Просмотр содержимого документа
«Смешание опозиционных звуков и соответствующих букв»
Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв [с] – [ш], [с] – [ц], [п] – [б], [с] – [з] и т.п.
Предпосылками смешения звуков могут быть либо нарушения развития речевых анализаторов, либо недостаточное их развитие.
Этот вид ошибок может быть спровоцирован и нечёткой артикуляцией, при этом у ребёнка необязательно оказывается нарушенным звукопроизношение. Он может произносить звуки правильно, но если артикуляционные движения слабые и вялые, темп речи чересчур замедлен или, наоборот, слишком быстр, если он говорит на вдохе, то и сигналы, поступающие в соответствующие центры коры головного мозга не обладают достаточной чёткостью.. Следствием этого становится расплывчатое восприятие соответствующих сигналов, плохое их различение, что в свою очередь ведёт к трудностям в выборе букв для их обозначения.
Смешение букв может быть обусловлено и изменениями, которые происходят со звуком в разных позициях. Так, например, в словах руки, луговой, звёздную звук [у] произносится по-разному.
Дети с их неокрепшим восприятием могут не узнать звуки в редуцированных позициях и не отнести их к одной и той же фонеме. Отсюда и обозначение их разными буквами – «логовой», «звёзднаю».
Для определения причин смешения звуков учитель должен направить воспитанника на консультацию к логопеду. Самостоятельно он лишь констатирует трудности в фонематическом анализе.
Предупредить подобные ошибки может правильное построение работы на самых первых этапах обучения. Оно заключается:
в предварительной подготовке артикуляционного аппарата;
в упражнениях на развитие речевого дыхания;
в развитии у детей способности слышать себя и ощущать движение своих речевых органов.
Рекомендации
В первом классе необходимо в течение продолжительного времени:
учить детей произносить группы звуков и слова, чётко артикулируя каждый звук и слегка его протягивая;
дать им почувствовать изменения артикуляционных укладов, соответствующие количеству звуков в произносимом слове.
Для решения этих задач целесообразно использовать следующую технологическую цепочку упражнений.
ПЕРВОЕ ЗВЕНО – для анализа используются звуки, которые можно тянуть и которые далеки по артикуляционному образу, например: [аму], [фса] и т.п.
ВТОРОЕ ЗВЕНО – в анализируемую группу включается один краткий звук, например: [к] или [п]. Он обязательно должен быть последним: [лак], [суп].
ТРЕТЬЕ ЗВЕНО – краткий звук вводится в середину группы; между двумя контрастными по артикуляции гласными звуками: [аку], [ицо].
ЧЕТВЁРТОЕ ЗВЕНО – краткий звук даётся в начале группы. Здесь возможны два варианта работы:
методом анализа;
методом синтеза.
Метод анализа. Детям сообщается, что сейчас они услышат группу из трёх звуков, которые им нужно будет повторить по одному. Звуки повторяются подряд без пауз: кол
Метод синтеза. Воспитанникам предъявляются три изолированных звука [п], о, л и предлагается назвать слово, которое из них получится, а затем произнести это слово слитно, отчётливо проговаривая каждый звук. Различение оппозиционных звуков для ребёнка всегда затруднительно, если не отработаны достаточно хорошо умения чувствовать свои собственные артикуляционные движения.
Виды заданий и упражнений
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ: а) закрытые губы плотно сжать, потом расслабить, не открывая;
б) слегка приоткрытые губы растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку;
в) губы, вытянутые в трубочку, постепенно: сначала чуть-чуть, примерно как при произношении звука а, а потом как при произношении звука о, и наконец, как при произношении звука у (сами звуки при этом не произносятся);
г) плотно сжатые губы открываются сильным толчком воздуха («взрыв»).
Упражнения для языка:
широко распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе;
кончик широкого чуть высунутого языка поднимается кверху и опускается вниз;
слегка высунутый язык лежит на нижней губе, работают его края – язык становится широким («лопата»), то узким («иголочка»);
кончик языка гладит бугорок за верхними зубами из стороны в сторону и спереди назад;
кончик языка гладит изнутри нижнюю десну и зубы из стороны в сторону и сверху вниз;
язык поочерёдно упирается кончиком в верхние и нижние зубы.
Упражнение для голосовых складок: отдельные слова, словосочетания или предложения произносятся шёпотом – тихим («для себя») и громким («для других»), голосом – тихим («для себя»), громким («для других»).
Артикуляционная гимнастика напоминает логопедическую, но, используемая на уроке, она решает иные задачи. Если учитель-логопед учить детей управлять артикуляционным аппаратом для того, чтобы потом сложить правильный уклад при простановке звуков, то учитель переносит акцент на кинестетические ощущения. Поэтому и следует обращать внимание не на правильность артикуляции, а на её осознание ребёнком. Важно, чтобы он научился чувствовать именно свою, индивидуальную артикуляцию.
Эту гимнастику целесообразно проводить на каждом уроке письма. Обычно для неё отводятся первые 2-4 минуты урока. В начале обучения в первом классе следует выполнять все упражнения, потом постепенно их число уменьшать, выбирая только движения, связанные с содержанием данного урока.