словарного запаса, отсутствием полноценных монологической и диалогической форм речи и рядом индивидуально-психологических особенностей. Таким образом, проблемным полем является разрыв между развитием речи ребенка младшего дошкольного возраста в онтогенезе и актуальным уровнем развития речи у ребенка с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.), осложненного проявлениями речевого негативизма.

Ценностными основаниями процесса преобразования коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.) являются: а) Положение Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями о признании права ребенка на индивидуальность и уникальность «Каждый ребенок имеет уникальные способности, интересы, способности и учебные потребности. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей» [3]; б). Кодекс Республики Беларусь об образовании (статья 3, пункт 4); в) Конвенция о правах ребенка (статья 27, пункт 1). Воплощение данных ценностей в контексте работы с по преодолению речевого негативизма и повышению уровня речевой активности подразумевает предоставление системой образования каждому ребенку возможности получения коррекционно-педагогической помощи в индивидуальном темпе работы и с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Целью проектируемой деятельности является ребенок младшего дошкольного возраста, владеющий более высоким уровнем развития речи, с достаточным уровнем мотивации к общению. Развитие речевой активности детей является одной из главных задач коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается как свойство личности, проявляющееся в способности выражать собственные мысли и воспринимать речь другого человека. Недостаточное развитие речевых средств у детей с общим недоразвитием речи ограничивает круг их общения и приводит к возникновению замкнутости, стеснительности, безынициативности.  В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.  Анализ литературы свидетельствует о том, что мало изучены оценочные критерии речевой активности детей. Мало внимания уделяется разработке системы занятий, способствующих развитию речевой мотивации. На мой взгляд, решение этих вопросов позволит повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря об отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению понятия «речевая активность». И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин рассматриват её как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью. Б.Г.Ананьев, М.М.Бахтин, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина как условие речевого общения. Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия как показатель интеллектуального развития. Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь», которые используются как синонимы. Под коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. Проявлениями речевой активности исследователи считают: быстроту речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи. Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его потребность во взрослом будет различной. Для осуществления коммуникативной деятельности и проявления речевой активности, по мнению Л.А.Венгер, необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от: а) особенностей характера ребенка; б) наличии потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов бучения); характера педагогического общения педагога с обучающимся; характера общения товарищей по учебной группе.

Процесс повышения уровня речевой активности и развития языковой способности детей предполагает развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям, а также, развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Эти задачи тесно связаны друг с другом и успешно реализуются посредством использования технологии театрализованной деятельности. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. При речевых нарушениях имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. Поэтому в систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать театрализованную деятельность (а именно театрализованные игры и упражнения), которая содействует повышению умственной активности, совершенствованию речевых навыков, способствующие развитию и повышению эмоциональной и социальной активности.

Выбор основных принципов, конкретизирующих выстраиваемую работу по преодолению речевого негативизма и повышению уровня речевой активности детей младшего дошкольного возраста с ОНР (I ур.р.р.) основывается на общедидактических подходах:

  • принцип доступности, последовательности и систематичности, который подразумевает раскрытие потенциальных возможностей детей с общим недоразвитием речи, с опорой на идею Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития";

  • принцип социально-адаптирующей направленности образования: этот принцип осуществляется путем реализации технологии театрализованной деятельности как средства развития социально-коммуникационных умений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня речевого развития;

  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода подразумевает организацию специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

  • принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании -- определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

  • Положение о взаимосвязи речи и других психических функций (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Поиск путей преодоления этой проблемы побудил меня подбирать разнообразные приемы речевого стимулирования, и одним из них стало использование театральных персонажей из разных видов театров в ходе общения с дошкольниками и в коррекционно-педагогическом процессе. [2] Выстраивание общения подобным образом дает учителю-дефектологу больше маневров и позволяет если не полностью преодолеть, то минимизировать проявления речевого негативизма, а также, повысить уровень речевой активности дошкольников. Это обусловлено своего рода «заменой» общения со взрослым на общение с приятным и знакомым ребенку интересным сказочным персонажем [4].

Процессуальная характеристика технологии театрализованной деятельности как средства преодоления речевого негативизма и повышения уровня речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.) состоит из этапов:

  1. Начальный диагностический этап.

Цель: определить наличие либо отсутствие речевого негативизма, актуальный уровень речевой активности детей младшего дошкольного возраста с ОНР (I ур.р.р.).

Средства достижения цели: диагностические карты, дополненные критериями оценки наличия речевого негативизма и уровня речевой активности, диагностический инструментарий, анкеты для педагогов, родителей, отражающие сведения об изучаемой проблеме.

Результат этапа (продукт): сведения о наличии либо отсутствии речевого негативизма у детей младшего дошкольного возраста с ОНР (I ур.р.р.), сведения об уровне речевой активности, отраженные в диагностических протоколах изучения.

  1. Подготовительный этап:

Цель: наладить эмоциональный контакт с воспитанником посредством использования игрушек, театральных персонажей, минимизировать речевой негативизм, создать условия для подражательной деятельности.

Средства достижения: игрушки, театральные персонажи, картотека алгоритмизированных схем ведения диалогов с использованием игрушки.

Результат этапа (продукт): развитие подражательной речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.), создание эмоционально благоприятной обстановки для коммуникации и повышение мотивации к общению.

  1. Основной этап:

Цель: повысить уровень речевой активности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем расширения и активизации словарного запаса, формирования лексико-грамматических средств языка, развития связной речи при знакомстве с литературными произведениями и их персонажами; сформировать умение слушать и понимать обращённую речь, вступать в разговор (небольшие диалоги) и поддерживать его, отвечать на вопросы, сформировать умение в большей мере пользоваться интонационными средствами выразительности.

Средства достижения: разнообразные театральные персонажи, различные виды театров (театр масок, театр шапочек, театр «Би-ба-бо», театр на ложках, театр на цилиндрах, театр игрушек, магнитный театр, пальчиковый театр на фланелеграфе, настольно-плоскостной театр и др.); педагогическое руководство при разыгрывании бытовых, сказочных ситуаций, демонстрации образца речевой деятельности, вовлечении ребенка во взаимодействие, подсказывание реплик, объяснение действий; перспективное планирование работы по развитию всех компонентов связной речи, навыков социального взаимодействия, посредством использования театральной деятельности, консультации для педагогов учреждения дошкольного образования, законных представителей детей.

Результат этапа (продукт): активная речь детей младшего дошкольного возраста с более высоким уровнем пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических средств языка, развития связной речи.

  1. Аналитический этап:

Цель: проанализировать эффективность проведенной работы в рамках использования технологии театрализованной деятельности по повышению уровня речевой активности и преодолению речевого негативизма у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.).

Средства достижения: диагностические карты, наблюдение за детьми.

Результат этапа (продукт): внедрение методов технологии театрализованной деятельности в работу по повышению уровня речевой активности и преодоления речевого негативизма с детьми с общим недоразвитием речи (I уровня речевого развития).

  1. Диагностический контрольный этап:

Цель: изучить диагностические карты индивидуально-типологических особенностей воспитанников, дополненные критериями, отражающими степень сформированности навыков социальной коммуникации, наличия или отсутствия речевого негативизма, уровень речевой активности с целью прослеживания роста качественных показателей в работе с детьми с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.).

Средства достижения: диагностические карты, анкеты для родителей, наблюдение за детьми.

Результат этапа (продукт): сведения об уровне развития речи детей, отраженные в картах изучения индивидуально-типологических особенностей.

Применение технологии театрализованной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе позволяет решать широкий спектр вопросов речевого развития и с высоким уровнем эффективности позволяет повысить уровень речевой активности и преодолеть речевой негативизм у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I ур.р.р.).



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карчевская Л.М. Театральные фантазии: организация театральной деятельности в детском саду. – Мозырь: Содействие, 2007.

  2. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц особыми потребностями: принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. //Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителей-дефектологов / под ред. Л.М.Шипициной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – с. 159-162.

  3. Старжинская Н.С. Детская речь: пособие / Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина. – Минск: Пачатковая школа,2016.

  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

  6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС, 2001.



Ресурсное обеспечение технологии театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста по повышению речевой активности и преодолению речевого негативизма:

Этапы построения работы с театрализованным персонажем, игрушки (опосредованное общение ребенка со взрослым через игрушку – персонаж):

  1. Сюрпризный момент: появление игрушки

  2. Называние игрушки, персонажа.

  3. Приветствие (невербальное/вербальное).

  4. Рассматривание внешнего вида.

  5. Называние действий, которые выполняет персонаж.

  6. Звукоподражания, реплики, характерные персонажу.

  7. Организация игры (по выбору детей, либо запланированной) с персонажем.

  8. Прощание с персонажем.























Консультация «Как преодолеть речевой негативизм?»

Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. Существуют довольно простые способы преодоления речевого негативизма, которые сможет применять любой родитель для помощи своему ребенку.

  1. Говорить с ребенком нужно короткими понятными и четкими фразами (не более 4 слов, с интонацией завершенности). Например, фразу «На улице тепло и поэтому мы пойдем гулять» лучше разделить на две: «На улице тепло». «Мы идем гулять».



  1. Четко, плавно и медленно произносить слова во фразе, не говорить резко, по слогам.



  1. Говорить, чуть преувеличивая интонацию (больше радости, больше удивления и т.п.)



  1. Стараться использовать короткие слова, доступные к пониманию и повторению, постепенно (по мере возрастания уровня речевого развития) вводя в речь более длинные слова.



  1. Не пользоваться «детскими» словами («би-би» - машина). Предметы следует называть словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов, что удлиняет и усложняет слово, мешает усвоению норм русского языка.



  1. Важно одобрять любые речевые проявления, независимо от качества произнесения слова или предложения. Важно и крайне необходимо поощрять любую речевую активность!



  1. Не просить ребенка «скажи», «говори», а подходить хитро к речевой активизации и заменять эти слова ситуациями «Отгадай кто на картинке», «Я забыл, что это?» и т.п.



  1. Говорить с ребенком, глядя ему в глаза, опустившись к нему физически. Дети воспринимают словесную информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же, артикуляцию некоторых звуков можно увидеть.



Анкета для родителей:

Уважаемые взрослые!

Заполняя эту анкету, Вы не только делитесь своим опытом, но и оказываете помощь в разработке эффективных форм коррекционных занятий для детей. Подчеркните ваш вариант ответа. Спасибо за сотрудничество.

 

1. Как Вам кажется, нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации по поводу развития Вашего ребенка?

Да, нет, затрудняюсь ответить

2. Как Вы думаете, стоит ли Вам знать больше о речевом нарушении Вашего малыша?

Да, нет, затрудняюсь ответить

3. Если бы Вам предложили занятия по обучению приемам развития Вашего ребенка, проявили бы Вы интерес?

Да, нет, затрудняюсь ответить

4. Занимаетесь ли Вы с Вашим ребенком самостоятельно в настоящее время?

Да, нет, затрудняюсь ответить

5. Занимались ли Вы развитием (либо стимуляцией) речи ребенка в раннем возрасте и как долго? (_______________)

Да, нет, затрудняюсь ответить

6. Согласились бы Вы получать помощь специалиста (дефектолога) в виде занятий – консультаций, где Вам предоставлена роль партнера, а не наблюдателя?

Да, нет, затрудняюсь ответить

7. Как Вы думаете, в какой мере несут ответственность родители за успешность развития своего ребенка?

В полной мере, частично, затрудняюсь ответить

8. Как Вы полагаете, сказывается ли на развитии ребенка угнетенное (подавленное) либо растерянное состояние родителей?

Да, нет, затрудняюсь ответить

9. Как Вы думаете, нужна ли самим родителям психологическая поддержка либо помощь?

Да, нет, затрудняюсь ответить

10. Готовы ли Вы к осуществлению совместных со специалистом занятий?

Да, нет, затрудняюсь ответить

 

 

 



 

Карта–схема диагностики речевого развития (отражает основные диагностические задания логопедического обследования ребенка раннего возраста (2–3-й год жизни) на основе схемы Ю.А. Разенковой).

 

1. Понимание речи

 

Находит однородные предметы по инструкции

 

Верно выполняет поручение (понимает предлоги)

 

Выбирает предметные картинки по инструкции «Покажи …»

 

Отвечает на вопросы "Где...?" по сюжетной картинке

 

Отвечает на вопрос «Что делает?» по сюжетным картинкам

 

Отвечает на вопросы «Что делает? Что делают?» по сюжетным картинкам

 

Отвечает на вопросы: «Что ты делал?» и «Что ты будешь делать?»

 

Отвечает на вопрос «Какой?»

 

Понимает слова, обозначающие предметы

 

Понимает слова, обозначающие действия

 

Понимает слова, обозначающие качества

 

Понимает слова, обозначающие наречия

 

2. Экспрессивная речь

 

Употребляет лепетные и аморфные слова

 

Употребляет односложные слова

 

Употребляет двухсложные слова

 

Употребляет слова со стечением согласных

 

Употребляет слова с суффиксом уменьшительности

 

Употребляет трехсложные слова без стечения согласных типа: машина, собака, молоко

 

Использует  фразу-слово

 

Использует двухсловные фразы

 

Использует трехсловные фразы

 

Использует многословные фразы (более 3 слов)

 

Употребляет существительные именительного падежа множественного числа

 

Употребляет родительный, дательный, творительный падеж

 

Употребляет единственное и множественное число существительного и глагола

 

Употребляет единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного

 

Употребляет наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы

 

3. Слуховое восприятие

 

Различает звучание игрушек

 

Различает звуки животных

 

Различает высоту голоса

 

Различает близкие по звучанию слова (кошка – мышка)

 

4. Коммуникативная функция

 

Здоровается и прощается

 

Просит («дай», «на») и отказывается («нет», «не надо»)

 

Просит и отказывается короткой фразой

 

Формулирует просьбу и отказ развернутой фразой

 

Поддерживает диалог однотипными ответами

 

Поддерживает диалог разнородными ответами

 

Использует вопросы «Кто это?», «Где?»

 

Использует вопросы «Почему? Когда?»

 

5. Эмоциональное реагирование на речь

 

Реагирует на ласковые и строгие интонации

 

Имитирует неречевые звуки

 

Эмоционально-двигательно откликается на текст потешки

 

Откликается эмоциональными восклицаниями

 

Откликается эмоциональной фразой

 

Эмоционально пересказывает прослушанную сказку

 



































Различные виды театров






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Светлана Александровна Максимова

Дата: 16.08.2023

Номер свидетельства: 635612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства