Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а так же от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Советы для родителей»
И тогда он будет говорить хорошо.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и , в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а так же от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения является незрелость или несформированность фонематических процессов. Это проявляется при замене одного звука другим и в смешении звуков.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителя-логопеда, педагогов и родителей. В первую очередь, такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции.
В дошкольном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево функционирует логопедический пункт, на базе которого ведется работа по коррекции недостатков речевого развития детей.
Основными задачами логопедического пункта МБДОУ являются:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- консультативно – методическая, просветительская работа среди педагогов дошкольного учреждения, родителей воспитанников.
С 1 по 15 сентября проводится обследование устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. По результатам обследования дети с нарушениями речи зачисляются на логопункт. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, т.е. воспитанники из подготовительной к школе группы. На оставшиеся места зачисляется часть детей из старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
С 15 сентября начинается коррекционная работа. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю по утвержденному расписанию. Вся индивидуальная логопедическая работа делится условно на несколько этапов.
Задача подготовительного этапа – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе. На этом этапе учитель-логопед через специальные упражнения настраивает речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; – формирование и развитие речевого дыхания;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
Этап постановки звука – выработка у ребенка новых навыков и затормаживание неправильно сформированных ранее. Учитель-логопед объединяет отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.
К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук. Целью автоматизации звука является правильное произношение конкретного звука в обычной речи. Эта работа трудна для нервной системы ребенка. Ведь новый звук – результат искусственного процесса, который отличается от самостоятельного появления звука у ребенка. Это новый условный рефлекс, закрепление которого требует большой осторожности и постепенности. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
Чтобы автоматизация звука прошла успешно, ребенок должен произнести не менее 60-90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка.
Этап дифференциации. В случае замены одного звука другим или их смешивании, проводится работа на дифференциацию звуков.
Общий успех коррекционного воздействия в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Несколько советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать правильно говорить:
1.Начнем с вас
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2.Встреча взглядов
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3.Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
5. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
6. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
7. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
8. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
9. Исключите любые чрезмерные требования! Разве это не должно быть очевидным?
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит.
10.Не предупреждайте его желания
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно только посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность
задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
11.Расширяйте словарь малыша
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, посуда, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя ребенка. Помните: для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом. Ведь дети учатся языку подражая, слушая, наблюдая. Ребенок, который говорит красиво и правильно, обычно не испытывает трудностей в общении со взрослыми и сверстниками. Следуйте нашим советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Удачи, успехов в совместной работе с нашими любимыми детьми!
Учитель-логопед отдела образования Карамова Римма Раисовна,
Учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево Сахипова Айсылу Явдатовна.