kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сменный материал в "Уголок логопеда" по лексическим темам для родителей детей 4-5 лет с ТНР (ОНР). Третий период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сменный  материал содержит еженедельные рекомендации учителя-логопеда родителям по лексическим темам, последовательно изучаемым на логопедических занятиях с детьми 4-5 лет  с ТНР (ОНР) в группе комбинированной направленности. Материал содержит текстовую информацию для пополнения и активизации словарного запаса; задания, направление на развитие общих речевых навыков; игры для развития слухового, зрительного  внимания, фонематических представлений, обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; предлагаются пальчиковые игры и упражнения на координацию речи с движением; стихотворения, загадки и тексты для пересказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сменный материал в "Уголок логопеда" по лексическим темам для родителей детей 4-5 лет с ТНР (ОНР). Третий период.»







Сменный материал

для стенда «Уголок логопеда»

по лексическим темам

для родителей детей 4-5 лет с ТНР (ОНР)

в группе комбинированной направленности ДОУ


III период обучения


Сменный материал для стенда содержит еженедельные рекомендации учителя - логопеда родителям по лексическим темам, последовательно изучаемым на логопедических занятиях с детьми 4-5 лет в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Материал по каждой лексической теме содержит:

  • текстовую информацию для пополнения и активизации словарного запаса, представлений об окружающем мире;

  • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением;

  • задания, направленные на развитие общих речевых навыков;

  • игры для развития слухового, зрительного внимания,

фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи;

  • стихотворения, загадки и тексты для пересказа.




























Алгоритм знакомства с лексическими темами и со звуковыми взаимосвязями

на 2020-2021 учебный год

с детьми 4-5 лет средней группы комбинированной направленности

для детей с ТНР (ОНР)

(расписано по неделям согласно периодам обучения)


II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ



Месяцы/недели

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

Апрель

С 29.03. - 02.04.

Тема «Транспорт».

Тема: Звук [БЬ].

С 05.04. - 09.04.

Тема «Дни недели. Части суток».

Тема: Звук [Д].

С 12.04. - 16.04

Тема «Космос».

Тема: Звук [ДЬ].

С 19.04. - 23.04.

Тема «Животные жарких стран».

Тема: Звуки [Т] -[Д].

С 26.04 – 30.04

Обобщение по теме «Весна».

Тема: Звуки [А]-[У] - [И] - [О] - [Ы].

Май

С03.04. - 07.05.

Тема «День Победы».

Тема: Звук [Г].

С 10.05. - 14.05.

Тема «Цветы».

Тема: Звук [ГЬ].

С 17.05. - 21.05.

Тема «Насекомые».

Тема: Звук [С].


С 24.05. - 28.05.

Тема «Лето. Летние изменения в природе»

Тема: Звук [С].

31.05.

Обобщение по теме «Лето».




























Мы изучаем лексическую тему «Транспорт».

З вук [бь].



Уважаемые родители!

По данной лексической теме рекомендуем рассмотреть картинки в энциклопедиях, в Интернете и побеседовать с ребенком о транспорте, который предназначен для перевозки людей, грузов.

Закрепляем существительное с обобщающим значением транспорт.


Вводим в словарь и обогащаем лексику:

Существительные: автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, машина, такси, поезд, вагон, самолет, вертолёт, пароход, пешеход, переход, путешественники; Называем транспортное средство и отдельные его части (дверь, руль, колесо, кабина, кузов, окно)

На чем можно передвигаться по городу? – на автобусе, на такси, на автомобиле, на…….

Прилагательные: рассказываем о видах транспорта и называем: наземный, водный, воздушный;  красный, белый, желтый, синий, городской, быстрый, шумный, удобный, железнодорожный;

Глаголы: стучит, гудит, пыхтит (о паровозе); шумит, рычит, сигналит, тормозит, останавливается, едет; приземляется, взлетает (о самолёте); плывёт, заправлять, ремонтировать.


Играем в игры для развития лексического и грамматического строя


  • «Назови транспортное средство» - называть быстро без остановки пять названий транспорта.

  • «Назови части машины»: самолёт – у самолёта есть крылья;

поезд – у поезда есть вагоны и т.д.

  • «Один – много»: автобус – автобусы, троллейбус - троллейбусы, самолет – самолеты,

машина –машины, пароход – пароходы, грузовик – грузовики, трамвай – трамваи, поезд - поезда.

  • «Какой транспорт?»: вертолет – вертолет – это воздушный вид транспорта и т.д.

  • «Собери семейку слов»:

Паровоз – паровозик – паровозный (гудок); Пароход – пароходик – пароходный;

Вагон – вагончик – вагонные (колеса); пешеход – пешеходный и т.д.


  • «Посчитай»: один вагон, два вагона, три вагона, четыре вагона, пять вагонов…и т.д. со словами колесо, автобус, машина.

  • «Назови, какой?» дорога для пешеходов – пешеходная, остановка для автобуса – автобусная, остановка для троллейбуса – троллейбусная, площадка для самолета – самолетная, вокзал у железной дороги – железнодорожный, пути для трамвая – трамвайные, гудок парохода – пароходный и т.д.




Развиваем связную речь

  • Даем полный ответ на вопрос: «Для чего нужен транспорт?» (Транспорт нужен, чтобы перевозить людей (грузы, людей и грузы.)

  • Отвечаем полным предложением: Где едет автобус (грузовик, поезд)? (Автобус едет по дороге. Поезд едет по рельсам. И т.д.) Где плывет корабль? (Корабль плывет по морю.) Где летит самолет? (Самолет летит в небе.) Откуда взлетел самолет? (Самолет взлетел с земли.) Куда опустился самолет? (Самолет опустился на землю.) Где шагают люди? (Люди шагают по переходу) Где идут дети? (Дети идут по пешеходной дорожке).


  • Составляем рассказы - описания по картинному плану «Такой разный транспорт»:

Я хочу рассказать об … (автобусе).

  • Составляем предложения по сюжетной картинке «Все хорошо, что хорошо кончается».

  • Составляем линейный пересказ текста по опорным картинкам «Как работает почта?».

  • Учимся составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин «Поездка к бабушке и дедушке», «Поездка в зоопарк».

  • Закрепляем предлог С.




  • Выполняем пальчиковую гимнастику «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

П аровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолет, три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран - настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.) В.Волина



  • Отгадываем загадки. Развиваем слуховое и зрительное внимание, интонационную выразительность речи. Заучиваем

Не летает не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Машина)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)


Диалог «Паровоз»


Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет.

(Самолет)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом - и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)




Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд, вагоны)

Паровоз без колес,

Вот так чудо-паровоз.

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел.

(Пароход)



- Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки. Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши, пусть рисуют малыши. Е.Благинина

Стихи

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Не любит утром долго спать,

Чуть свет встает… шофер.

В небо синее пилот

поднимает самолет

и летит за облаками

над горами и лесами.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Готовимся к обучению грамоте. Развиваем фонематическое восприятие.

  • Закрепляем артикуляцию звука [бь] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.

  • Играем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [бь]: бинокль, белка, бутылка, паста, билет, белый, бык, платок, бубен.

  • Проговариваем фразу со звуком [бь] за взрослым несколько раз с интонацией:

Потеряли ботики в болоте бегемотики и бегают босые - будто бы большие.

Мы изучаем лексическую тему «Дни недели.

Ч асти суток». Звук [д].



Уважаемые родители!

По данной лексической теме формируем у детей понимание временных категорий: дни недели, части суток.

Учим детей:

- ориентироваться во временных отрезках;

- наблюдать природные изменения;

- сравнивать, сопоставлять части суток с выделением общих и отличительных признаков данной части суток и предыдущего отрезка времени;

- воспроизводить последовательность смены времени суток не только произвольно, но и с заданным ориентиром.

Вводим в словарь и обогащаем лексику:

Существительные: названия дней недели;

Утро, день, вечер, ночь – это части суток;

Названия времен года: осень, зима, весна, лето; Закрепляем последовательный ряд от 1до 10.

Как называется приём пищи в разное время суток?    -  завтрак, ужин, обед, полдник. Вежливые слова: Спокойной ночи! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

До свидания! До встречи!

Прилагательные: темный – светлый, длинный – короткий, тихий – шумный,

Использовать в речи временные понятия: вчера- сегодня – завтра, рано – поздно, недавно – давно. Глаголы: спать, есть, обедать, играть, гулять, учиться.

Упражнения для развития лексико-грамматического строя, связной речи

  1. Учимся отвечать на вопросы, одним словом:

  • Когда тебя мама приводит в детский сад? (утром)

  • Когда вы гуляете, обедаете, спите в детском саду? (днем)

  • Когда тебя мама забирает из детского сада домой? (вечером)

  • Когда на небе светятся звезды? (ночью)



  • Что делает девочка утром?

  • Что девочка делает днем?

  • Что девочка делает вечером?

  • Что девочка делает ночью?

  1. Составляем рассказ по серии картин «Мой день»

  2. Проговариваем с интонацией радостно и заучиваем:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, Родина, моя!

  1. З аучиваем стихотворение И. Токмаковой « Где спит рыбка» с опорой на мнемотаблицу:

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?




  • В ыполняем пальчиковую гимнастику «Братец, Федя».


Утро настало, солнышко встало. - Эй, братец Федя, разбуди соседа!

(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

Вставай, большак, вставай указка, вставай, серёдка,

Вставай, сиротка, вставай, Крошка - Митрошка.

(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Привет, ладошки! (Хлопают в ладоши два раза.)

Все потянулись и проснулись.


  • Отгадываем загадки. Развиваем слуховое и зрительное внимание,

интонационную выразительность речи. Заучиваем

Старенькая бабушка

всю землю черным

покрывалом укрыла,

Всех спать положила.

Как её зовут? (Ночь)


Что это за гость,

что прогоняет

ночь прочь? (Утро)



  • Проговариваем стишки, чистоговорки, считалочки, закрепляем предлоги В, К.



  • От утра и до утра сутки знает детвора!

  • Посмотрел в окно кузнечик – ночь, утро, день, вечер,

Потом улегся спать, ведь дальше ночь опять.



  • Маленькая Катя.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

позвала на угощенье.





  • В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил:

В понедельник к мишке,

А во вторник к мышке,

В среду к льву, в четверг к бобру,

В пятницу к двум кенгуру,

К буйволу ходил в субботу,

В воскресенье к бегемоту.

А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.

******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

  • Цифры нам запомнить нужно,

Подпевайте хором дружно:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Эту маленькую песню

Все должны на свете знать!

  • Закрепляем артикуляцию звука [д] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам (альвеолам) за верхними Зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердится и звонко стучит по бугоркам: д-д-д. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета. Символ звука:

  • Играем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [д]: дом, дым, танк, дыня, тапки, душ, друг, доктор, трава, тыква, дрова, дуб..

  • Проговариваем фразу со звуком [д] за взрослым несколько раз:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.



Мы изучаем лексическую тему

«Космос». Звук [дь].

Уважаемые родители!


По данной лексической теме формируем у детей понимание пространственных и временных категорий: закрепляем дни недели, части суток, времена года.

Продолжаем учить детей ориентироваться во временных отрезках, наблюдать природные изменения;

Упражнения для развития лексико-грамматического строя, связной речи


Вводим в словарь и обогащаем лексику в процессе бесед и вопросов:

  • Как называется планета, на которой мы, люди, живем? (Земля).

  • Где живет наша планета? (В космосе).

  • Кто еще живет на нашей планете? (животные, растения, птицы, насекомые).

  • Назови четыре времени года, которые бывают на нашей Земле. (Зима, весна, лето, осень).

  • Какие дни недели называю выходными? (Суббота, воскресенье).

  • К ак называется человек, который летает в космос? (Космонавт).

  • Как называется корабль, на котором летают в космос? (Ракета).

  • Назови первого космонавта. (Юрий Алексеевич Гагарин).

  • Какие животные первыми полетели в космос? (Собаки).

  • Как звали собак? (Белка и Стрелка).

  • Всех греет одно Солнце – самая близкая к нам звезда. Оно очень горячее и очень большое. Солнце имеет форму шара. А когда ты рисуешь солнце, ты рисуешь круг.



Что какого цвета на нашей планете?

Горы - коричневые,

трава - зеленая,

солнце - желтое,

небо - синее,

цветы - синие, желтые, красные,

земля- черная,

ягода -красная,

лиса -оранжевая,

заяц -белый,

радуга -разноцветная

и т.д.)

О чем можно сказать синий? (автобус, карандаш, цветок…)

Красная? (юбка, машина, рубашка…)

Желтое? (солнце, одеяло, полотенце…) И т.д.

Закрепляем антонимы:

звезды далеко – мама близко,

солнце высоко – туча низко,

небо широкое – окно узкое.

Отгадываем загадки, заучиваем:

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка

всем тепло дарит. (Солнце)

Белые цветочки

вечером на небе расцветают,

а утром увядают. (Звезды)


До луны не может птица

долететь и прилуниться,

но зато умеет это

делать быстрая … ракета.

Крыльев нет, но эта птица

полетит и прилунится.

(Луноход)

Человек сидит в ракете,

смело в небо он летит,

и на нас в своем

скафандре

он из космоса глядит.

(Космонавт)

Проговариваем с интонацией радостно:

Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь,

В едь в мое оконце ярко светит ...солнце.

Выполняем пальчиковую гимнастику «Космонавт летит в ракете»

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

(кулак-ребро-ладонь)

День летит /и ночь летит

И на землю вниз глядит./

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря./

Видит он весь шар земной,/

(По тексту загибать 5 пальчиков

Шар земной – наш дом родной.

(В.Степанов)

(кулак-ребро-ладонь)

Готовимся к обучению грамоте. Закрепляем артикуляцию звука [дь] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко, кончик языка опускается и упирается в нижние зубы. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.

И граем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [дь]: диван, дятел, Дима, дыня, дуб, дерево, дети, дым, дядя, дом, деньги, дело.

Проговариваем фразу со звуками [д]-[дь] за взрослым несколько раз:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Мы изучаем лексическую тему

« Животные жарких стран». Звуки [т]- [д].


Уважаемые родители!


  • По данной лексической теме конкретизируем представления детей о животных жарких стран и о животных Севера, о условиях жизни, среде обитания. Закрепляем в речи названия животных жарких стран и животных Севера и их детёнышей.

Вводим в речь существительные – названия животных и их детёнышей, частей тела животных, глаголы, обозначающие трудовые действия.

Упражнения для развития лексико-грамматического строя, связной речи


Вводим в словарь и обогащаем лексику в процессе бесед и вопросов:

  • Кто это? Показываем и называем на картинках: Это слон. Это зебра. Это жираф.

Это лев.

  • Кто они все вместе? Это животные жарких стран.

  • Где живут животные жарких стран? Животные жарких стран живут в Африке.

  • Показываем и называем части тела у животных: хобот, шея, грива, рожки, бивни,

лапы, когти, ноги, копыта, хвост.)

  • Про кого можно сказать: пятнистый, полосатый, опасный, страшный, безопасный, хищный, приятный, колючий, пушистый?

  • Задаем вопрос: Как зовут малышей у верблюда (верблюжонок)? У слона (слоненок), у жирафа (жирафенок), у зебры (зебренок)?

  • Активизируем употребление в речи антонимов: сравниваем хвосты, хобот,

шеи, ноги, рост…

большой - маленький,

длинный - короткий,

высокий - низкий,

толстый - тонкий,

мягкийтвердый

сильный - слабый


  • Учимся образовывать существительные в Род. падеже множественного числа: жираф – много жирафов, ... много: слонов, бегемотов, тигров, тигрят, слонят… и т.д.

  • Учимся составлять предложения с существительными Родительного падежа множественного числа.

  • С оставляем рассказ-описание о слоне по опорной мнемотаблице.

  • Составляем пересказ по серии опорных картинок последовательного ряда «Обезьяна и бананы».


  • Читаем сказку К.И. Чуковского «Телефон».


  • Пересказываем по серии картинок «Поездка в зоопарк». Закрепляем.

  • Проговариваем с разной интонацией четко, спокойно:

Посмотрите, это слон. Отрастил носище он!


  • Загадываем, отгадываем загадки, заучиваем многократно проговаривая:

У этой лошадки одёжка в полоску.
Похожа одёжка её на матроску.
(Зебра)

Зверь я горбатый,

а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Когда он в клетке, то приятен,

на шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр,

похож на кошку. (Леопард)


Очень много силы в нем,

ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

будто он лет 1000 рос. (Слон)


  • Развиваем фонематическое восприятие в словесной игре «Подберем рифму».

Для того чтобы отгадать загадки про животных, надо подобрать рифму в двустишиях.

*Сухих колючек блюда

нет лучше для... (верблюда).

*Он выше, чем огромный шкаф,

и все зовут его... (жираф).

*Кто один имеет рог?

Угадали?... (носорог).

*Вместо носа - хобот, вместо ног - столбы.

И стоят, как горы, серые... (слоны).

*Ежик вырос в десять раз,

получился... (дикобраз).

*Кто там лежа проходил?

Злой, зеленый... (крокодил).

*Апельсины и бананы

очень любят... (обезьяны).

*Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят... (черепахи).


  • Заучиваем стихи «Тигренок», «Жираф» (С.Я.Маршак), Диалог:

  • - Эй, не стойте слишком близко: я тигренок, а не киска!

  • Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста,
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок!

  • - Посмотрите! Конь в матроске!
    В чёрно-белую полоску!
    - Нет, я вовсе не лошадка!
    - А о ком тогда загадка?


  • Выполняем пальчиковую гимнастику на материале считалки «Крокодил»

В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил:

В понедельник к мишке,

А во вторник к мышке,

В среду к льву, в четверг к бобру,



В пятницу к двум кенгуру,

К буйволу ходил в субботу,

В воскресенье к бегемоту.

А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.

  • Подвижная игра. Согласование речи с движением «Водопой».

Ж арким днём лесной тропой звери шли на водопой:

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

  • Готовимся к обучению грамоте. Закрепляем артикуляцию звуков [т] – [д]. Играем в игру «Найди пару». Упражняемся в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развиваем фонематический слух: трава – дрова, том - дом, Тома – дома, тачка – дачка, точка – дочка, тушь –душ.

Чистоговорки и стишок:

  • Та-та-та – горячая плита. Да-да-да – холодная вода

  • Дома баба, дома дед, только Томы дома нет.

Где же наша Тома? Она стоит у дома!

Играем в игру «Как звучит первый звук в слове: твердо или мягко?»: дым ([д] – звучит твердо), Дима ([дь] – звучит мягко) и т.д. со словами: ток, тина, Даша, дети, танк, тень, дятел, дерево, доктор, тыква, тесто, дама, дыня.

О бобщение по лексической теме «Весна». Звуки [а], [у], [и] [о], [ы].

Уважаемые родители!

  • По данной лексической теме закрепляем знания о временах года, о признаках весны, названиях весенних месяцев; закрепляем в речи детей ответ на вопрос: какое сей­час время года? Сейчас весна. Обращаем внимание детей на то, что весной солнце пригревает, на улице стало теплее, снег растаял, растет молодая травка, на деревьях раскрываются почки, появляются листочки, дети сняли шубы. Это весна.

Отработайте с ребенком произношение этих словосо­четаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.

Речевые упражнения для активизации лексико-грамматического строя и связной речи

Рассматриваем вместе с детьми картинки по теме «Весна» (в книжках, в Интернете). Помогаем составить рассказ по картинке из нескольких предложений.

Наступила весна. Ярко светит солнышко. Снег растаял. Бегут ручейки. Идет теплый весенний дождь. Растет молодая травка. На деревьях набухают почки, появляются листочки. Прямо из-под снега расцветают подснежники - первые вестники весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники. Де­ти катаются на самокатах и велосипедах.

При затруднениях просим ребенка сначала ответить на вопросы:

  • Какое время года на картинке? (На картинке весна.) Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)

  • Что делает молодая травка? (Молодая травка растет.)

  • Что делают почки? Что делают листочки? (Почки набухают. Листочки появляются.)

  • Что делают птицы? (Птицы возвращаются из тёплых мест, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.)

  • Что делают дети? (Дети катаются на велосипедах.)


Играем с детьми в весеннюю игру «Что сначала, что потом?»

Сначала была весна, а потом наступила зима. (Нет, нет, нет.)

Сначала был месяц апрель, а потом пришел май. (Да, да, да.)

Сначала растаял снег, а потом побежали ручейки. (Да, да, да.)

Сначала выросли листочки, а потом набухли почки. (Нет, нет, нет.)

Сначала птицы прилетели, а потом стали вить гнезда. (Да, да, да.)

С начала дети повесили на дереве скворечник, а потом его сделали. (Нет, нет, нет.)

Развиваем слуховое внимание в игре «Ответь правильно».

Весной солнышко греет или морозит? Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят? Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети катаются на самокате или снегокате?

Люди носят шубы или куртки?


Пересказываем русскую народную сказку «Ручей и камень»

Составляем рассказ по разрезной сюжетной картине «Наступила весна».


Разучиваем стихотворения о весне:

От сосулек звон, звон.

Просыпайся, клен, клен.

Растопился снег, снег.

Ручейки—в бег, в бег.

Гром шагает: топ, топ.

Почки, слышно: хлоп, хлоп.



За окном веселых птичек стая,

расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял –

значит, к нам опять пришла... (весна). (В.Нищев)

Стихи с опорой на мнемотаблицы:

Апрель, апрель! 
На дворе звенит капель. 
По полям бегут ручьи, 
На дорогах лужи. 
Скоро выйдут муравьи 
После зимней стужи. 
Пробирается медведь 
Сквозь лесной валежник. 
Стали птицы песни петь, 
И расцвел подснежник. С.Я.Маршак


Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,

Громко запели.



Воробей с березы
На дорогу прыг:
- Больше нет мороза,
Чик-чирик!

Ты, весна, весна- красна, что ,весна, нам принесла?

- Принесла я для лугов покрывало из цветов,

Принесла для елки новые иголки,

Для осин и для берез свежих листьев целый воз!

Выполняем пальчиковую гимнастику «Весна». Сопровождаем речь с движением.

Весна, весна, приходи! Весна, весна, погляди!

(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и ладонями об стол)

С олнце землю греет, греет, (Тереть ладони друг о друга)

Ветер дует все теплее. (Погладить ладошками щеки)

С юга прилетают к нам певцы:

(Перекрещенными кистями рук показывать взмахи «крыльев»)

Гуси, утки, соловьи, журавли и скворцы. (Сложить ладони вместе и поочередно прикасаться пальцами друг к другу, начиная с больших пальцев)

Светит солнышко в окно, скоро будет нам тепло! (Держать руки перед собой: правую ладонью вверх, левую – ладонью вниз. Ритмично менять положение рук)

К оординируем речь с движением в подвижной игре «Веснянка»

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх

Готовимся к обучению грамоте. Развиваем фонематический слух, фонематическое восприятие.

Закрепляем артикуляцию звуков [а], [у], [и], [о], [ы]. Играем в игру «Назови гласный звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет гласный звук в середине односложного слова: мак, лук, сок, лист, сыр, шар, пыль, куст, мост, сом, сын, нос, лак, рак, нож, рысь, шум, мышь, бык, кот, ток, жук и т.д.


Мы изучаем лексическую тему

«День Победы». Звук [г].

Уважаемые родители!

По данной лексической теме рассказываем детям, почему наша страна отмечает этот праздник, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Объясняем значение слов: участник войны, победа, Великая Победа, герой, защитник, ветеран.

Это было давно. Враги напали на нашу Родину. Они хотели отнять у нас землю, а нас уничтожить. Но русский народ разбил врага и победил. Теперь каждый год 9 Мая у нас праздник – День Победы. Все люди радуются, поют песни.

Р ечевые упражнения для активизации лексико-грамматического строя и связной речи

  • Составляем и распространяем предложения по сюжетным картинкам.

  • Пересказываем рассказ по картинке «Поздравляем ветерана».

Однажды в мае к ребятам в детский сад пришел ветеран Великой Отечественной войны – дедушка Матвей. Дедушка Матвей старенький и седой. Ему уже много лет. У него на груди ордена. Дедушка Матвей пришел в детский сад, чтобы рассказать ребятам, как он защищал со своими товарищами нашу землю от врага, как они победили. Девочки и мальчики с интересом и уважением слушали рассказ ветерана о далекой войне. Ребята приготовили в подарок ветерану стихи, песни и подарили букет цветов. Всем было весело.

  • Знакомимся с информацией об участии некоторых животных и птиц в выполнении боевых заданий в годы Второй мировой войны (голуби, лошади собаки)

  • Знакомимся с текстом рассказа «Собаки-миноискатели на войне», отвечаем на вопросы по содержанию текста и по серии картин «Собаки-миноискатели» Алексея Комарова.

  • Для чтения: В. Асеева «Три сына».


  • Играем со словами: «Один – много»: танк – танки, орден – ордена.

  • «Веселый счет»: 1 танк, 2 танка, 3 танка, 4 танка, 5 танков; 1 солдат, 2 солдата, 3 солдата, 4 солдата, 5 солдат; 1 машина, 2 машины, 3 машины, 4 машины, 5 машин.


  • Что за праздник? Проговариваем несколько раз и заучиваем:

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.

А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

  • Выполняем пальчиковую гимнастику и кинезиологические упражнения

  • Как солдаты на параде (по ходу стихотворения выполнять соответствующие движения)

м ы шагаем ряд за рядом,

левой - раз, левой – раз,

посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки –

дружно, веселей!

Застучали наши ножки

громче и быстрей!


  • Плечо-локоть

Правой рукой дотронуться до левого плеча,

а левой рукой до правого локтя.

По команде взрослого: «Смена рук!» -

поменять положение рук.


  • Развиваем речевое дыхание. Произносим фразу громко: Поздравляю с Днём Победы!



  • Готовимся к обучению грамоте. Развиваем фонематический слух, фонематическое восприятие.

  • З акрепляем артикуляцию звука [г] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по «потолочку» своим «хвостом»: г-г-г. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета. Символ звука гусь:


  • Играем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [г]: гном, глаза, коньки, гуси, газета, гамак, замок, кофта, гармошка, магазин, гусеница, бумага, нога, голова, хвост, карандаш, градусник.

  • Проговариваем фразу со звуком [г] с интонацией спокойно, четко и ясно:

В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики глаза.

В небе гром, гроза – закрывай глаза!


М ы изучаем лексическую тему «Цветы». Звук [гь]








Уважаемые родители!

По данной лексической теме рекомендуем:

- расширять, конкретизировать и уточнять представления детей о цветах, называть части цветка: стебель, листья, шипы, бутон, цветки, лепестки;

- закреплять в речи существительное с обобщающим значением «цветы»;

- вводим в речь словарь:

существительные: одуванчик, василек, ромашка, мак, колокольчик, лилия, астра, роза, ландыш, тюльпан, подснежник, бегония, фиалка, мать-и-мачеха; венок, букет; луг, поле, поляна, сад, лес, клумба, аромат;

Словесные упражнения:

«Один – много» (И. п. ед. и мн. числа, Р.п. мн. числа): одуванчик – одуванчики, много одуванчиков…

«Назови ласково»: роза – розочка, тюльпан – тюльпанчик, ромашка – ромашечка, василек – василечек, фиалка – фиалочка, астра - астрочка;

«Назови место, где растут цветы?»: в саду, на клумбе, в лесу, в поле, на лугу, на поляне;

глаголы: рвать,   срезать,   собирать,   нюхать,  плести,   уничтожать, оберегать, охранять, опылять.

прилагательные: ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий.

Словесные упражнения:

Какой? Какая? Какие? (по цвету): одуванчик желтый, одуванчики желтые; василек голубой, васильки…голубые; ромашка белая, ромашки…белые; мак красный, маки… красные; колокольчик синий, колокольчики… синие и т.д...

Назови, какой цветок: если цветок растет… в саду, он – садовый, в поле – полевой, на лугу – луговой, в лесу – лесной.

«Назови полянку»

Полянка, на которой растут ромашки (какая?)- ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) - васильковая

Полянка, на которой растут колокольчики (какая?) - колокольчиковая

П олянка, на которой растут одуванчики (какая?) - одуванчиковая


Развиваем связную речь.

  • Составляем рассказы-описания о цветах по картинному плану.

  • Пересказываем рассказ «Ландыши» по серии сюжетных картин.

  • Знакомимся с рассказом В.Д. Берестова «Мать-и-мачеха». Беседуем по тесту, отвечая на вопросы.

Отгадываем загадку и заучиваем

Золотые лепестки, хрупкий стебелек.

Распустился у реки солнечный цветок.

Только тучка набежала, сжались лепесточки.

На зеленых стебельках – круглые комочки. (мать-и-мачеха): (Н.Нищева)


Словесная игра на развитие слухового внимания, чувства рифмы:

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался... (василёк).


Поле, словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок... (подсолнух).

Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек.

Все веночки из... (ромашек).


Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые... (незабудки)



Рекомендуем прочитать детям: Н. Сладков «Любитель цветов».

У чим стих «Одуванчик»:

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова)



Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения.

  • В ырос высокий цветок на поляне,

(Ладони поднять пальцами вверх и прижать друг к другу).

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы и слегка округлить их).

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично разводить пальцы в стороны и сводить вместе).

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

  • Н аши алые цветки распускают лепестки.

(Ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывать пальцы – «лепестки»)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Производить плавные покачивания кистями рук)

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Медленно сближать пальцы, образовав «бутон»)

Тихо засыпают, головой качают. (Покачивать кистями рук)

Закрепляем предлоги В, НА, ПОД в предложении.

Одуванчики растут на поляне.

Маки выросли в поле.

Колокольчики выросли под березкой.

Васильки растут на клумбе.

Ромашки стоят в вазе на столе.

Цветы растут в лесу на поляне.

Цветы растут на клумбе в саду.

Готовимся к обучению грамоте. Закрепляем артикуляцию звука [гь] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.

  • И граем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [гь]: гитара, гель, гирлянда, горох, гномик, гиря, газета, Гена, Геля, груша, гусь, гипюр, герань.

  • Слушаем предложение и называем слова со звуком [гь] из этого предложения: Гена развесил флаги и гирлянды.

  • Проговариваем фразу за взрослым несколько раз с интонацией четко, ясно: Гуляю на балконе я, там, где цветет бегония.



М ы изучаем лексическую тему «Насекомые». Звук [с]

Уважаемые родители!

По данной лексической теме рекомендуем:

- расширять, конкретизировать и уточнять представления детей о внешнем виде и образе жизни насекомых, их пользе и вреде;

- закреплять в речи существительное с обобщающим значением «насекомые»;

- вводим в речь словарь:

существительные: насекомое, муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук, улей, нектар, мед, муравейник, санитар; части тела насекомого: голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, крылья;

глаголы: прыгать, ползать, летать, плести, ловить, питаться; жужжать, пищать, стрекотать, шелестеть;

прилагательные: беззащитный, полезный, вредный, жесткий (панцирь у жука), нежные (крылышки), острый, гибкий, нарядный, трудолюбивый, красивый, летающий, ползающий;


Словесные упражнения:

«Один – много» (И. п. ед. и мн. числа): паук – пауки, комар – комары, муха – мухи и т.д.;

«Один – много» (Р.п. мн. числа): паук – много пауков, комар – много комаров, муха – много мух и т.д.

«Назови ласково». Паук – паучок, жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчелка, муравей – муравьишка, муха – мушка, стрекоза – стрекозка, гусеница - гусеничка; крылья – крылышки, хобот – хоботок, усы – усики, лапы – лапки, глаза - глазки.


Развиваем связную речь.

  • С амый, самый... Учим детей давать на вопросы полные ответы.

  • Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые? (Муравьи.)

Почему ты так решил(а)?

  • Какие насекомые самые полезные и почему? (Пчелы.)

  • Какие насекомые самые вредные и почему? (Мухи, комары.)

  • Какие насекомые, на твой взгляд, самые красивые? (Бабочки, стрекозы, жуки.)

  • Составляем предложения с существит. в Творит. падеже (предлоги НАД, ПОД).

  • Составляем рассказы-описания о насекомых по картинному плану.

  • Составляем линейный пересказ текста по опорным картинкам «Летом на лугу»

  • Пересказываем рассказ «Муравейник» по серии сюжетных картин.

  • Пересказываем рассказ В.Бианки. «Приключения муравьишки».

  • Знакомимся со сказкой К. И. Чуковского «Муха-цокотуха». Прочитать детям.

  • Прочитайте детям стихотворение «Мотылек» Л. Модзалевского:

- Расскажи, мотылек,

Чем живешь ты, дружок? -Как тебе не устать

День-деньской все порхать?

- Я живу средь лугов,

В блеске летнего дня; Ароматы цветов

Вот вся пища моя!

Но короток мой век -

Он не более дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!


Отгадываем загадки. Развиваем логическое мышление.

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу. (Пчела)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)




Н ад цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк. (Паук)

Ходит ходок через потолок, всем надоедает, над едой летает. (Муха)

В лесу у пня суета, беготня — народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,

не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)

Н е зверь, не птица — нос, как спица. Летит — пищит, сядет — молчит.

Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар)



Словесная игра на развитие слухового внимания, чувства рифмы:

Восемь ног, а может, рук. Бойтесь, мухи, я —... (паук).

Описав над полем круг, сел на травку майский... (жук).

Лесные жители, мудрые строители. Без работы — хоть убей!— Жить не может... (муравей).

Целый день жужжит на ухо надоедливая... (муха).

Мед в свой улей принесла полосатая... (пчела).

Над лужайкою полет совершает вертолет и глядит во все глаза. Кто же это?... (Стрекоза).


Учим стихи, диалоги: развиваем общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи). Разговор с пчелой

* Мы вдвоем с муравьем

сок березовый пьем:

он - глоток и я - глоток.

До чего же сладок сок!



*Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползёшь четыре дня. Я.Аким















*Я нашел (-ла) себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руке,

Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два,

Трещинка на спинке.

Вот хорошая трава,

На, поешь травинки.



Меня ужалила пчела.

Я закричал:

- Как ты могла?

Пчела в ответ:

- А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был

уж-жжжжасно нуж-жжен:

Я берегла его на ужин. М.Боровицкая

Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения «Пчела», «Муравейник»

  • П рилетела к нам вчера полосатая пчела, (помахать скрещенными ладошками)
    А за нею - шмель-шмелёк и веселый мотылёк, два жука и стрекоза, (на каждое название насекомого загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках)
    Как фонарики глаза. (сделать кружочки из пальчиков и поднести к глазам)

Пожужжали, полетали, (помахать скрещенными ладошками)
От усталости упали. ронить ладони на стол) Н. Нищева





  • На поляне возле елок (Показать “елочку” – прижать тыльные стороны ладоней друг к другу, скрестить пальцы и поднять их вверх).

Дом построен из иголок. (Показать “дом” – соединить наклонно кончики пальцев обеих рук).

За травой не виден он, (Покачать пальцами рук вправо-влево).

А жильцов в нем миллион. (Поочередно и быстро прикасаться пальцами обеих рук друг к другу, начиная с больших пальцев – до мизинцев и обратно).

  • Готовимся к обучению грамоте. Закрепляем артикуляцию звука [с] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и свистит от радости. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.

Играем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [с]: суп, сани, сапоги, заяц, сыр, соль, стакан, цыпленок, стол, стул, стадион, скакалка, замок, лиса, носос.

Проговариваем фразу со звуком [с] за взрослым несколько раз с интонацией четко, спокойно, выразительно: Слон свистел среди ветвей, словно серый соловей.

Мы изучаем лексическую тему «Лето. Летние изменения в природе». Звук [с].

Уважаемые родители!

  • По данной лексической теме рекомендуем:

-расширять, конкретизировать и уточнять представления детей о лете, о летних изменениях в природе;

- закреплять в речи существительное с обобщающим значением лето.

- усваивать: представления о лете, о состоянии погоды летом, о явлениях летней природы, об одежде, обуви людей летом. Называть основные признаки лета.

- вводим в речь словарь:

существительные: небо, солнце, деревья, лето, жара, ветерок, цветы, кусты, трава, дождь, радуга, река, песок, пляж, загар, купание, отдых, рыба, качели, скакалки, мячи, насекомые, птицы, ягоды, грибы;

глаголы: играть, загорать, отдыхать, купаться, прыгать, скакать, бегать, лежать, кататься, ходить, ездить, летать, порхать, ловить, петь, чирикать, клевать, растут, цветут собирать, наблюдать;

прилагательные: жаркое, яркое, чистое, тёплое, красивое, пёстрое, разноцветный, весёлый, радостный, ласковый, душистая, ароматная, холодный, дождливый, солнечный;

наречия: жарко, тепло, весело, радостно.

  • У пражнения для пальчиков «Светит солнышко с утра», «Человечки» Сопровождаем речь с движением пальчиков.

Светит солнышко с утра, очень рада детвора!

Кисть левой руки держать перед собой (пальцы развести в стороны, большой палец смотрит вверх). Приставить к ладони кулак правой руки. Ритмично чередовать положение рук.

Побежали вдоль реки дети наперегонки. Сделать из указательного и среднего пальцев обеих рук «человечков» «Бежать» по столу.



Развиваем связную речь

  • Развиваем умения отвечать на вопросы правильно, отрабатываем фразы:

Какое это время года? Почему ты так думаешь? (Стало тепло. Солнце светит и греет. Деревья и кусты зеленые. В лесу и на лугу много цветов).

  • Учимся пересказывать рассказ «Лето» по сюжетной картине:

Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Тима и Катя играют в мяч. Лена и Маша загорают. Вика и Толя собирают землянику. Как хорошо летом!

  • Отвечаем на вопросы:

Что наступило? Как на улице? Какая в реке вода? Что делают Петя и Коля? Покажи их.

Что делают Дима и Митя? Покажи их. Что делают Тима и Катя? Покажи Тиму, Катю.

Что делают Лена и Маша? Покажи их. Что делают Вика и Толя? Покажи Вику, Толю.

  • Учимся составлять рассказ по сюжетной картине «Летом в городе», «Летом на реке».

  • Отгадываем загадку.

Пахнет в роще земляникой,

Солнце щеки обжигает.

Догадайся и скажи-ка:

Это все когда бывает? (Летом)





  • «Отвечаем правильно».

Дни становятся жаркими?

– Да, летом дни становятся жаркими.

Перелетные птицы улетают в теплые края?

– Нет, летом птицы уже вернулись и выводят птенцов в гнездах.

  • Готовимся к обучению грамоте. Закрепляем артикуляцию звука [с] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Но Воздух свистит от радости:с-с-с.

  • Играем в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [с]: маска, молоко, киска, ласточка, сон, мышонок, нос, колесо, сапоги, скамейка, аквариум, весы, корзина, пылесос, коза, ананас, сода, машина, усы, роза, осы, космонавт.

  • Учимся выделять звук [с] из конца слова: нос, пёс, насос, матрос, пояс, волос, голос, ирис, кактус, ананас, глобус, квас, лес, кокос, фокус, абрикос, пылесос, космос, адрес.

  • П роговариваем фразу со звуком [с] за взрослым несколько раз с интонацией четко, спокойно, выразительно (громко, тихо, тише:

Ночью тихо в старом доме,

Только мышь шуршит в соломе.


  • Учим стихи о лете

Н а зеленой на лужайке

заиграла балалайка.

Заиграла дудочка,

дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком

заплясала Настенька.




Я рисую лето – а какого цвета?

Красной краской – солнце,

на газонах розы,

А зеленой – поле, на лугах покосы.

Синей краской – небо

и ручей певучий.

А какую краску я оставлю туче?

Я рисую лето – очень трудно это…


Использованная литература:


1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е.Арбекова.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 112 с.


2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е.Арбекова.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 240 с.


3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 120 с.


4. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 40 с, ил.



5. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Издательство: «Паритет», 2008. - 208 с.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с ОНР  с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 72 с.

7. Интернет – ресурсы: Яндекс – картинки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Любовь Юрьевна Мченская

Дата: 15.04.2021

Номер свидетельства: 578274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства