Роль театрализованной игры в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Роль театрализованной игры в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Предлагаю вашему вниманию статью на тему:"Роль театрализованной игры в развитии речи старших дошкольников с ОНР".Информация будет интересна учителям-логопедам,воспитателям и родителям детей с нарушениями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль театрализованной игры в развитии речи старших дошкольников с ОНР.»
Роль театрализованной игры в развитии речи старших дошкольников с ОНР.
Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – это развитие речи. Именно в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития речи. Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Большое значение принадлежит театрализованной развивающей среде, которая обеспечивает для ребенка с нарушением речи комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.
Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Только тогда театрализованная игра будет вызывать интерес и желание включиться в нее, но при всем этом нужно обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением речи.
Из всего этого следует, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое эффективное педагогическое средство в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Велико значение театрализованных игр в сфере речевого развития:
содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащению словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и других языковых норм.
Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка. Этот вид деятельности развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию речи – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Коррекционное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание совершенствовать навыки речевого общения.