Ф.И.О. учителя-логопеда, образовательное учреждение | |
Группа (класс), логопедическое заключение | 1-2 класс, логопедическое заключение: Лексико-грамматическая недостаточность, обусловленная двуязычием. |
Тема занятия | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на». |
Тип занятия | Занятие открытия нового знания |
Цель деятельности учителя | Создать условия для формирования представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на» и лексико-грамматических категорий. Формировать умение употреблять предлоги в письменной речи. |
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель». 2. Совершенствование грамматического строя речи. 3.Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на», закрепление предложного управления. | 1.Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений. 2. Развитие речевого слуха, памяти, мышления. 3. Развитие артикуляционной моторики. | 1.Формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков. 2. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 3.Воспитание внимания к языковым явлениям. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: находить предлоги в речи; получат возможность научиться: выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, участвовать в диалоге, составлять словосочетания и предложения с предлогами. Метапредметные: Познавательные УУД: развивать умение - находить и структурировать информацию, - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать; классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; - умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме. |
Методы и формы обучения | Словесные, наглядные, практические, наблюдение над языком, беседа, индивидуальная, подгрупповая, групповая |
Используемые педагогические и логопедические технологии | Технология на основе системно-деятельностного подхода. Технология сотрудничества. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Игровые технологии. |
Образовательные ресурсы | http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Наглядно-демонстрационный материал | Зрительный ряд: презентация «Предлог «на», предметные картинки серии «Мебель», мяч, сюжетные картинки «В комнате», «В классе». |
Этапы занятия | Обучаю щие и развиваю щие компоне нты, задания и упражне ния | Деятельность учителя-логопеда | Осуществляемая деятельность обучающихся | Фор мы органи за ции взаимо дейст вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивация (самоопределение) к коррекционно развиваю щей деятель ности | Эмоциональ ная, психологи ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Я здороваюсь везде: дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. - Здравствуй, небо голубое! - Здравствуй, солнце золотое! - Здравствуй, легкий ветерок! - Здравствуй, маленький дубок! - Здравствуй, утро! - Здравствуй, день! Игра — пожелание «Удачи тебе!». — Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи на занятии. - Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы! ле-ле-ле - на столе не-не-не — на окне ле-ле-ле - на стуле не-не-не — на диване фу-фу-фу - на шкафу лу-лу-лу — на полу не-не-не - на окне не-не-не - на диване лу-лу-лу - на полу | -Нам здороваться не лень! (Дети здороваются, читают стихотворение, и выполняют движения). Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: -Желаю (соприкасаются большими пальцами), успеха (указательными), -большого (средними),- во всем (безымянными), - и везде, (мизинцами), -удачи тебе на занятии (прикосновение всей ладонью руки) Слушают учителя-логопеда, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность логопедическому занятию. | Инди видуа льная, группо вая | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера). Личностные: Проявлять мотивацию к коррекционно-развивающей деятельности |
Актуализа ция и пробное учебное действие | Эвристическая беседа. Воспроиз ведение ранее изученно го. | Повторение названий предметов мебели. Закрепление обобщающего слова «Мебель». На слайде - изображение картинок серии «Мебель». - Ребята, назовите, что изображено на картинках, назвать части мебели, сказать, как можно все предметы назвать одним словом. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Группо вая | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Выявле ние места и причина затрудне ния | Беседа. Раскрытие сущности новых понятий. | Выделение предлога «на» из речи, уточнение его значения. - Сколько слов я сказала: «Стол»? А теперь: «На столе»? Одно слово совсем маленькое - «на». Скажите, что лежит на столе? Что обозначает слово «на»? (Предмет находится сверху другого.) -Ребята, прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему занятия. Пермь Рязань Екатеринбург Донецк Львов Омск Горький -Назовите тему нашего занятия (Предлог -на) | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем-логопедом и учащимися делают выводы. | Группо вая | Познавательные: - анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. Коммуникативные: - формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. -умение работать в паре; Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану; |
Целепола гание и построе ние проекта выхода из затрудне ния | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельно сти учащихся. Беседа. | -Определите цели занятия (Познакомиться с предлогом, подбирать, употреблять и правильно писать с другими словами, учиться определять место предлога). У каждого предлога есть свое значение. Он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. • Рассказ о девочке и котенке. - У девочки был котенок. Он очень любил играть. Как-то раз стали играть в прятки. Договорились, что котенок никуда не станет залезать, а будет прятаться сверху. Девочка закроет глаза и постарается его найти по голосу. Стал котенок бегать с места на место и мяукать: «Мяу-мяу, я на диване. Мяу-мяу, я...» -Подскажите девочке, где сейчас котенок? (Учитель-логопед демонстрирует на слайдах перемещение котенка и повторяет ответы детей, выделяя голосом предлог: на столе, на стуле, на тумбочке, на шкафу.) - А потом котенок и говорит: «Я... коробке». «Ничего не понимаю! — отвечает девочка. — Где ты?» «Я... коробке». -Почему девочка не поняла? Какое маленькое слово (предлог) пропустил котенок? Вот какой глупый котенок! -Я думаю, что вы не будете пропускать маленькое слово (предлог) «на». Проверим? (Составление предложений с предлогом «на» по сюжетным картинкам «В комнате», «В классе»). | Формулируют тему и цель учебной деятельности в диалоге с учителем-логопедом. Выделяют главное. | Инди видуа льная, группо вая | Познавательные: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. |
| Физкультми нутка | Стихи с движениями. Как на горке снег-снег, И на елке снег-снег, И на шапке снег-снег, И на шубке снег-снег, На перчатках снег-снег, На сапожках снег-снег... Все бело-бело-бело, Много снега намело, Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Группо вая | |
Творческая практичес кая деятельно сть по реализации построен ного проекта | Раскрытие сущности новых понятий. Развитие самостояте льности и самоконтроля. | Игра с мячом. Учитель- логопед читает стихи: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем в мяч играть. Не забудь словечко «на», Чтоб соединить слова. Затем учитель-логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предметов. Ученик должен придумать предложение с предлогом «на». Слова: подушка, кровать; тарелка, стол; девочка, стул; кукла, диван; ваза, шкаф; часы, тумбочка. Учитель-логопед бросает мяч и произносит название только одного предмета, дети составляют предложение с предлогом «на». Слова: книга, одеяло, мальчик, коробка, чайник, цветок, кошка, на столе, на диване, на стуле, на кровати, на шкафу, на тумбочке. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Индивидуаль ная, группо вая | Личностные: - желают приобретать новые знания, умения Познавательные: слушают задание, самостоятельно находят информацию Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении поставленной задачи. |
Самостоя тельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение обучающих упражнений | Р абота в тетрадях, где схематически изображены различные предметы мебели. -Ребята, что нарисовано? - Как назвать эти предметы одним словом? Нарисуйте на стуле мяч, на столе стакан, на кровати подушку, на шкафу — коробку. Где лежит мяч (подушка, коробка)? Где стоит стакан? Подпишите. Помните, что маленькое слово (предлог) «на» пишется отдельно от других слов. | Выполняют упражнения | Инди видуа льная | Познавательные: - использовать план. Регулятивные: - выполнять учебные действия устной форме. Коммуникативные: - контролировать действия партнера. |
7.Включения в систему знаний и повторения. | Обобщение полученных на занятии сведений, оценивание | Проверка правильности выполнения заданий Игра «самый внимательный» - Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать предлог «НА». (Дядя Фёдор сидел на стуле и смотрел в окно. Он думал о том, как поздравить маму с днём рождения. Мальчик решил нарисовать маме картинку. Фёдор положил альбом на стол и нарисовал свой дом, на доме – трубу. Вдруг он увидел во дворе телёнка. Тот лежал на травке, а рядом сидел на заборе петух. Дядя Фёдор нарисовал петуха. Посмотрел, подумал и нарисовал телёнка на траве. Ещё дядя Фёдор добавил бабочку. Бабочка уселась на цветок. Рисунок получился замечательный. Где сидел дядя Фёдор? (Дядя Фёдор сидел на стуле.) Куда мальчик положил альбом? (Мальчик положил альбом на стол.) Где он нарисовал трубу? (Он нарисовал трубу на доме.) Где лежал телёнок? (Телёнок лежал на травке? Где сидел петух? (Петух сидел на заборе.) Куда уселась бабочка? (Бабочка уселась на цветок.) Какой предлог вы услышали в этом рассказе? (Мы услышали предлог «НА».) | Принимают участие в игре, слушают одноклассников, оценивают их, отвечают на вопросы. | Групповая, индивидуаль ная | Познавательные: -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Регулятивные: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
8.Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия) | Заключите льная беседа по вопросам | -Ребята, с каким маленьким словом мы познакомились? Что обозначает это слово? Как пишется предлог «на»? -Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание на занятии вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным. Пароль на выход: скажи, где лежит ручка? (на столе, на тетради, на окне, на стуле, на пенале). - А сейчас, оцените свои достижения в знаниях и умениях на «Лесенке успеха». | Дети отвечают на вопросы и заполняют свои данные на «Лесенке успеха». | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: -устанавливать взаимосвязь между объемом полученных на занятии знаний, умений, навыков; - приобретать умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: - оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы полными предложениями, контролировать и оценивать результат. Личностные: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |