kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства логопедической ритмики (1. общая характеристика средств логопедической ритмики. 2. ходьба и маршировка в различных направлениях)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства логопедической ритмики (1. общая характеристика средств логопедической ритмики. 2. ходьба и маршировка в различных направлениях)»

СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.


2. ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Это средство логопедической ритмики В.А. Гринер называет «вводными упражнениями». Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.

С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание детей (взрослых) на руководящую роль музыки.

Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с нарушениями речи, особенно в младшем возрасте (до 4—5 лет), отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагоге первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости позволяет более направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни. На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:

1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;

2) группой;

3) группой под барабан к противоположной стене зала;

4) группой вдоль зала;

5) «стайкой» вдоль каната, выложенного по кругу: дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются лицом в круг и убирают канат;

6) группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперек зала;

7) вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонну по одному);

8) друг за другом, держась левой рукой за веревку. Под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать звуками \«у-у-у»\\

9) друг за другом, держась за руки. Дети соединяются таким образом, чтобы при ходьбе слева направо были слегка повернуты внутрь руга, правая рука у каждого ребенка должна быть впереди, левую руку он дает идущему сзади;

10) подоске, положенной на пол. Соскок с доски выполняется мягко, на носки;

11) с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол. Пять или шесть палок раскладываются на расстоянии 35—40 см одна от другой. Педагог, показывая движение, перешагивает через палки, высоко поднимая колени, затем это выполняют дети.

Когда один ребенок заканчивает перешагивание, второй уже начинает его. Педагог обращает внимание детей на то, что нельзя наступать на палку и сбивать ее;

12) боком, приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки (I или 2 раза). Ребенок встает ногами на нижнюю рейку, руками берется за рейку на уровне груди. Двигаясь вдоль гимнастической стенки, он переставляет ноги маленькими равно мерным шагами и одновременно перехватывает рейку на уровне груди руками в такт шагам;

13) друг за другом по кругу с остановками. Дети идут вслед за педагогом в строгом соответствии со звуковыми сигналами (под барабан, счет и т.д.). Временные отрезки ходьбы должны быть разными, чтобы занимающиеся реагировали на звук;

14) на носках. Дети держат руки на поясе, головы подняты. Педагог обращает внимание детей на осанку), идут по кругу друг за другом, после прохождения одного круга останавливаются, опускаются на полную ступню. На последующих занятиях можно пройти 2 или 3 круга;

15) друг за другом с флажками в руках. Дети в такт шагам свободно и широко размахивают флажками;

16) друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления. Педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы — медленным;

17) по доске с приподнятым краем. Дети держат руки в стороны, спрыгивают в конце доски на носки, сначала держась за руки педагога, затем самостоятельно;

18) с перешагиванием через кубики. Пять или шесть кубиков кладутся на расстоянии 35—40 см один от другого. Дети перешагивают через кубики 2 или 3 раза по очереди;

19) друг за другом с попутным перешагиванием через рейки лестницы. Каждый ребенок делает как ему удобно;

20) по скамейке, держа руки в стороны. В конце скамейки дети опускают руки и соскакивают, держась за руки педагога;

21) по канату друг за другом боком, приставными шагами. Дистанция при ходьбе — около 3 м;

22) по качалке. Упражнение рассчитано на тренировку равновесия. Перед началом упражнения педагог наклоняет руками качалку в сторону ребенка, чтобы тот мог поставить на качалку ногу. Затем педагог, держа ребенка за руку, помогает ему пройти по качалке и тут же отводит в сторону и сажает на место. А в это время следующий ребенок стоит у качалки, но не слишком близко к ней ожидая своей очереди;

23) друг за другом с флажками в руках, сначала изменяя положения рук, а затем размахивая флажками. У каждого ребенка, по два флажка. Дети идут, размахивая флажками вдоль тела вперед — назад, после остановки помахивают флажками вверху движениями кистей (2 или 3 круга); потом широко скрестно размахивают флажками, опускают их на пол, постукивают ими об пол и т.д.;

24) друг за другом с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол;

25) друг за другом между стульями. Дети идут за педагогом (или водящим) по кругу, огибая 5 или 6 стульев, расставленных в середине зала на расстоянии около 1 м один от другого, проходят таким образом 2 или 3 раза;

26) друг за другом «змейкой», с перешагиванием через канат, положенный на пол. Канат кладется на пол прямо. Педагог (или водящий) ведет детей за собой вдоль каната, пересекая его «змейкой».

Во время перешагивания высоко поднимают колени и свободно размахивают руками. В ходьбе «змейкой» пройти 2 или 3 круга;

27) на носках и на пятках с изменением положения рук. Дети поднимают руки вверх, следят за своей осанкой, идут на носках в течение 15 сек, затем останавливаются, руки опускают на пояс и идут на пятках в течение 10 сек;

28) по доске, положенной на пол. Дети идут, соблюдая осанку, с поднятой головой, руки разведены в стороны. В конце доски руки опускают, чуть сгибают колени и мягко спрыгивают на пол;

29) друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3 или 4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

30) друг за другом с высоко поднятыми коленками (до 15сек.). Ходьба продолжается под редкие {более редкие, чем при обычной ходьбе) удары барабана. Дети держат руки на поясе, локти отведены назад, спина прямая, голова приподнята;

31) друг за другом с попутным перешагиванием через 5 или 6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2 или 3 круга);

32) вверх по наклонной доске, соскок. Упражнение повторяется 2 раза.

Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словом.

Например, ходьба:

а) на внутренней, внешней сторонах ступни:

Лед да лед,

Лед да лед,

А по льду

Пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед,

Но пингвин

Не упадет.

б) На равновесие:

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как статуя.

в) На носках:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

г) На пятках:

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Упражнения

1) Выставление ноги на пятку. (Эстонская народная танцевальная мелодия. Автор упражнения Н. Сорокина).

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Такты 1—8: легко бегут вправо (влево). На счет «два» 8-го такта останавливаются лицом в круг и отпускают руки. Такт 9: положив руки на пояс, дети на «раз» полуприседают, на «два» выпрямляются. Такт 10: на «раз» выставляют вперед правую ногу, ставя ее на пятку, на «два» приставляют ее к левой. Такт 11: то же движение левой ногой. Такт 12: три шага на месте, затем поворачиваются спиной к центру круга. Такты 13-— 15: повторение движений 9—11 тактов. Такт 16: дети поворачиваются лицом к центру круга.

Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, подготавливает детей к исполнению элементов народной пляски, развивает чувство музыкальной формы (различие двух неконтрастных частей мелодии).

2) Бег с остановками (прыжки через воображаемое препятствие). (Венгерская народная мелодия. Автор упражнения Е. Дубянская).

Дети стоят по кругу. На такты 1—4: бегут. Сделав 6 шагов, останавливаются на «раз» 4-го такта прыжком с одной ноги на обе («перепрыгнули через препятствие — «лужу», «камень», «канавку»). Бег пружинящий:

Во время бега руки свободно двигаются: одна вперед, другая назад, остановившись, руки разводят в стороны. Такты 5—8, 9—12, 13—16, 17—20, 21—24: повторение тех же движений.

Упражнение развивает ритмическую четкость и ловкость движений, дает ощущение музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).

2.Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей удетей // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 94—100.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

4. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Изд. 2. — М., 1959.

5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

6. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.— Л., 1989. — С. 128—137.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. — М., 1990.

8. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). — Л., 1992; 1993.

9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.

10. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — СПб., 1993.

11. Волкова Г.А. Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания: Программа спецкурса. — СПб., 1993. — С. 20—24.

12. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» // Программы для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). — СПб., 1996. — С. 45-60.

13. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб, 1999. — С. 37—46.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Желтоножская Анна Николаевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства