Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.
Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.
В старшем дошкольном возрасте особенно интересна совместная деятельность педагога и ребенка, совместная деятельность детей в рамках проекта, так как, при целенаправленной работе, в совместной деятельности дети уже умеют чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера, исправлять его ошибки и свои, помогать партнеру выполнить часть его работы, принимать замечания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.»
Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями.
подготовила учитель-логопед Дмитриева И.В.
ноябрь, 2016
В последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемый результат. В связи с этим, нужно найти такие формы работы, которые позволили бы оптимизировать процесс постановки, автоматизации звуков, развития всех компонентов речи, и что немаловажно, развить коммуникативную культуру, что позволит продуктивно и конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, что особенно трудно детям, имеющими ТНР. Со-деятельность, сотворчество дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.
В старшем дошкольном возрасте особенно интересна совместная деятельность педагога и ребенка, совместная деятельность детей в рамках проекта, так как, при целенаправленной работе, в совместной деятельности дети уже умеют чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера, исправлять его ошибки и свои, помогать партнеру выполнить часть его работы, принимать замечания. Главная задача совместного проектирования – заинтересовать детей, чтобы желание принять участие в общем деле шло от самого дошкольника, обговорить, что и как будем делать, какие средства будем использовать. Здесь важно вместе с детьми выстроить всю технологическую цепочку, совместно спланировать работу, а в конце деятельности подвести итог, обсудить полученный результат.
Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей.
Совместный проект «Путешествие по городу Красивой речи» не оставил равнодушным ни одного ребенка.
Работа над проектом включала деятельность педагога и детей. Она распределялась следующим образом по этапам проекта:
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап. Подготовительный
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап. Вживание в игровую ситуацию
1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность
3. Организует деятельность.
1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.
3 этап. Основной
1. Практическая помощь
(по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
1. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап. Заключительный
1. Подготовка к презентации.
2.Презентация.
1. Продукт деятельности готовят к презентации.
2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Цель проекта: «Путешествие по городу Красивой речи»: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для них видах деятельности;
Цель перед детьми: создание города Красивой речи и путешествие по нему;
Вид проекта: краткосрочный – 1 неделя, коллективный.
Задачи: 1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
3.Воспитывать общительность, коммуникабельность
4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
6. Прививать любовь к родному языку.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка и педагога.
Таким образом, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна в логопедической группе. Общее недоразвитие речи зачастую влечет за собой нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных черт ребенка. Работать над коррекцией этих нарушений в комплексе позволяет совместное проектирование. Это еще и замечательная возможность для родителей объективно оценить возможности своих детей, сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые знания.
материал подготовлен на основе литературы:
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М.2008
«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б.С., Волкова Н.В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008