Просмотр содержимого документа
«"Советы для детей с дисграфией"»
Что же такое дисграфия и как с ней бороться?
Дисграфия — это частичное нарушение письма, которое в каждом отдельном случае связано с разного рода причинами.
Оказывается,чтобы овладеть грамотным письмом, недостаточно просто видеть окружающий мир (предметы, размеры,цвета),просто слышать его звуки(телефонные звонки,шум листвы,стук колёс). Важно обладать ещё речевым слухом (различать звуки речи,улавливать оттенки сказанного) и особым зрением на буквы.(Запоминать и воспроизводить их начертание).
Письмо,как таковое, включает ряд специальных операций:
1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма — определение последовательности звуков в слове.
Второе — укрепление звуков,т.е превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие, обобщённые речевые звуки — фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, а в дальнейшем — автоматизированно. Акустический анализ и синтез протекает при участии артикуляций.
2. Следующая операция письма заключается в переводе фонем (слышимых звуков) в графемы (письменные знаки) с учётом пространственного расположения их элементов.
3. На последнем этапе письма происходит «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи(графемы переводятся в кинемы).
Как бороться с дисграфией? Терпением и усидчивостью. Необходимы систематические занятия и упражнения,которые вы будете выполнять вместе с ребёнком без утомления и раздражительности на интересном и разнообразном материале.
Практические советы для проведения занятий
*Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек. Купите своему ребёнку«пупырчатую» ручку (покрытую рёбрышками и пупырышками) и трёхгранный карандаш для опоры трёх держащих пальцев.
* Для занятий понадобится тетрадь в клетку. Ежедневно в течение 2 — 3 недель ребёнку необходимо переписывать в тетрадь небольшой текст или упражнение. Это может быть даже всего одна строка в день, но переписанная правильно и отчётливо. Текст (или предложение) надо записывать на клеточном поле — по одной букве в клетке, при этом буква должна занимать всю клетку целиком.
* Тренировка слуха ведётся путём повторения слов, скороговорок, подбора слов
к заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Необходимо также использовать игровой и наглядный материал, помогающий запоминать начертание букв(ж напоминает жука,р-молоточек,о-баранку, е-полумесяц и т. д.)
* Стремитесь к постепенному увеличению скорости письма.
* Диктанты писать необходимо, но по — особому: очень медленно (на текст из 150 слов затрачивать не менее часа) и с чётким проговариванием.
. Сначала текст прочитать целиком. Обратить внимание на орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте, найти их,вспомнить правила.
. Затем продиктовать первое предложение и попросить ребёнка назвать количество запятых в нём объяснить их расстановку;попросить проговорить по буквам сложные для написания или просто длинные слова. И только после 3 - 4-
кратного проговаривания вслух записывать предложение в тетрадь.
. Каждое предложение необходимо диктовать по частям и записывать с проговариванием вслух всех особенностей произношения слов и постановки знаков препинания.
. Нельзя предлагать детям с нарушениями буквенного зрения выполнять упражнения, в которых требуются исправить допущенные ошибки - неправильное написание может прочно закрепиться.
. Всё, что ребёнок пишет на бумаге, он должен обязательно проговаривать вслух.
Желательно подчёркивать, обводить, выделять цветом те буквы, в написании которых ученик ошибается.
. Не заставляйте ребёнка переделывать и переписывать по много раз домашние задания. Если упражнение большое, разбейте его на части и выполняйте в несколько приёмов.
. Не ругайте ребёнка за неудачи, а чаще находите поводы его похвалить. Не вызывайте в нём отвращения к учёбе, усталости, раздражения и недовольства собой.