kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Навык делового общения как основа социализации обучающихся с нарушением слуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~        Целью организации предпрофильной подготовки в Курской школе-интернате I и II  вида является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.  Коррекционная особенность образовательного процесса  школы-интерната  I и II  вида -- компенсация и коррекция особенностей развития обучающихся, основной из которых является нарушение слуховой функции,   создающее дефицит развития     познавательной  и  речевой деятельности  неслышащих и слабослышащих детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Навык делового общения как основа социализации обучающихся с нарушением слуха" »

НАВЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТОК СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Шумакова Ольга Викторовна,

учитель-дефектолог,

замдиректора по МиСР

Курской школы-интерната I и II вида.

Целью организации предпрофильной подготовки в Курской школе-интернате I и II вида является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности. Коррекционная особенность образовательного процесса школы-интерната I и II вида -- компенсация и коррекция особенностей развития обучающихся, основной из которых является нарушение слуховой функции, создающее дефицит развития познавательной и речевой деятельности неслышащих и слабослышащих детей.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Не достигнутое взаимопонимание—не состоявшееся общение. Убедиться в успехе коммуникации выпускникам с нарушением развития слуховой функции возможно лишь посредством обратной связи окружающих людей, доминирующая часть которых слышащие, обладающие активной формой коммуникативных навыков. Соответствовать уровню речевого развития молодых людей современного социума, непринуждённо общаться вербально в среде слышащих людей —сложная задача для выпускников школы I и II вида.

«Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются», - пишет Л.С. Выготский. В качестве первоочередной цели лечебной педагогики автор выдвигал задачу социальной компенсации дефекта, нормализации общения аномального ребёнка с окружающими.

Немногочисленные исследования по проблеме социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют об их отставании в коммуникативном развитии, снижении потребности в общении. У старших дошкольников и младших школьников преобладает стремление к общению с взрослым с целью привлечения его внимания к себе, оценки результатов деятельности. Для детей подросткового и юношеского возрастов характерна прагматическая направленность общения с взрослым. Исследователи отмечают и проблемы этих детей, возникающие при овладении речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс их межличностного взаимодействия, подталкивает к аффективным проявлениям в коммуникациях.


К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного из факторов полноценного развития неслышащего ребёнка, наиболее полной его социальной адаптации (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, К.А. Волкова, Е.П. Кузьмичёва, Н.Д.Шматко, Н.Д.Яхнина, Ф.Ф. Рау, Л.П. Носкова, Н.Ф. Слезина).

В вербальной коммуникации выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией; интерактивная сторона --в организации взаимодействия между людьми, согласовании действий, убеждения собеседника; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Формирование и совершенствование навыка вербальной коммуникации (самостоятельное речевое высказывание во взаимосвязи с пониманием обращённой речи окружающих) обучающихся с потерей слуха является общей целью деятельности педагогов Курской школы-интерната I и II вида, работающих по разным направлениям образовательного взаимодействия, одним из условий, обеспечивающих самоопределение выпускников в выборе профессии.

Самый массовый вид общения людей в социуме - деловое общение. Практически все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу в настоящее время требуется специалисту любого уровня деятельности. Посредством делового общения совершается усвоение человеком структуры и организации общества, социальных норм поведения, принятых форм связи, языка, культуры. Всё это составляющие социализации человека.

Устная форма словесной речи обучающихся нашей школы-интерната всё ещё остаётся труднодоступной. У неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии мотивов отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив нашей школы-интерната практикует создание слухо-речевого пространства и условия для самовыражения обучающихся с потерей слуховой функции с помощью речевой деятельности.

К настоящему времени в системе обучения детей с нарушением слуха навыкам вербальной коммуникации применяются все формы учебного взаимодействия: на предметных уроках начальной и основной школы, индивидуальных коррекционных, специальных фронтальных, музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.

Служба психологической поддержки обучающихся Курской школы-интерната I и II вида создаёт эмоционально-познавательную базу речевого развития детей путём коррекции факторов, негативно влияющих на развитие коммуникативных способностей:

-искоренение упрощённых мнений (стереотипов) в отношении к отдельным лицам или ситуации, в результате которых нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

- установка доброжелательных отношений собеседников, ослабление враждебности, часто ведущей к спору;

-концентрация внимания и интереса к собеседнику, осознание значимости любой информации;

-уместность выбора стратегии общения: открытого (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других),

закрытого ( нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию), монологического или диалогического, ролевого (исходя из социальной роли), личностного (общение «по душам»).

В начальной школе результат достигается за счёт усиления речевого и общего развития неслышащих и слабослышащих воспитанников в урочное и внеурочное время . В начальном звене закладывается прочный фундамент формирования коммуникативной компетенции обучающихся, продолжающей своё развитие на уровне основной школы.

Коррекционный блок учителей-дефектологов напрямую занимается

формированием и совершенствованием уровня делового общения обучающихся с нарушением слуховой функции. Направление работы охватывает преимущественно устные формы делового общения. Основной задачей деятельности педагогов-дефектологов является формирование:

- грамотного, внятного высказывания как основы культуры делового общения;

-интонационной, эмоциональной выразительности, способной придавать разный смысл одинаковым речевым конструкциям;

- монологических видов коммуникации: (приветственная речь, публичное выступление, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад, интервью)

-диалогических форм речевого общения: начало беседы (вступление в контакт), переход от монолога к диалогу, деловой разговор и деловая беседа (переговоры), дискуссия, пресс-конференция, беседа обиходного характера, телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию) ;

-навыка применения естественных жестово-мимических проявлений речевого общения, усиливающих и дополняющих смысл высказываний.

На занятиях учителя-дефектологи используют методы и формы работы, создающие поэтапно процедуру общения.

1.Потребность в вербальной коммуникации, побуждающая детей с нарушением слуха вступить в контакт с другими людьми, стимулируется созданием мотивированных ситуаций речевого общения.

2. Возможность ориентировки обучающихся в ситуации общения создаётся путём смыслового уточнения тематики общения и применения активных речевых конструкций, сформированных в процессе ежедневной тренировки на занятиях.

3. Оценка обучающимися с нарушением слуха ответной реакции собеседника, эффективности общения на основе установления обратной связи формируется с помощью тренировки восприятия обращённой речи с помощью остаточной слуховой функции и на слухо-зрительной основе.

4. Навык планирования содержания собственного общения вырабатывается в результате формирования у обучающихся логически построенного связного высказывания.

5. Выбор средств коммуникации зависит от сформированности у неслышащих и слабослышащих детей произносительной стороны и грамматического строя речи.

Развитие устных форм делового общения обучающихся с нарушением слуха служит основой для формирования навыка оформления письменных видов деловой коммуникации (деловое письмо, докладная и объяснительная записка, заявление, договор, доверенность и др.). По итогам занятий определённой тематики с обучающимися как задание для самостоятельной работы предполагается составление документов в письменной форме.

Речевые конструкции, формирующие опору деловой коммуникации детей с нарушением слуха, являются одной из линий содержания программного речевого материала по РРС и ФПСР с 1-го по 11 класс. Преимущественное значение тематике делового общения отводится в основной школе. Программным обеспечением индивидуальных коррекционных занятий в основной школе является учебно-методический комплект «Примерный речевой материал по развитию речевого слуха» для обучающихся 5-11 классов по программе I вида, «Примерный речевой материал по развитию слуха» для обучающихся 6-11 классов по программе II вида, разработанное учителями-дефектологами Курской школы-интерната I и II вида. Как приложение к пособию в результате повседневной апробации создаётся электронный учебник, содержащий материалы сопровождения индивидуальных коррекционных занятий ( презентации, игры-тренажёры, тестовые задания). Развитие навыка деловой коммуникации обучающихся с нарушением слуховой функции базируется на изучении тем:

«Школьные кружки», «Будем знакомы», «Правила поведения», «В магазине», «Экскурсия на стройку», « Наше здоровье», «Путешествия», «Конституция-основной закон», «Любимое увлечение», «Домоводство», «Почта», «Пресса», «Парикмахерская», «Просьбы, пожелания», «Городской транспорт», «Приём гостей», «Культура поведения и общения за столом», «Речь современного человека», «Профессии. Труд людей», «Биография. Автобиография».

Изучение обучающимися с нарушением слуховой функции тематического материала происходит по концентрическому методу повторения тем, активизируя изученный ранее словарь при введении новых речевых конструкций.

В соответствующих организационно – методических условиях на слухо – зрительно – тактильно – вибрационной основе, с использованием специальной методики обучения, приёмов, ориентированных на развитие вербальной коммуникации детей, имеющих недостаток слуха, формируются речевой слух и словесная речь при удовлетворительной внятности, что является коммуникативной компетенцией в направлении социализации и предпрофильного ориентирования выпускников школы I и II вида.

ЛИТЕРАТУРА

Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».

М.: Педагогика,1989

Питюков В. Ю. «Основы педагогической технологии». М.: Тандем, 1997.

Куриленко Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара,2000.

Хуторской А. «Ключевые компетенции. Технология конструирования». Журнал «Народное образование» №5.2003..





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумакова Ольга Викторовна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства