kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смешание опозиционных звуков и соответствующих букв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смешание опозиционных звуков и соответствующих букв [с]-[ш],[с]-[ц],[п]-[б],[с]-[з] и т.п      В данной работе предствлены : 

  • предпосылки смешения звуков и соответствующих букв
  • рекомендации
  • виды заданий и упражнений

Например: Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнения для губ
  2. Упражнения для языка
  3. Упражнения для голосовых складок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смешание опозиционных звуков и соответствующих букв»

Смешение оппозиционных звуков и соответствующих букв [с] – [ш], [с] – [ц], [п] – [б], [с] – [з] и т.п.

Предпосылками смешения звуков могут быть либо нарушения развития речевых анализаторов, либо недостаточное их развитие.

Этот вид ошибок может быть спровоцирован и нечёткой артикуляцией, при этом у ребёнка необязательно оказывается нарушенным звукопроизношение. Он может произносить звуки правильно, но если артикуляционные движения слабые и вялые, темп речи чересчур замедлен или, наоборот, слишком быстр, если он говорит на вдохе, то и сигналы, поступающие в соответствующие центры коры головного мозга не обладают достаточной чёткостью.. Следствием этого становится расплывчатое восприятие соответствующих сигналов, плохое их различение, что в свою очередь ведёт к трудностям в выборе букв для их обозначения.

Смешение букв может быть обусловлено и изменениями, которые происходят со звуком в разных позициях. Так, например, в словах руки, луговой, звёздную звук [у] произносится по-разному.

Дети с их неокрепшим восприятием могут не узнать звуки в редуцированных позициях и не отнести их к одной и той же фонеме. Отсюда и обозначение их разными буквами – «логовой», «звёзднаю».

Для определения причин смешения звуков учитель должен направить воспитанника на консультацию к логопеду. Самостоятельно он лишь констатирует трудности в фонематическом анализе.



Предупредить подобные ошибки может правильное построение работы на самых первых этапах обучения. Оно заключается:

  • в предварительной подготовке артикуляционного аппарата;

  • в упражнениях на развитие речевого дыхания;

  • в развитии у детей способности слышать себя и ощущать движение своих речевых органов.







Рекомендации

В первом классе необходимо в течение продолжительного времени:

учить детей произносить группы звуков и слова, чётко артикулируя каждый звук и слегка его протягивая;

дать им почувствовать изменения артикуляционных укладов, соответствующие количеству звуков в произносимом слове.

Для решения этих задач целесообразно использовать следующую технологическую цепочку упражнений.

ПЕРВОЕ ЗВЕНО – для анализа используются звуки, которые можно тянуть и которые далеки по артикуляционному образу, например: [аму], [фса] и т.п.

ВТОРОЕ ЗВЕНО – в анализируемую группу включается один краткий звук, например: [к] или [п]. Он обязательно должен быть последним: [лак], [суп].

ТРЕТЬЕ ЗВЕНО – краткий звук вводится в середину группы; между двумя контрастными по артикуляции гласными звуками: [аку], [ицо].

ЧЕТВЁРТОЕ ЗВЕНО – краткий звук даётся в начале группы. Здесь возможны два варианта работы:

  • методом анализа;

  • методом синтеза.

  • Метод анализа. Детям сообщается, что сейчас они услышат группу из трёх звуков, которые им нужно будет повторить по одному. Звуки повторяются подряд без пауз: кол

Метод синтеза. Воспитанникам предъявляются три изолированных звука [п], о, л и предлагается назвать слово, которое из них получится, а затем произнести это слово слитно, отчётливо проговаривая каждый звук. Различение оппозиционных звуков для ребёнка всегда затруднительно, если не отработаны достаточно хорошо умения чувствовать свои собственные артикуляционные движения.







Виды заданий и упражнений

Артикуляционная гимнастика

  1. Упражнения для губ: а) закрытые губы плотно сжать, потом расслабить, не открывая;

б) слегка приоткрытые губы растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку;

в) губы, вытянутые в трубочку, постепенно: сначала чуть-чуть, примерно как при произношении звука а, а потом как при произношении звука о, и наконец, как при произношении звука у (сами звуки при этом не произносятся);

г) плотно сжатые губы открываются сильным толчком воздуха («взрыв»).

Упражнения для языка:

  • широко распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе;

  • кончик широкого чуть высунутого языка поднимается кверху и опускается вниз;

  • слегка высунутый язык лежит на нижней губе, работают его края – язык становится широким («лопата»), то узким («иголочка»);

  • кончик языка гладит бугорок за верхними зубами из стороны в сторону и спереди назад;

  • кончик языка гладит изнутри нижнюю десну и зубы из стороны в сторону и сверху вниз;

  • язык поочерёдно упирается кончиком в верхние и нижние зубы.

Упражнение для голосовых складок: отдельные слова, словосочетания или предложения произносятся шёпотом – тихим («для себя») и громким («для других»), голосом – тихим («для себя»), громким («для других»).

Артикуляционная гимнастика напоминает логопедическую, но, используемая на уроке, она решает иные задачи. Если учитель-логопед учить детей управлять артикуляционным аппаратом для того, чтобы потом сложить правильный уклад при простановке звуков, то учитель переносит акцент на кинестетические ощущения. Поэтому и следует обращать внимание не на правильность артикуляции, а на её осознание ребёнком. Важно, чтобы он научился чувствовать именно свою, индивидуальную артикуляцию.

Эту гимнастику целесообразно проводить на каждом уроке письма. Обычно для неё отводятся первые 2-4 минуты урока. В начале обучения в первом классе следует выполнять все упражнения, потом постепенно их число уменьшать, выбирая только движения, связанные с содержанием данного урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Смешание опозиционных звуков и соответствующих букв

Автор: Гуторова Людмила Ивановна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства