Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей с ОВЗ.
Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей с ОВЗ.
Нарушение слогового анализа и синтеза слов носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной раоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей с ОВЗ.»
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию
слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции
дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Подготовила: Куркина М. А.
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Нарушение слогового анализа и синтеза слов носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Оно характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (отмечаются нарушения порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Все чаще нарушение слогового анализа и синтеза находит отражение в письменных работах учащихся общеобразовательных и специальных коррекционных школ.
Как известно, между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому часто среди неуспевающих школьников отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова другим. Ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ему недоступен, то возможно появление конкретных специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения навыками письменной речью [2].
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ, а также с профилактикой и логопедической работой по их коррекции остаются актуальными и в наше время.
Цель моего исследования - изучение особенностей нарушений и коррекции слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ и определение направлений современных подходов коррекционной и профилактической работы , выбора приемов и методик для предупреждения и устранения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В результате диагностики устной и письменной речи учащихся были получены следующие результаты: звуки в словах произносят невнятно, чаще всего искажают шипящие, свистящие, соноры; наблюдаются пропуски гласных и согласных букв; перестановки, антиципации («на девевьях», «медвевя») или контаминации («весеяём» - весело поем, «играялы» - играла в куклы, «лептбау» - лепят бабу), выпадение слогов («конок» - котенок, «кандаш» - карандаш); появление лишних букв (преимущественно гласных) или целых слогов в слове; искажение более сложных по структуре слов; смешение границ слов («наде рево», «у дедамо Роза») и др. При этом следует еще раз отметить, что нарушения слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ являются стойкими и проявляются как в устной, так и в письменной речи.
Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов и их профилактике складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный, цель которого – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и собственно коррекционный, цель–коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка, на данном этапе проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов.
Анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ могут быть использованы: программа Power Point для проведения игр и упражнений в виде презентаций; обучающие компьютерные программы; слого-буквенные схемы, слоговые раскраски и др..
Организация эффективной коррекционно-развивающей работы возможна только при условиях тесного взаимодействия учителя-логопеда и учителей начальной школы. Отличительными особенностями их деятельности является командный стиль взаимодействия, постоянное отслеживание развития каждого учащегося, результативности его обучения, использование определенных приемов и упражнений для предупреждения ошибок, связанных с нарушением слогового анализа и синтеза.
В настоящее время применение ИКТ в рамках образовательного процесса на занятии становится привычным делом. Как показывает практика, использование игр и упражнений за компьютером вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим урокам, усвоению новых знаний, повышает мотивацию у учащихся, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность. В рамках работы над методической темой «Формирование слогового анализа и синтеза как средство коррекции и профилактики дисграфии у детей с ОВЗ» мной были разработаны и активно применялись игры и упражнения в программе Power Point, такие как: «Слоговая арифметика», «Слоговые пирамиды », «Слоготаблицы», «Веселые черепашки», «Рассыпанные слоги», и др. Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые можно использовать в работе.
Игра «Слоговая арифметика»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов, обогащение и актуализация словарного запаса, развитие мыслительной деятельности, тренировка навыка чтения.
Материал: компьютерная презентация, представляющая собой комплекс заданий, при решении которых необходимо соединить в одно целое или изъять из состава слова слово или слог.
Инструкция: 1) «Соедини (сложи) в одно целое два слова или слово и слог. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове?»
2) «Исключи (вычти) из состава слова слово или слог. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове и исходном (начальном)?»
3) «Реши пример в два действия. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове и исходном (начальном)?».
После того, как учащийся назовет правильный ответ, на экране по щелчку мышки появляется слово-ответ или картинка-отгадка.
Примеры заданий:
Сложение:
баран+ка=
вес+ло=
бар+сук=
пол+оса=
кар+точка=
Вычитание:
полка – ка =
виноград – град =
лесник – ник=
компот – пот=
В два действия:
весна – на + точка =
кот + ёлка – ка =
картина – тина + тон = ?
Упражнение «Слоготаблицы»
Цель: развитие и совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, автоматизация поставленных звуков у детей младшего школьного возраста, овладевших техникой послогового чтения, обогащение и актуализация словарного запаса учащихся.
Инструкция:
1.Читаем первый слог левого столбика, добавляем автоматизируемый звук и присоединяем к нему гласную, главное условие - получить слово.
ОБРАЗЕЦ: (ВА – З – А - ВАЗА).
Анализируем с учащимся звукобуквенный состав полученного слова, делаем вывод о количестве слогов в слове, объясняем лексическое значение слов.
2. Называем автоматизируемый звук, присоединяем гласную из правого столбика. Подбираем слог , несколько слогов и букву из крайнего правого столбика – получаем слово.
ОБРАЗЕЦ: (З – А - БОР - ЗАБОР).
Анализируем с учащимся звукобуквенный состав полученного слова, делаем вывод о количестве слогов в слове, объясняем лексическое значение слов.
Примечание:1) данную систему упражнений можно использовать в работе с учащимися средней школы, но усложнив предъявляемый материа; 2) на первых этапах работы может использоваться упрощенный вариант - когда есть «цветовые выделения» гласных и согласных звуков, составляющих слово. На более поздних этапах работы – без выделений цветом. Более сложный вариант работы может быть сразу предложен школьникам, у которых хорошо развиты навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
Конкретные виды упражнений, игр и заданий должны подбираться индивидуально каждому учащемуся, в зависимости от уровня его речевого и интеллектуального развития.
Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на невербальном и вербальном материале; осуществления систематизированной, комплексной коррекции; применения современных подходов; привлечения в логопедический процесс учителей и родителей.
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 48 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 256 с.