kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Специфика работы педагогического коллектива с родителями детей логопедической группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика (организация, формы, методы) работы педагогического коллектива с родителями детей логопедической группы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Специфика работы педагогического коллектива с родителями детей логопедической группы"»

Специфика (организация, формы, методы) работы педагогического коллектива с родителями детей логопедической группы


Введение: Семья как первичный институт социализации личности


Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка, а успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется эта преемственность.

Семья – система социального функционирования человека, один из основных институтов социализации.

Семья призвана обеспечить своим членам экономическую, социальную и физическую, психологическую безопасность.

Функции семьи трансформируются как под воздействием социально-экономических условий, так и в силу внутренних процессов своего развития.

Сегодня семья переживает один из сложных этапов развития – переход от традиционной модели к новой.

Типологии семей:

По структуре

Полная Неполная

С 1-м ребенком муж и жена

С 2-мя однополыми одинокая мама

С 2-мя разнополыми разведены

С 5-мя и более воспитывает один отец

Со старшими членами семьи воспитывает опекун


По материальной обеспеченности

Очень высокий материальный достаток

Высокий материальный достаток

Средний (обеспечен)

С низким материальным достатком (малообеспеченная)

Нуждающаяся (за чертой бедности).


По воспитательному потенциалу

=Соц.здоровая, благополучная -воспитательно сильная;

в восп.отнош.; -воспитат.устойчивая;


=Социально здоровая, но -воспитат.неустойчивая;

неблагополучная в воспит.отнош.; -воспит.слабая с утратой контакта с детьми и/или контроля над ними;

=Соц.нездоровая, неблагополучная

в воспит.отнош.; - в. слабая с постоянно конфликтной атмосферой;


=Соц.нездоровая, негативная - в.слабая с агрессивно-негативной атмосферой;

в воспит.отнош.; -маргинальная (алкогольной, сексуальной, наркозависим., правонрушения, преступная, психически отягощенная).


По взаимоотношениям

Гармоничная Мнимая

Компромиссная Конфликтная

Неустойчивая Резко конфликтная

Потребительская

По направленности семьи ориентированы:

На деятельность. На общение. На самоудовлетворение.


По социально-правовому аспекту

Социально устойчивая

Социально неустойчивая

Асоциальная

Криминогенная


При работе с ребенком с речевым нарушением логопеду необходимо четко представлять, какова типология его семьи (чем шире представление о семье, тем продуктивнее может быть взаимодействие), так как от умения наладить контакт при непосредственном общении с родителями зависит успешность коррекционной работы. Прим.: Социальную характеристику семьи можно найти в психопатологических исследованиях И.Ю. Левченко.

Изучив социальную характеристику семьи, логопед может сделать вывод о ее эмоциональной атмосфере. Влияние эмоциогенных факторов на психомоторику, развитие речи детей логопеду необходимо учитывать, если он хочет создать оптимальные условия для их нормальной учебной деятельности. По мнению В.А. Аверина, нет ни одного ребенка, который бы не реагировал на действие эмоциогенных факторов.

У некоторой части детей, находящихся в эмоционально неблагополучной обстановке, продуктивность деятельности практически не изменяется, другие же оказываются вообще неспособными к какой-либо деятельности. Страдает вся система их взаимоотношений с окружающими. Для 26 % детей из таких семей характерен пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. У ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с родителями, его внутренний мир закрыт для взрослых.

В семьях с атмосферой конфликтов и скандалов тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность можно назвать активно-оборонительным. Дети воспроизводят зеркально стиль отношений в семье. Поведение таких детей характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью, неумением идти на компромиссные решения, дети не умеют сдерживать свои эмоции, любые замечания, адресованные им, вызывают агрессивный отпор. На поддержку со стороны родителей дети не рассчитывают, они готовы к наказаниям; порицания, укоры принимают, затаиваясь и озлобляясь.

Третья группа детей, по исследованиям В.А. Аверина, отличаясь слабостью нервных процессов, в ответ на резкие, непосильные для них воздействия реагируют физиологическими нарушениями, такими, как энурез или заикание.

Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями.







Цели, задачи и принципы совместной деятельности логопеда и родителей дошкольников с речевой патологией в учебно-воспитательном процессе


Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут заниматься с ребенком. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Рассмотрим цели и задачи, принципы такого взаимодействия.

Совместная работа логопеда и родителей должна строиться на принципах доброжелательности; гуманности; целенаправленности, систематичности и плановости; индивидуально-дифференцированного подхода.

Целью данного взаимодействия является активизация родителей, привлечение их внимания к конкретным коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Отсюда вытекают задачи, которые необходимо последовательно решать учителю-логопеду, а именно.

- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;

- показать родителями (если это требуется) необходимость уверенного спокойного стиля взаимоотношений с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;

- воспитывать навык при необходимости обращаться за помощью к педагогу в вопросах коррекции и воспитания;

- закреплять сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом путем разъяснения ответственности родителей за воспитание детей;

- воспитывать чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Принципы такого взаимодействия (педагог-родитель): целенаправленность, системность, плановость; индивидуально-дифференциорованный подход; доброжелательность, оптимистического настроя и др.

В настоящее время в логопедической практике существуют стандартные формы работы с родителями – это родительские собрания, консультации для родителей, беседы и т.д. Рассмотрим их более подробно.

Родительское собрание. В течение учебного года планируются два родительских собрания в реабилитационном центре и от трех до пяти (в ДОУ). На первом родительском собрании проводится анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы; освещается организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.). На втором - прослеживается динамика коррекционно-развивающего процесса; достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами; определяются задачи и содержание обучения на следующий период. На третьем родительском собрании (по итогам коррекционной работы) рассматриваются итоги коррекционной работы за прошедший период; приводится анализ повторного обследования детей; предлагаются методические рекомендации для каждого ребенка.

Консультации. На протяжении учебного года (для ДОУ) и всего реабилитационного периода (для медико-социальных центров реабилитации) систематически проводятся консультации для родителей. Педагоги консультируют родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. Примерная тематика консультаций: «Почему ребенок говорит неправильно?»; «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»; «Играем пальчиками и развиваем речь»; «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников»; «Развитие связной речи детей в семье» и т.д.

Родители могут посещать открытые занятия педагогов, логопеда. Они проводятся не реже 1 раза в 2–3 месяца (для ДОУ) и 2-х раз за реабилитационный период (для медико-социальных центров).

Стенды для родителей ДОУ воспитатель и учитель-логопед оформляют совместно, систе­матически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещаются:

- материалы по формированию звукопроизношения у детей;

- материалы о развитии речи детей в норме и при патологии;

- советы родителям по воспитанию детей и преодолению недоразвития речи;

- игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома;

- текущая информация для родителей.

Беседы в рамках консультативной деятельности логопеда. Ознакомительные беседы проводятся логопедом в ходе индивидуальной работы с родителями по следующим вопросам состояния речевого развития их детей; предоставление и разъяснение методического материала, рекомендуемого для домашнего закрепления (задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребёнка, объясняет воспитатель ДОУ). Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания и т.д.

Консультации бывают: как самостоятельная структурная единица деятельности логопеда – индивидуальная, и как составляющая совместной деятельности педагогического коллектива – фронтальная (на родительском собрании, например). Обычно консультации планируются, но могут быть и внеплановыми. Они могут проводиться в виде:

- доклада,

- беседы,

- вопросно-ответной формы,

- с целью обмена опытом,

- оформления стендов (тематических и др.), папок-передвижек;

- ежедневного отчёта воспитателей и логопеда – «О наших детях» в форме сообщения на стенде. Примерная тематика: «Мы знаем, что такое звук», «Мы научились считать до 5», «Мы выучили новую песенку о зиме» и т.д.

Внеплановые консультации могут возникнуть при организации дня открытых дверей учреждения или просмотре открытых занятий, при проведении совместных мероприятий, а также в случае желания получить дополнительные разъяснения по заданию логопеда.

Логопед также должен проводить плановые и текущие консультации для педагогического коллектива. Примерная тематика консультаций: «Приемы педагогической работы по воспита­нию у детей навыков правильного произношения звуков»; «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста», «Приемы обогащения словарного запаса де­тей дошкольного возраста», «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» и т.д.

Таким образом, основная задача логопеда при организации работы с родителями — помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса и показать необходимость ежедневной работы со своим ребенком в единстве требований педагогов и родителей.

В ходе консультаций, бесед логопед разъясняет роль родителей в комплексе коррекционных психолого-педагогических мероприятий:

- оказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради;

- принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;

- определяет, организует и направляет наблюдение за ребенком уровень усвоения им новых знаний и умений, в том числе при выполнении заданий в условиях семейного воспитания.



Организация работы педагогического коллектива с родителями детей логопедической группы


Вряд ли кто будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают с отчет в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми.

Тяжесть речевого дефекта детей предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного дошкольного учреждения в логопедической группе, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Причиной неуспеваемости, наряду с дефектами речи, нарушениями нервно-психической сферы детей, может быть социально-педагогическая запущенность в связи с неблагополучием в семье.

Одной из причин эмоциональной, сенсорной, социальной депривации детей может быть семейный алкоголизм или алкоголизм одного из родителей. Е.Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина отмечают, что неблагоприятные условия воспитания в семье (пьющие родители) обусловливают замедленное формирование коммуникативной и познавательной активности детей.

Педагогическая запущенность в последние годы, однако, наблюдается в семьях, не склонных к злоупотреблению алкоголем. Часть родителей сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или попечении престарелых бабушек и дедушек, не имеющих сил и возможно уделить им достаточно времени.

Дети с педагогической запущенностью встречаются в семьях, где отсутствует один из родителей и создаются таким образом условия детской безнадзорности. Педагогическая запущенность может иметь и другие причины, но во всех случаях, как неоднократно подчеркивал Л.С. Выготский, процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимаются отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

При планировании прогноза коррекционной работы логопеду необходимо учитывать такие факторы как:

– роль отца и матери, бабушки и дедушки в воспитании ребенка;

– тип семейного воспитания.

Известны следующие основные типы неправильного воспитания: гиперопека, гипоопека, притоверечивый, повышенной моральной ответственности и т.д.

Гиперопека – выражается в необычайной привязанности к ребенку, в желании оберегать его от любых трудностей. Дети в таких семьях превращаются в объект восхищения. Воспитание ребенка как «кумира семьи» приводит к формированию у него характерных черт: эгоцентризма, установки на постоянную помощь и опеку, нелюбви к труду.

Противоположный тип неправильного семейного воспитания – гипоопека. Ребенок в таких семьях предоставлен сам себе, худший случай – эмоциональное отвержение ребенка, которое проявляется в открытой враждебности или чрезмерной требовательности. Одни родители объясняют, что «воспитывают у ребенка характер для выживания в современных условиях», другие не скрывают, что ребенок появился в результате незапланированной беременности. В таких условиях развитие интеллектуальных интересов и психологической деятельности в целом снижено. Черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Довольно часто встречаются семьи, в которых воспитание носит противоречивый характер. Одни члены семьи предъявляют к ребенку свои требования, а другие – свои. Иногда это происходит неосознанно, а иногда – намеренно. Ребенок становится объектом торга, например, в распавшейся семье.

У А.И. Захарова («Неврозы у детей и их лечение») выделено такое неправильное семейное воспитание, которое автор характеризует как воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Родители в таких семьях пытаются осуществить через детей свои нереализованные планы, не осознавая, каким непосильным грузом становятся для детей их требования.

Смена воспитательных приемов, которая может произойти в результате изменений в жизни семьи, также может послужить фактором, нарушившим нормальное психическое развитие ребенка.

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению получен­ных знаний.

В логопедических группах дошкольных учреждений сложилась определенная система работы педагогического коллектива с родителями, которая включает в себя:

• собрания;

• консультации;

• открытые занятия;

• информационные выставки.

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Первое собрание проводится в конце мая, после комплектования логопедических групп медико-психолого-педагогической комиссией и ознакомления педагогического коллектива с медицинскими заключениями специалистов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой патологией.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению. Большинство родителей, не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи и т.д.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Поэтому родителям на первом собрании предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции нарушений.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

На собрании родители получают задание: к первой индивидуальной беседе с логопедом, которая проводится в начале учебного года (в сентябре), подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременности, родов и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ анкет, которые заполняют при этом родители, позволяет логопеду более направленно вести индивидуальную работу с родителями.

По результатам анализа анкет (см.прил.) логопед должен сделать выводы и выявить:

- уровень и профиль образования родителей;

- общий культурный уровень семьи;

- состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

- психологический микроклимат семьи;

- уровень материальной обеспеченности;

- жилищно-бытовые условия.

Данные анкет дополняются сведениями из бесед с родителями, в результате которых можно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, об особенностях воспитания ребенка, влияющих на его психологическое развитие, на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также умственных способностей.

Необходимо при анализе анкет учесть готовность родителей к сотрудничеству со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития.

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества.

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования (логопеда, психолога, воспитателей). На этом собрании родители знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности (математические представления, развитие речи, конструктивные и изобразительные навыки и т.д.), а также с требованиями программы логопедической группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в I класс.

Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка (см. в приложении образцы памяток для родителей по выполнению домашних заданий). Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопедов и воспитателей. Некоторые из них проявляют обеспокоенность и активно включаются в коррекционно-воспитательный процесс, другие, к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

Третье собрание проводится в январе, когда родителей знакомят с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т.п. Можно провести открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука [л]», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей) или предложить родителям ответить на вопросы анкеты 2 или 3 (см. прил.), обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

Примерные этапы подготовки родительского собрания могут быть следующими.

1.Анкетирование по теме собрания. Проводится за две-три недели до собрания, результаты анализируются, после чего используются в ходе собрания.

2.Подготовка выставок, конкурсов и т.п. по теме собрания.

3.Проведение заседания родительского комитета (за две-три недели, лучше за один месяц до проведения собрания), на котором утверждаются план и форма проведения собрания, распределяются обязанности членов родительского комитета по подготовке и проведению собрания.

Эти обязанности могут включать: работу по оформлению помещения, где занимаются дети; организацию и подготовку анкет, тестов, обобщение опыта семейного воспитания и т. п.

Этапы проведения собрания включают:

1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.

2. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.

3. Показ открытых занятий или их фрагментов.

4. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей:

5. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе педагогического коллектива и родителей являются консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные.

Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Перед очередной консультацией, за одну-две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения. Приведем здесь примерный перечень тематических консультаций:

- готовность детей к звуковому анализу;

- постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

- обучение детей рассказыванию;

- обучение грамоте детей.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй половине дня. На этих консультациях он демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Родители во время занятий с детьми имеют более широкие возможности дать им опыт практического наблюдения. Дети в домашних условиях не только на глаз и на ощупь определяют, например, форму, размер, цвет, твердость или мягкость предметов; если предмет знакомства – пищевые продукты, они могут попробовать их на вкус, убедиться в сочности одних овощей и фруктов и не сочности других, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пе­режевывании различных видов пищи – принять непосредственное участие в любом из предложенных предметных действий.

Преимущества непосредственного опыта очевидны и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно видеть в часы занятий. Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой де­фект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики, а также отвечающие теме сюжетно-ролевые игры, определяют режимные моменты, которые позволяют использовать данный материал.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются логопедами в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.












ПРИЛОЖЕНИЕ


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

(ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)


1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

2. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

3. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.




ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО

ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА


1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

2. Время занятий (15–20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

4. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

6. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.


Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!


Анкета 1


Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету.


1. Фамилия, имя ребенка

2. Состав семьи:

мать: Ф. И. О. ________________________________________________________________

место и характер работы:___________________________________________________________

возраст в момент рождения ребенка:

образование:_______________________________________________________

отец: Ф. И. О. ________________________________________________________________

место и характер работы:___________________________________________________________

возраст в момент рождения ребенка: образование:_______________________________________________________

Другие члены семьи, проживающие отдельно или совместно, принимающие участие в воспитании:________________________________________________________

3. Бытовые условия:___________________________________________________________

4. Данные о здоровье ребенка: запланированная беременность или нет:

от какой беременности (по счету) рожден ребенок: от каких родов рожден

ребенок:___________________________________________________________

особенности протекания беременности и родов:

сведения о травмах и операциях:_________________________________________________________

хронические и частые заболевания:_______________________________________________________

учет у специалистов:

5. Особенности воспитания ребенка:

где и кем воспитывался до сада:_______________________________________

когда отдан в ДОУ (возраст):_________________________________________

как привыкал: ______________________________________________________

наличие резких смен обстановки (переезды, разлуки с матерью, отцом, близкими, друзьями, переход в новый сад и т.п.): _________________

__________________________________________________________________

реакция ребенка на них:______________________________________________

6. Характеристика развития:

когда начал сидеть_______, стоять__________, ходить_________,

говорить, как шло развитие речи (медленно, быстро, логопедические трудности и т.п.): общий эмоциональный тон ребенка: трудности в поведении: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Любимые занятия и игры:

1—2 года______________________________________________________________

2—3 года______________________________________________________________

3—4 года______________________________________________________________

4—5 лет_______________________________________________________________

5—6 лет_______________________________________________________________

домашние обязанности, требования со стороны взрослых

уровень самостоятельности:_____________________________________________________

8. Отношения с членами семьи:_________________________________________________________________

со сверстниками:_______________________________________________________

типичные конфликты (с кем, как часто): что вы считаете достоинствами ребенка:

что вы считаете его недостатками: ______________________________________________________________________

какие фильмы, передачи предпочитает смотреть ребенок по телевизору:

кто читает ребенку книги, какие и как часто:_________________________________________________________________

есть ли у вас в семье совместные игры:__________________________________________________________________

как вы проводите выходные дни, отпуск:_________________________________________________________________







Спасибо!




















Примечание. Задание к самостоятельной работе студента по дисциплине:

1. Все три анкеты заполняются на одной группе ДОУ (указать какая: речевая массовая, ЗПР, смешанная или иная), указать количество детей.

2. В приложении к заполненным анкетам (на отдельном листе) необходимо указать краткую характеристику семьи (по параметрам лекционного материала).

3. Материал подшивается в мягкую пластиковую папку-скоросшиватель.

4. Задание предоставляется в первый день сессии.








































Анкета 2

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты.

(отметьте, пожалуйста, соответствующие варианты)



1. С кем чаще всего находится ваш ребенок дома?

а) с родителями

б) с бабушкой и дедушкой

в) с сестрой или братом

г) другое __________________________________________________________________________

2. Привлекаете ли вы своего ребенка и как часто к участию в домашнем труде?

а) часто

б) иногда

в) никогда

3. Любите ли вы гулять со своим ребенком?

а) да

б) нет

в) зависит от настроения

4. Наказываете ли вы своего ребенка и как часто?

а) наказываю

б) иногда наказываю

в) никогда не наказываю

5. Посещаете ли вы со своим ребенком театры, выставки, цирк?

а) посещаем всегда (новые программы и т.п.)

б) иногда посещаем

в) не посещаем

6. Как часто вы читаете своему ребенку детскую литературу?

а) каждый день

б) раз в неделю

в) не читаю

7. В какие игры, по Вашему мнению, любит играть ваш ребенок?

а) игры-драматизации

б) сюжетно-ролевые

в) игры со строительным материалом

8. Ваш ребенок стремится в игре:

а) выполнять только ведущие роли

б) только второстепенные

в) одинаково успешно играет ведущие и второстепенные роли

9. Желает ли ваш ребенок посещать детский сад?

а) да, всегда

б) посещает с неохотой

10. Как, по Вашему мнению, ребенок относится к воспитателю?

а) любит

б) боится

в) уважает

11. Что вашему ребенку нравится в детском саду?

а) игры;

б) занятия;

в) прогулки

г) другое _________________________________________________________________________


Благодарим за участие!


Анкета 3

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы!


1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком?

Да/нет _____________________________________

2. Есть ли (и какие) у вас общие с ребенком интересы, занятия, увлечения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими трудностями при обучении ребенка вы столкнулись?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В какое время вы занимаетесь с ребенком?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сколько времени Вы общаетесь с ребенком? (до 15 мин./ до получаса/час и более)

- в будничный день ___________________________________________

- в выходной день ____________________________________________.

6. Постоянно/нет соблюдается эта традиция общения

- в будничный день ___________________________________________

- в выходной день ____________________________________________

Ваши комментарии к данному вопросу: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Уважаемые родители! Просим вас отразить впечатления (мнение) по проводимому исследованию (свободные комментарии):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оформление стендов, уголков для родителей


Такие уголки создаются с целью повышения психолого-педагогической грамотности родителей. В них также сосредоточивается различный информационный материал. Очень важно не только правильно оформить стенд, но и привлечь к нему внимание родителей. Эстетика оформления материалов, представленных в уголке, разнообразие, отсутствие стандарта и трафарета, красочность, интересные иллюстрации, фотографии помогут выполнить эту задачу. Причем следует помнить, что оформление – не самоцель, а лишь дополнение, которое подчеркивает содержание представленных материалов. Подборки статей из газет, журналов объединяются единым содержанием и носят тематический характер (например, особенности детей с задержкой психического развития). Тексты должны быть недлинными, компактными по содержанию. Обязательно нужно выделять абзацы. Основную мысль можно подчеркнуть. Родителям легче воспринимать материал, если в содержание включены примеры из жизни.

Хорошо, когда содержание материалов в уголке совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят в соответствии с программой «Родительской школы». Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое.

Также в уголке можно разместить картотеку – указатель педагогической и художественной литературы для родителей, рекомендации психолога по различным вопросам воспитания учащихся в семье, различного рода информации и т.д.

Например, стенд (уголок) для родителей может содержать следующую информацию (см. ниже стр.17):










СИСТЕМА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИ­СА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА



  • развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

  • развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

  • формирование изобразительно-графических способно­стей развитие сукцессивных способностей ребенка и др.





НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ

УСТНОЙ РЕЧИ



  • формирование звукопроизношения;

  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов и фонематических представлений;

  • развитие грамматического строя речи;

  • расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

  • формирование связной речи,

  • работа по развитию мелкой моторики.







КАК ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ


Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.


Можно выделить пять уровней участия родителей:


1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.


39 ИДЕЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ


Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения


Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.


Используйте письменные формы общения


Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

7. Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

8. Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

9. Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12. Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

15. Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.


Создавайте множество ролей для родителей


Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

16. Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

17. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

18.Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19.Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.


Развивайте работу, направленную на родителей


20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.


Предложения для работы с родителями


Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им.

Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27.Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28.Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей.

Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31.Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

32.Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33.Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34.Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35.Поощряйте посещаемость родительских собраний.

Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36.Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).

39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С «МОЛЧУНАМИ» И

«ГОВОРУНАМИ»


В разговоре с молчунами:

1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»

2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.

3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»

4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»

5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:

— У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.

— Не могли бы вы рассказать в двух словах о...

— Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?

— Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.

— Я должна прервать вас, так как наше время истекло.

2. Прервите разговор. Например:

— У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по... Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:

— Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...

— Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованны, ваши – тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее. Можете прерывать разговор. Разработайте тактичное «свертывание» разговора.


ВЫСВЕЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМ


Этот прием полезен при работе с семьей, которая скрыла от вас свои трудности.

1. Проверьте свое отношение к проблеме – является ли эта проблема важной для вас, или она должна решаться семьей.

2. Если вы приняли решение высветить проблему, примите во внимание возможную реакцию семьи.

3. Потренируйтесь (сами или с сотрудниками), что вы хотите сказать родителям.

4. Выбирайте для разговора такое время, когда дети не будут слышать вас. Постарайтесь, чтобы в это время отсутствовали возможные раздражители. Убедитесь, что времени для обсуждения проблемы достаточно и у вас, и у родителей.

5. Выбирайте только одну проблему для обсуждения.

6. Когда вы обсуждаете проблему, попытайтесь расслабиться и слегка снизить голос. Иногда помогает, если вы выскажете вслух то, что вы чувствуете: «Я немного волнуюсь, говоря об этом, и не хочу вас смущать, но я знаю, как вы заботитесь о вашем ребенке, поэтому и решила поделиться с вами».

7. Будьте готовы получить ответ «нет». Не спорьте с родителями и не настаивайте на своей точке зрения, просто еще раз объясните причину вашего

8. Потерпите, если родители не хотят обсуждать поставленную вами проблему.

Вы можете сказать: «Если когда-нибудь в будущем вы захотите поговорить об этом, дайте мне знать».

Избегайте:

— спорить с родителями;

— добавлять новых проблем;

— вставать на защитную позицию;

— уходить от поставленной проблемы.


ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:


— читать детям рассказы, сказки, истории;

— приносить различные игрушки для общих игр;

— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;

— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ


• Посещение семьи на дому.

• Индивидуальные и групповые беседы.

• Родительские собрания.

• Конференции.

• «Круглые столы».

• Семинары.

• Тренинги.


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Рыбина Юлия Андреевна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства