2. Подготовительный этап 2.1. Мимические упражнения
2.2. Упражнения для дыхания
2.3. Упражнение для развития силы голоса
2.4. Упражнения для развития мелкой моторики
2.5. Артикуляционная гимнастика | Создает воображаемую ситуацию: -Я к вам на урок хотела прийти не одна, на занятие мы шли с зайцем. Но к сожалению, он не смог прейти, ему нужно было срочно уехать, но он передал мне конверт, правда я не знаю, что в нем. Давай посмотрим? (открывает конверт и достаёт смайлики). - Ребята, посмотрите, каких друзей прислал нам заяц (достаёт из конверта смайлики). - Чтобы они не скучали, давайте с ними немного поиграем. Покажем те же эмоции, которые изображают смайлики. - Какие упражнения мы сейчас выполняли? - Для чего мы выполняли эти упражнения? - Я думаю, наши смайлики устали и мы дадим им отдохнуть.
Следующее упражнение, которое мы выполним это упражнение на дыхание. Будем учиться правильно дышать. Берем в руки вертушки, делаем вдох через нос и выдох через рот. Направляем воздушную струю на вертушку так, чтобы она начала крутиться. - Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через рот. - Что мы сейчас с тобой делали? - Зачем мы его выполняли?
Наши смайлики отдохнули и теперь они хотят отправиться погулять в лес и приглашает нас вместе с ними. - Мы идём по лесной тропинке. Дует лёгкий ветерок, деревья в лесу стоят спокойно (показывает картинку, где изображено дерево). Ветер дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук [у]). - Давайте вместе покажем, как дует лёгкий ветерок. - Вот мы подошли к лесной полянке. И вдруг подул сильный ветер, деревья начали качаться (показывает картинку с изображением склонённого от ветра дерева). Ветер громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). - Давайте вместе покажем, как дует сильный ветер. - А теперь я буду показывать тебе картинки. Когда я буду показывать 1 картинку, ты будешь изображать лёгкий ветерок, а когда 2 – сильный ветер. - Что мы сейчас выполняли?
- Чему учились, выполняя это упражнение?
- Мы с вами хорошо погуляли по лесу и теперь отправляемся домой. Когда я шла на занятие, я очень хотела тебе показать необычные бусы, которые я сделала собственными руками, но к сожалению, они рассыпались. Помоги пожалуйста мне собрать их. (самомассаж) - Что мы сейчас делали? - Для чего вы её выполняли?
- Наши эмоции что-то заскучали. Они предлагают нам сделать артикуляционную гимнастику: «Улыбка-трубочка». «Покрасим нижний заборчик». «Блинчик». «Иголочка» «Вкусное варенье» Что мы с вами сейчас выполняли? - Верно, вы молодцы. Эмоциям очень понравилось, как вы выполняли артикуляционную гимнастику. |
- Да.
Слушают учителя.
Выполняет мимические упражнения.
- Мимические упражнения.
- Чтобы развивать мышцы лица.
Выполняют упражнение для развития дыхания.
- Выполняли упражнение для дыхания.
- Чтобы научиться правильно дышать.
Тихо и длительно произносят звук [у]. Громко и длительно произносят звук [у].
Выполняют упражнение на развитие силы голоса. - Упражнение для развития силы голоса.
- Громко и тихо говорить.
Выполняют упражнение для развития мелкой моторики.
- Пальчиковую гимнастику. - Чтобы развивать мелкую моторику.
Выполняют артикуляционные упражнения. - Артикуляционную гимнастику. | Словесный метод (беседа).
Игровой метод.
Практический метод (выполнение упражнений).
Наглядный метод (использование наглядного материала).
Игровой метод.
Практический метод.
Словесный метод (беседа).
Словесный метод (беседа, рассказ).
Практический метод.
Контроль действий.
Практический метод.
Контроль действий.
Словесный метод (беседа). |
3. Основной этап 3.1. Сообщение темы занятия
3.2. Работа с профилем
3.3. Развитие фонематического слуха
3.4. Физминутка
3.5. Работа с картинками | - Сегодня на занятии мы будем учиться произносить звук [з]. Положение органов артикуляции остаётся таким же, как и при произнесении звука [c], только добавляется голос.(профиль звука [з]. Послушайте как жужит комар (произносит з-з-з-з) . - Попробуйте повторить. - Повтори, какое положение занимают губы, когда ты произносишь этот звук? - А что ты можешь сказать о положении зубов и языка?
- Произнеси ещё раз звук [з]. - Какой это звук? Дай ему характеристику. Вывешивает схему на доске: согласный З звонкий твёрдый - Каким сигналом обозначим этот звук? - Будем учиться «ловить» звук [з] среди других звуков. - Я буду называть звуки, а ты «лови» звук [з], когда его услышите. - д, з, с, к, з, ш, с, т, з, ц - Будем ловить звук [з] в слогах. - Я буду называть слоги, а вы «ловите» слог со звуком [з], когда услышите его. - За , ха, зу, су, ку, зо, шо, ты, зы. - Будем ловить звук [з] в словах. - Я буду называть слова, а вы «ловите» слова со звуком [с], когда услышите их.: -Заяц, волк, рысь, зебра, лиса, зубр. - Где «ловили» звук [з]?
- Сейчас я вам предлагаю немного размяться и отдохнуть. Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Мчался по лесу бегом, Иль садился под кустом. Он от всех зверей таился, Раньше всех он спать ложился. А, уснув, он видел сон, Что он храбр и силён. На доске картинки: Роза, замок, дерево, зонт. - Выбери только те картинки, в которых есть звук [з]. -Какая картинка лишняя? Почему? - Чему учились, выполняя задание? |
Берут зеркала. Слушают учителя.
Произносят з-з-з по подражанию.
- Они растянуты в улыбке.
- Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. Произносит звук [з].
- Согласный, твёрдый, звонкий.
- Синим со звоночка.
«Ловят» звук [з] среди звуков. «Ловят» звук [з] в слогах.
- В звуках, слогах, словах.
Повторяют движения за учителем. Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Мчался по лесу бегом, Иль садился под кустом. Он от всех зверей таился, Раньше всех он спать ложился. А, уснув, он видел сон, Что он храбр и силён.
Откладывает картинки, где изображены, Роза, замок, зонт -Дерево. -Нет звука з в этом слове - Учились находить картинки со звуком [з]. |
Практический метод.
Наглядный метод.
Практический метод.
Словесный метод (беседа).
Практический метод.
Наглядный метод (показ учителем).
Практический метод.
Наглядно зрительный приём.
Словесный метод (беседа). |