kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник скороговорок для работы с обучающимися, имеющими нарушения устной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собраны скороговорки на все группы звуков, рассказаны приёмы работы со скороговорками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник скороговорок для работы с обучающимися, имеющими нарушения устной речи»

Скороговорки – как один из методических приёмов развития речи

Работая в школе с обучающимися, учителя-логопеды уделяют большое внимание развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз, а помогают в этом скороговорки. Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Существуют несколько определений скороговорок. Рассмотрим некоторые из них.

Скороговорки – специально придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков [Ожегов, С.И.]

Скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв, или слогов, сбивчивых, или трудных для произношения [Даль, В.И.]

Скороговорки - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще. Занимаясь скороговорками, требуется, прежде всего, разобраться в её содержании, точно знать, что нужно сказать этим текстом. Начинать говорить скороговорку нужно в очень медленном темпе. Самые сложные слова нужно произносить в медленном темпе. И делать это, пока они не зазвучат свободно, легко, без всякого напряжения, но в то же время осмыслено.

Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребёнка.

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе. Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых. Весёлые по содержанию скороговорки способны создать у детей определённое настроение и пробудить желание её выучить.

Положительный эмоциональный фон при разучивании весёлых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок  - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая окончания», так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он так же учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них   восприятие.

Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.

В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.

  1. После того, как первый этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

  2. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:

  • сжимать пальцы в кулачки;

  • загибать поочередно пальцы;

  • нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам;

  • стучать ладонью по столу;

  • подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;

  • перебрасывать мячик из одной руки в другую;

  • перебрасывать мяч друг другу;

  • прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки;

  • имитировать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Скороговорки можно использовать в играх:

  • «Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит её вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берётся прочесть её быстрее? Одному из желающих даётся возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку ещё быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтёт скороговорку быстрее всех.

  • «Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.

  • «Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

  • «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей становятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести её вслух быстро и без ошибок.

  • «Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести её быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

  • «Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок её произнести.

  • «Гонки скороговорок»: играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5-10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперёд и быстро три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остаётся впереди шеренги, если плохо – возвращается на своё место. Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

  • « Соревнования телефонистов»: две группы играющих по 10 – 12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает её «по секрету» первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее лучше произнесёт её вслух.

  • «Актёрское мастерство»: роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своём языке, его истории, культуре и традициях.



































От­ра­бот­ка зву­ков: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [х]

  1. Добыл бобов бобыль.

  2. От топота копыт пыль по полю летит.

  3. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  4. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

  5. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

  6. Около кола колокола, около ворот коловорот.

  7. Шакал шагал, шакал скакал.

  8. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

  9. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

  10. Ткёт ткач ткани на платки Тани.

  11. Водовоз вёз воду из-под водопровода.

  12. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

  13. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

  14. У ёлки иголки колки.

  15. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

  16. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

  17. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

  18. На меду медовик, а мне не до медовика.

  19. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп; как при Про­копе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

  20. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

  21. У нас гость унёс трость.

  22. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

  23. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

  24. Хвалю халву.

  25. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

  26. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

  1. Ткёт ткач ткани на платочек Тане.

  2. Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.

  1. Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щётки.

Три – сегодня, три – вчера.

Три ещё позавчера.

  1. Из под топота – копыт

Пыль по полю летит.

  1. Весит слон – триста тонн:

Тонна- ушко, тонна – ножка,

Вот так крошка.



Отработка звуков [з], [с], [ж], [ш], [ч], [щ], [ц]

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Сань­ку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, а Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

12. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

13. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

14. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

15. Четверть четверика гороха без червоточинки.

16. У ежа ежата, у ужа ужата.

17. Жутко жуку жить на суку.

18. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

19. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

20. В Чите течёт Читинка.

21. Щуку я тащу, тащу.Щуку я не упущу.

22. Волки рыщут, пищу ищут.

  1. Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.

  2. В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили чёрными чернилами чертёж.



Отработка звуков [р], [л], [м], [н]

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Клара-краля кралась к ларю.

4. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

5. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

6. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

7. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

9. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя.

10. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

11. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

12. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

13. Дробью по перепелам да по тетеревам.

14. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

15. Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

16. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

17. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

18. Король-орел.

19. Курьера курьер обгоняет в карьер.

20. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
21. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

22. НашПолкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

23. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

24. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

25. Во мраке раки шумят в драке.

26. На дороге с утра тарахтят трактора.

27. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

28. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

29. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

30. Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека реку в реку –

Рак за руку Грека – цап

31.Сыворотка из-под простокваши.

32. Перепел перепёлку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

33.Съел Валерик – вареник,

А Валюшка – ватрушку.

34. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и с творогом.

35.Возле горки на пригорке встали тридцать три Егорки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник скороговорок для работы с обучающимися, имеющими нарушения устной речи

Автор: Попова Татьяна Николаевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства