Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития
Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью. Эти рекомендации помогут ребенку в исправлении дефектов речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда для родителей, учителей, воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рекомендации логопеда
для родителей, учителей, воспитателей
по работе с детьми с задержкой психического развития
Разработчик:
учитель – логопед Н.М. Тетенова
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности учащегося.
Учитель является партнером для ученика в познании мира, и его задача дать ребенку знания так чтобы ему было интересно их как получать, так и самостоятельно их добывать. Учащегося необходимо заинтересовать, дать мотивацию к размышлению и к поиску знаний.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащегося, его самооценку, формирование личностных черт, общения со сверстниками не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении учащимся письменной речью.
Виды нарушений
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме
Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Фонетико – фонематическое нарушение речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Для устранения этих проблем в школе работает логопунк, где учащиеся получают квалифицированную помощь. Работа направлена на:
Направления работы
Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе необходимо осуществлять взаимосвязь с:
ученик
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Логопед должен вместе с родителями решать проблемы ребенка. Им предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Пример задания:
Определить количество звуков в словах - ус, дом, роза.
Определить первый ударный гласный звук- Оля, Аня, уши, осы
Определить последний согласный звук в словах- кот, сыр, стакан.
Пример задания по постановке шипящих звуков [ш] - [ж]:
Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук [с]
На сильном активном выдохе произнести звук [с], но губы при этом вытянуты вперед. Слышим звук [ш - ш - ш]. обратите внимание на воздушную струю- она должна быть теплой.
- Как шипит змея?
- Ш-ш-шшшшш.
Короткое произнесение звука [ш - ш - ш]
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
-Уточнение знаний имеющихся у учащихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Пример задания:
Назови одним словом:
Свитер, пальто, шорты –
Сапоги, туфли, валенки –
Блюдце, сковорода, чайник –
Помидор, капуста, свекла –
Кошка, слон, волк –
Автобус, электричка, самолёт –
Образование существительных в именительном и родительных падежах многозначного числа
Что это? Стол – столы
Стул - …
Ведро - …
Воробей - …
Дом- …
Пчела- …
Утёнок - …
Ответь на вопросы:
Где лежит карандаш? (в коробке)
А теперь (на столе)
Откуда я достал карандаш (из коробки)
Откуда упал карандаш? (со стола)
А теперь где лежит карандаш? (за коробкой)
Формирование связной речи
- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- Установление логики (связной, последовательной), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки)
Пример заданий:
Составь рассказ по сюжетной картинке
Составь рассказ по серии сюжетных картинок
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения
Пример заданий:
Произнеси слоги и слова отраженно
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы
За-за-за- уходи домой коза
Ра-ра-ра- Кате спать пора
Послушай внимательно и повтори скороговорку:
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
В аквариуме у Харитона
Четыре рака и три тритона.
Формирование полноценных учебных умений
- планирование своей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного; существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работать в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; сравнение, сопоставление);
- применение знаний в новых ситуациях;
Пример заданий:
Назови заштрихованные буквы
Прочитать слово, найти его изображение на картинке