«Сенсорная диета» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
«Сенсорная диета» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Одна из задач современного образования заключается в том, чтобы находить такие приемы обучения, которые в наибольшей степени соответствовали бы индивидуально-типологическим особенностям детей.
Точно так же, как должна быть удовлетворена потребность вашего ребенка в получении пищи, в течение дня должна быть удовлетворена его потребность в получении сенсорных ощущений.
"Сенсорная диета" (термин придуман Patricia Wilbarger, ОТ) является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня.
При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка в логопедической группе важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль дошкольника, т.е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сенсорная диета» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.»
«Сенсорная диета» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Одна из задач современного образования заключается в том, чтобы находить такие приемы обучения, которые в наибольшей степени соответствовали бы индивидуально-типологическим особенностям детей.
Точно так же, как должна быть удовлетворена потребность вашего ребенка в получении пищи, в течение дня должна быть удовлетворена его потребность в получении сенсорных ощущений.
"Сенсорная диета" (термин придуман Patricia Wilbarger, ОТ) является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня.
При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка в логопедической группе важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль дошкольника, т.е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.
Каждый индивид, обладая всеми тремя основными модальностями восприятия (аудиальной, визуальной и кинестетической), предпочитает использовать с максимальной нагрузкой одну из них. Модальность, используемая чаще других, называется доминантной.
Определить доминирующий канал восприятия дошкольника можно в процессе наблюдения за поведением ребёнка, по результатам опроса родителей. А.Ю. Борисов, В.А. Гаранина, И.К. Масалков утверждают, что речь - наилучший показатель доминирующей модальности. Такие предикаты, как «видеть», «рисовать», «яркий», «красный» и т. д. указывают на визуальный стиль; «звучать», «слышать», «громкий», «музыкальный» - на аудиальный; «чувствовать», «дотрагиваться», «теплый», «шершавый»- свидетельствуют о кинестетической модели восприятия мира. Предикаты формируются у человека на подсознательном уровне и являются «ключами», дающими доступ к его внутренним процессам. С целью анализа устной речи дошкольников, на наш взгляд, можно провести опрос по содержанию любимой ребенком сказки.
Анализ модальностей позволил создать типологию дошкольников, отражающую как специфические черты личностного и когнитивного развития, так и особенности игровой, учебной деятельности детей с разными доминирующими модальностями восприятия.
Дети визуального типа склонны к зрительному восприятию. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Дети-визуалы любят рисовать, лепить, вырезать, складывать пазлы. Они предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку, с удовольствием смотрят телевизор и сидят за компьютером. Для ребенка важно, что на нем одето. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал аккуратен, он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении ее сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт, может подолгу играть один. Они мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, "картинками", как бы просматривая фильм внутри себя. Внутренние образы целостные, возникают мгновенно, постоянно сменяя друг друга. С этим связаны более быстрый темп речи, высокий тон голоса. Дыхание верхнее (ключичное). Таким детям присущи богатые мимика и жестикуляция, так как с их помощью они "дорисовывают" то, о чем говорят или думают.
Дети аудиального типа ориентированы на слуховое восприятие; они познают окружающей мир через звуки, поэтому раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, рассуждать, доказывать. Дошкольник-аудиал придумывает различные сказки, игры, очень общителен, любит быть в центре внимания. Дети аудиального типа быстро запоминают на слух песни, диалоги, стихотворения, рифмовки, различные имена, свой адрес и телефон. Для более точного запоминания такие дети часто произносят вслух необходимый материал. Дети-слушатели легко пересказывают тексты с подробностями. При разговоре чувствуется хорошо поставленная интонация, паузы, четкое произношение и т. д. Дыхание среднее (межрёберное). Иногда такие дети кажутся слегка замкнутыми, "отстраненными", так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой. Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма.
Ребенок кинестетического типа воспринимает окружающий мир с помощью двигательных и тактильных ощущений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. При общении такие дети постоянно ищут тактильного контакте, часто касаются собеседника, их речь изобилует жестами, объятиями, поцелуями. Дети моторного типа не умеют сидеть спокойно, начинают прыгать, ползать, прятаться. Любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. «Кинестетика» привлекает техника и естественнонаучные эксперименты. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать. Игрушки и одежда такого ребенка, как правило, всегда в беспорядке. Для того чтобы "прожить", почувствовать ситуацию им необходимо больше времени, чем, например, представить ее (визуальная модальность), поэтому темп речи у детей с доминантной кинестетической модальностью более медленный, с длинными паузами. Тон голоса низкий, тихий, глубокий. «Кинестетики» говорят короткими предложениями, не всегда правильно, с трудом подбирают нужные слова. Прежде чем ответить, они могут смотреть в окно, себе под ноги, рассматривают ногти, как бы нащупывая мысль.
Они очень эмоциональны, ранимы, все принимают "близко к сердцу". В жизни такие дети стремятся к комфорту и уюту. Они, в первую очередь, заботятся о том, что бы им было удобно.
Результаты исследования Сотниковой И.Д на базе подготовительных групп Борисоглебского Центра развития ребенка показали, что преобладающей модальностью в старшем дошкольном возрасте является кинестетическая (39%) от общего числа испытуемых. Визуальная модальность в качестве доминирующей присутствует у 18% детей, аудиальная – у 10%. У 33% детей отмечается равномерное развитие двух видов модальностей. Таким образом, для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна мономодальная и бимодальная структура восприятия.
Перед нами стояла задача — учитывать при организации индивидуальных логопедических занятий доминирующую модальность восприятия детей. Ниже приводим свои рекомендации по оптимизации коррекционно-образовательного процесса.
Таблица 1
Особенности форм и организации индивидуальных занятий
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
«План». Ребёнку предлагается рисунок- план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями.
«Проявляющаяся картинка». Перед ребёнком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются.
«Поле чудес». Перед ребёнком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать букву, надо выполнить задание.
«Письмо».
Задания даются в устной форме.
«Занятие – сказка».
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации сказки, ребёнок помогает её персонажам. Может быть предложена авторская сказка, которую логопед придумывает сам.
«Посылка». Логопед приносит на занятие посылку. Разбирая посылку, ребёнок выполняет задания.
«Цирк». Цирковые артисты выступают в цирке, а ребёнок им активно помогает (жонглёр - ловит мячи с заданным звуком).
«Стройплощадка». Ребёнок из деталей конструктора строит дом. При этом, чтобы получить нужную деталь, ребёнок выполняет задание логопеда.
Таблица 2
Особенности проведения артикуляционной гимнастики
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
Им зеркало нужнее всех: зрительный самоконтроль.
Им нужен показ, картинки, профили.
Подробные, неторопливые (!) объяснения. Использовать артикуляторные сказки.Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов.
упражнений под музыку.
Артикуляционную гимнастику сочетать с развитием мелкой и общей моторики: комплексные разминки предложенные Коноваленко С.В. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. Туманова Н., Мицкевич А. создали систему артикуляционной гимнастики, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики.
Упр. «Грибок»одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).
Они вас «не видят» и «не слышат», и именно им нужна помощь зондом
Таблица 3
Особенности формирования навыков правильного произношения
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
«Звуковые лабиринты» На магнитной доске или специально изготовленном поле картинки с нужным звуком. Они соединены разноцветными стрелками. Задание: пройди по синим стрелкам, правильно называя картинки.
«Найди клад». На столе лежат картинки с изображением предметов. Водящий прячет под любой карточкой «клад». Ребёнок при помощи вопросов должен его найти.
«Лазерная указка»
Перед детьми на магнитной доске картинки с нужным звуком.
Педагог указывает на картинки с помощью лазерной указки.
«Внимание, осы»
На магнитной доске картинки с нужным звуком. Под одну из картинок прячется картинка «осы» (на другой звук это может быть шмель, жук, змея и т. п.) Взрослый показывает картинки, дети называют. Если показывается картинка, под которую спрятаны осы, дети говорят: «Внимание, осы!».
«Слово за слово». Два игрока садятся за стол лицом друг к другу, перед ними по10-15 картинок, разложенных в ряд. Игроки составляют предложения, включающие в себя как можно больше слов, иллюстрируемых карточки соперника.
«Вот какой рассеянный!»
На столе стопка карточек, перевёрнутых рисунками вниз. Игроки задают вопросы водящему. Ответ на любой вопрос «рассеянный» находит, раскрывая очередную верхнюю картинку своей стопки.
« Договори словечко».
Взрослый называет часть предложения, а ребёнок должен закончить словом с нужным звуком «Рифмы». Игроки берут картинки называют их и подбирают рифму. «Эхо». Повторение речевого материала за аудио ведущим (например, диск Скворцовой И.П. «Трудные звуки»).
«Перейди через болото». На полу раскладываются круги («кочки»). Ребёнок шагает и называет предметы (картинки) возле каждой кочки.
«Плавает – не плавает». Подбираются предметы из разных материалов. В таз с водой ребёнок опускает предмет, сопровождая комментариями: «Белая лодка плавает».
«Шляпа»
Дети под музыку передают друг другу шляпу. Когда музыка перестаёт играть, ребёнок, у которого осталась шляпа, называет слово с заданным звуком, а остальные дети повторяют это слово 3 раза.
«Рыбалка»
Ребёнок с помощью магнитной удочки «ловит» картинки и называет их.
«Чудесный мешочек».
Игра проводится с игрушками, в названии которых есть отрабатываемый звук. Если игрушки большие, можно провести игру по типу «Угадай на ощупь».
Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь. После изучения тем оставляйте наглядные материалы перед глазами.
Таблица 5
Помощь в обучении
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
Разрешайте иметь под рукой листок, на котором дошкольник в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Произносит звук- рисует спираль.
На занятиях можно использовать тихую музыку фоном.
Не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давайте возможность моторной разрядки (походить, встать и попрыгать...).
Таблица 6
Замечания в процессе работы
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
Покачать головой, погрозить пальцем.
Не делайте замечания, когда ребёнок в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами. Сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише».
Положить руку на плечо.
Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию и анализируют её, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Все мы педагоги, способны понять, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка.
Библиографический список
Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей . - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. .-М.: ТЦ Сфера, 2008.