3.1.Теоретическая часть Очередность звуков при обучении звуковой культуры речи -Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Обучение звуковой культуре речи в I младшей группе отчетливом произношении: гласных звуков: «А», «У», «И», «О», «Э»; согласных звуков: М-П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В (кроме свистящих, шипящих и соноров); Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и не сложных фраз из 2-4 слов («Кисонька - Мурка, куда пошла?»); Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание. Обучение звуковой культуре речи во II младшей группе Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э»; согласные звуки: М-П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В; Т-С-З-Ц; Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; Закреплять артикуляцию звуков; Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; Учить четко произносить слова и короткие фразы; Развивать диалогическую форму речи. Обучение звуковой культуре речи в средней группе Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение: свистящих звуков: С-З-Ц; шипящих звуков: Ш-Ж-Ч-Щ; сонорных звуков: Л-Р; Развивать артикуляционный аппарат; Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний; Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук. Обучение звуковой культуре речи в старшей группе понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение»; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красные, твердые согласные - синие, мягкие согласные - зеленые); проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. Обучение звуковой культуре речи в подготовительной группе познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; научить детей прочитать букву, а также слоги с ней; формировать практические представления о слоге развивать мелкую моторику для подготовки руки ребенка к письму. *Презентация «Очередность звуков при обучении звуковой культуре речи» (Рудова Е.И.) Структура занятия по развитию речи - Организационно-сюжетная основа занятий по звуковой культуре речи может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Варианты организации занятий с использованием: сказочные сюжеты; элементы фольклора; воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, приключения; литературные персонажи; элементы сюжетно-дидактической игры; сюжетные и пейзажные картины; специально изготовленные пособия - рисунки, коллажи, панно; настольно-печатные игры. Структура занятий по звуковой культуре речи включает обязательные элементы: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. 3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. 4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях и словах. 5. Физминутка. 6. Работа над предложением. 7.Произношение звука в связной речи. 8.Обучение элементам грамоты. 9. Итог занятия. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с педагогом. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым! *Презентация «Стуктура занятия по развитию речи» (Гостева Л.В.) 3.2.Практическая часть 1. Дидактическое пособие «Домик звуков» При подготовке дошкольников к освоению элементам грамоты применяются наглядности, которые способствуют более прочному усвоению материала. Игровое пособие «Домик звука» применяется с целью успешного изучения звуков, трудных в произношении ( С-Ш, Ж-З, Р-Л). Сопоставляя по модели правильный уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Варианты игр с пособием «Домик звука»: «Знакомство» Ребенок совместно с педагогом открывает окна и составляет поша говую наглядную модель (алгоритм) правильной артикуляции звука. «Сделай сам» Ребенок самостоятельно составляет модель артикуляции звука путем выбора нужных наглядных символов «Путаница или найди ошибку» Ребенок должен найти и исправить ошибку в предложенной модели артикуляции звука. *Презентация «Домик звук» (Радионова Ю.М.) 2. Дидактическое пособие «Звуковая линейка» - Воспитание образованных людей включает в себя овладение всеми богатствами русского языка. Поэтому одна из задач дошкольного учреждения – ознакомить детей со звуковой стороной слова. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части ребенку очень трудно, поэтому, слово нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью предлагаю использовать звуковую линейку. Звуковая линейка – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Так же, при выполнении анализа необходимо использовать игрушку или рисунок - это помогает всё время видеть предмет, название которого анализируется. Линейка дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения квадратиками. При проведении звукового анализа ребенок ведет пальчиком вдоль линейки и в соответствии с движением пальца произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них соответствующим квадратом. Итак, перейдём к практической части. 1.Сегодня у нас в гостях ЛЯГУШКА и она хочет с нами поиграть. Слушайте внимательно: если я говорю слово ЗВУКИ, мы закрываем ушки. А почему ушки? Потому что звуки мы слышим. А если я скажу слово БУКВЫ, то лягушка и вы закроете глазки, почему? Потому что буквы мы видим. Готовы? Итак, начинаем. Буквы (закрываем глаза), звуки (закрываем ушки), буквы, звуки. Молодцы! 2.Смотрите, а ещё к нам в гости пришёл Медведь. Он принёс звуковую линеечку и коробочку с разноцветными квадратиками. Красные квадратики обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные. Наш мишка просит разобрать некоторые слова. У мишки есть НОС. Разберём это слово по звукам. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. Первый звук в слове ННННОС. Этот звук гласный или согласный (согласный), твёрдый или мягкий (твердый). Ставим синий квадратик на цифру 1. Второй звук ищем в слове НОООООС. Почувствуйте, как мы произносим этот звук, его можно петь голосом (можно)? Значит этот звук какой - гласный или согласный (гласный), поэтому ставим какой квадратик на цифру 2? (красный) Правильно, красный. Третий звук в слове НОС. Называем звук по имени С. Почувствуйте третий звук слове, он какой - гласный или согласный, можно его петь (нет)? Звук С - согласный, он согласен с тем, что его нельзя петь. Звук С - твердый, ставим синий квадратик. Теперь посчитаем сколько в слове НОС звуков (3). Сколько гласных (1)? Сколько согласных (2)? 3.А ещё у нашего мишки пушистая ЛАПА. Первый звук в слове ЛЛАПА – какой? (Далее разбор слова по аналогии с предыдущим). 4.Мишка очень доволен и говорит: «АХ, какие вы молодцы!» В слове АХ так мало звуков, но так много помещается эмоций! Давайте, и это маленькое слово разберем? (разбор слова). *Презентация «Звуковая линейка» (Голеницкая А.В.) |