РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Речь, выступая в своём функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся и особенно учащихся коррекционных классов.
О проблеме формирования правильной речи, её роли в воспитании и развитии личности ребёнка говорили такие выдающиеся просветители и педагоги – гуманисты Западной Европы и России 17-19 века (Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Речь, выступая в своём функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся и особенно учащихся коррекционных классов.
О проблеме формирования правильной речи, её роли в воспитании и развитии личности ребёнка говорили такие выдающиеся просветители и педагоги – гуманисты Западной Европы и России 17-19 века (Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.).
В характеристиках обучающихся коррекционных классов довольно часто присутствуют частицы «не»: они не могут, не способны, не умеют, не усваивают, не запоминают, не справляются и т. д. Но самое главное, что эти дети, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы. Учащиеся коррекционных классов в силу особенностей развития испытывают большие трудности в самостоятельном приобретении знаний и умений. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни порой бывает недостаточно. В связи с этим особенно велика роль специального организованного обучения и воспитания, осуществляемого в специальной коррекционной школе-интернате. Оно даёт учащимся определённый круг знаний и умений, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме.
Наше образовательное учреждение готовит своих учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. А процесс обучения в коррекционных классах реализует три функции:
- образовательную, т. е даёт ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
- воспитательную, т. е воспитывает положительные личностные качества, такие как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь к природе, ответственность в труде;
- развивающую (коррекционную), т.е. обеспечивает развитие учащихся и коррекцию отставаний в развитии.
Любая коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих неслышащим учащимся недостатков путём применения специальных педагогических средств, которые стимулируют компенсаторные процессы развития.
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Процесс активного приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами. Дети с нарушением слуха иначе, чем нормально развивающиеся сверстники воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема социализации детей с ОВЗ приобретает особое значение. Особенности психического развития детей коррекционных классов выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в общении. А это обуславливает качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря. Многим из них присущи дефекты произношения. Неслышащие обучающиеся плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется. Они испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
Как отмечают многие исследователи, и что наглядно в нашей практике, нарушения речи у детей с нарушением слуха (такие как: общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия, заикание, алалия, дисграфия, дислексия) являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие таких детей, эффективность обучения и адаптацию в социальной среде. Речевые нарушения у школьников коррекционных классов требуют своевременного, длительного коррекционного воздействия.
Эффективность коррекционной работы по развитию речи в условиях школы-интерната во многом определяется повседневной связью в работе учителя, психолога, учителя-дефектолога, воспитателя, медицинского работника (врача-педиатра, врача ЛФК), учителей музыкальной стимуляции и стимуляции речи. Качество этой взаимосвязи определяют базовые принципы: комплексность, непрерывность, командный подход, согласованная работа всех специалистов. При этом особо значимо участие учителя-дефектолога, непосредственно общающегося с учащимися, информированного о речевых данных и возможностях каждого из них. И в тоже время, своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению образовательной программы, социальной адаптации учеников. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение обучающим речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Значение индивидуальных занятий по развитию РСВ и ФП заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие и социализацию в обществе.
В рамках коррекционно – развивающей деятельности нами проводятся следующие виды занятий: фронтальные (направленные на общее развитие речи, профилактику и преодоление нарушений письма и чтения, развитие мелкой и артикуляционной моторики и развитие психических процессов и индивидуальных способностей у детей), подгрупповые и индивидуальные (направленные на преодоление нарушений произносительной стороны речи). Специфика коррекционной работы обусловлена следующими составляющими:
- характером нарушения высшей нервной деятельности детей;
- особенностями речевого развития;
- структурой речевого дефекта.
Индивидуальные занятия по РСВ и ФП строятся по определённой схеме (подача материала идет от простого к сложному): работа над звуком и слогом; работа над словом; словосочетанием; предложением; связным высказыванием.
Каждое занятие состоит из частей:
- организационный момент;
- вводная беседа;
- основная часть;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- практические ситуации общения.
На занятиях, на разных этапах работы для достижения поставленных целей применяются игровые, коррекционно – развивающие, здоровьесберегающие технологии. Известно, что любая технология обладает средствами, активизирующими интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся и игровые технологии, занимающие особое место на наших занятиях. В работе применяются следующие виды игр:
- игры, направленные на развитие мелкой моторики (по-скольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев): пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки, упражнения с различными предметами;
- игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения в стихах, сказки. Четкая артикуляция – залог успешного преодоления нарушений звукопроизношения;
- игры, направленные на развитие фонематического слуха: «Поезд»- задание «рассадить пассажиров по вагонам». В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов; «Подбери слова». Учащийся подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у] и т.п.;
- игры, направленные на развитие лексико – грамматических компонентов речи – «Фантазеры» - изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Например: золушка злая, а сестры добрые. «Мозговой штурм» - цель: получить как можно больше идей. «Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности;
- игры, направленные на развитие связной речи: «Интеллект-карты» - это уникальный и простой метод запоминания информации. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). «Скованные одной цепью» - составление рассказов по цепной структуре. Игры-инсценировки с элементами сказкотератии. Например, в сюжетно-ролевой игре «Школа для лесных зверей» дети выступают в роли учеников-зверят, они учатся знакомиться, составлять описательный рассказ о себе (Где живёт?, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя животное в природе? и др.). Учащиеся, перевоплощаясь в животных или сказочных персонажей, ярко выражают свои эмоциональные реакции, мысли, чувства. Для закрепления материала обучающимся дается домашнее задание, которое заключается в выполнении аппликации животного и составление описательного рассказа.
Использование игровых технологий при формировании коммуникативных умений оказывает огромное значение для развития детей с ОВЗ, т. к. у них только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы обучающегося в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.
При проведении коррекционной работы с целью повышения интереса к индивидуальным занятиям особое внимание уделяется наглядности (пособия крупного размера, красочные, реальные предметы, игрушки, серии картинок, презентации на компьютере с реальными фотографиями), важно и использование музыки (для слабослышащих обучающихся). Вместе всё это создаёт благоприятный фон для обучающихся с нарушением слуха, который вызывает положительные эмоции.
Особое внимание уделяется изучению и употреблению вежливых слов в процессе общения, это отрабатывается в различных беседах, инсценировках, проектировании жизненных ситуаций. Огромный вклад в формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации оказывают занятия по развитию связной речи. Здесь особое внимание уделяется правильности построения различных типов предложений, согласованию слов в предложении, соответствию полного рассказа по заданной теме. Особое место в работе уделяется на развитие выразительной стороны речи, т.к. речь у детей с ОВЗ бедна и эмоционально не выразительна.
Использование здоровьесберегающих технологий занимает значительное место в коррекционной работе, т.к. их применение оказывает большое влияние на функциональное состояние организма обучающихся, а как следствие успешную адаптацию в обществе. Это правильно подобранные физкультминутки и релаксационные упражнения, массаж пальцев рук, рациональное чередование различных видов деятельности. Хочется отметить, что проводимая коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП дает свои положительные результаты. Ученики с удовольствием включаются в диалог, ведут себя более уверенно в различных ситуациях, проявляют внимание друг к другу, выслушивают собеседника, дополняют ответы и задают вопросы по теме. Проводимая работа в который раз доказывает, что уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения в целом, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. А связность произносимых слов, полнота грамматического высказывания являются главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.