kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика логопедической работы с обучающимися с синдромом Дауна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены методические разработки в работе с детьми с синдромом Дауна!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика логопедической работы с обучающимися с синдромом Дауна.»

Специфика работы учителя – логопеда с ребенком с Синдромом Дауна.

Важнейшим показателем всестороннего и полноценного развития ребенка является речь и сам процесс овладение речью. Возможности познания окружающего мира и общения с окружающей действительностью зависят от богатства и правильности речи ребенка.

Серьезные сложности в освоении речи испытывают дети с синдромом Дауна. Их отличительная особенность заключается в том, что они лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.

Имеются дополнительные факторы, влияющие на становление речи у детей с синдромом Дауна:

- социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

- зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового;

- сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

- сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения;

Отсутствие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики у них определяется следующими характеристиками развития:

отсутствие инициативы в общении с взрослым,

игнорирование или отказ от совместных действий,

трудности в адаптации в новых условиях,

неустойчивый зрительный контакт,

слабое подражание действиям взрослого,

активная речь выражена элементарной фразовой речью.

В русском языке ни одно слово не существует отдельно и изолированно. Используя речь, человек оперирует не словами, а семантическими полями, и, подбирая нужное слово, выражает свою мысль точно и выразительно. Усвоение ребенком лексической семантики является одним из сложнейших процессов. Специфические отклонения в развитии внимания, памяти приводят к несформированности всех компонентов языковой системы ребенка с синдромом Дауна.

Кроме того, дети с синдромом Дауна нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, пассивность.

У логопедов существует классическая цепочка работы:

Звук-Слог-Слово-Фраза.

Работа над звуком очень сложна, кроме артикуляционной позы надо формировать речевое дыхание, использовать вокально-голосовые упражнения. При этом речевой звук может вообще не зазвучать так как хотелось бы, а слабость лексической базы заметно снижает качество развития познавательной деятельности. Поэтому, наряду с формированием правильного звукопроизношения идет активная работа над обогащением активного словаря, т.е. схема меняется: звук и сразу слово, фраза.

Известно что атмосферу позитива создает сказка. Она оказывает положительное влияние на эмоции ребенка, повышает внимательность и сосредоточенность, улучшает мыслительную активность, позволяет создавать у ребенка настроение, активизирует речевое общение. Как я использую сказку в работе с ребенком с синдромом Дауна:

1) Совместное рассказывание сказки: называние слов и звукоподражание с использованием карточек-картинок. В процессе совместного рассказывания происходит обогащение лексического запаса, обучение пониманию контекстной речи, развитие эмоциональной сферы.

2) Драматизация сказки: в процессе рассказывания сказки логопедом, ребенку предлагалось выставлять фигурку того персонажа, который называется в тексте. Драматизация способствовала развитию навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

3) Артикуляционная гимнастика на основе обыгрывания определенных качеств сказочных персонажей способствовала развитию артикуляционной моторики ребенка и эмоциональной сферы.

4) Подражание героям сказки способствовало развитию моторной сферы ребенка.

5) Задание на изображения настроения героя сказки развивало мимическую мускулатуру – улыбка, удивление и пр.

Речь формируется в коллективном общении, а у нас дети с синдромом Дауна, как правило, занимаются индивидуально, в играх находит прием включения персонажа -куклы, которого озвучивает логопед.

Еще прием:

Дидактическая настольно-печатная игра «Что растет на грядке?»

Игра представляет собой: игровое поле, на которое нанесен маршрут для передвижения игровых фишек по полю.

На определенных отметках маршрута изображены овощи;

- игровой кубик (с точками или цифрами на гранях);

- игровые фишки (в этой игре уместно использовать фишки с изображением персонажей сказки «Репка»).

Технологическая карта игры «Что растет на грядке?»

Цель: уточнить и расширить словарь детей по теме «Овощи».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Научить узнавать и называть овощи;

2. Научить подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

1. Совершенствовать произвольность поведения, умения действовать по правилам;

2. Развить познавательную активность, память, мышление, внимание, воображение;

3. Развить мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитать положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью, усидчивость;

2. Воспитать личностные качества: честность, доброжелательность и сотрудничество. Оборудование: игровое поле, игровой кубик, фишки.

Правила игры

На игровое поле на отметку «Старт» выставляются фишки игроков (Ребенок, логопед, кукла). Игроки по очереди кидают игровой кубики переставляют свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике (математический прием).

Если фишка игрока оказалась на отметке с изображением овоща (овощей), игрок называет его (их). Игрок, правильно назвавший овощ, имеет право продвинуться еще на шаг вперед, если назовет признак этого овоща, например: огурец зеленый (сочный, вкусный, хрустящий).

Интрига:чья фишка первой «дойдет» до отметки «Финиш».

Лексика: лук, морковь, свекла, помидор, огурец, редис, капуста, картофель, кабачок, тыква, репа. Учить подбирать и называть признаки: зеленый, желтый, красный, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пупырчатый, толстокожий.

При этом в конце игры показываем ребенку не только картинки, но и «живые» овощи: так подключаем тактильные, обонятельные ощущения. Проводим сравнения размеров, фактур, которые не передают картинки.

Если позволяет время - включается социальная адаптация: где выращивают? А где берут овощи в городе? И.т.п.

Таким образом, в работе логопеда с детьми с синдромом Дауна на первой ступени обучения основной упор делается на обогащение активного и пассивного словаря, формирование семантических полей.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специфика логопедической работы с обучающимися с синдромом Дауна.

Автор: Кулешова Софья Александровна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства