Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей по лексическим темам в средней группе для детей с ОНР»
Методическое объединение
учителей-логопедов и учителей-дефектологов
МДОУЦРРДС №7 «СКАЗКА»
КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
(средняя группа)
г. Трехгорный
2008г.
Тема: «Осень»
Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Поговорите о приметах осени: стало холодно, часто идут дожди, стало меньше жуков и бабочек, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.
Учим ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите ребенку поиграть в игру: «Назови ласково», например: солнце – солнышко. Слова для игры: лужа, лист, туча, дождь, дождинка, капля, ветер.
Упражняем ребенка в подборе глаголов. Помогите ребенку подобрать глаголы к предмету, который вы называете. Например: дождинка что делает? – падает. Слова для игры: ветер, листочек, ветка, дождь, солнце.
Тема: «Овощи».
Проговорите с ребенком названия овощей. Поговорите ним о том, что овощи растут в огороде на грядках или в поле. Урожай в полях и огородах убирают осенью. Расскажите и покажите ребенку, что можно готовить из овощей.
Учим ребенка образовывать форму множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Один и много». Например: луковица – луковицы. Слова для игры: репа, кабачок, огурец, помидор, морковка, картофелина.
Учим ребенка правильно использовать в речи местоимения. Предложите поиграть в игру: «Мой - моя». Например: луковка чья?- моя. Кабачок чей? – мой. Слова для игры: помидор, картошка, свекла, морковка, огурец, лук.
Тема: «Фрукты».
Расскажите ребенку о том, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью. Произнесите вместе с ним названия фруктов. Проверьте, запомнил ли ребенок названия. Расскажите и покажите, что вы делаете из фруктов.
Отработайте произношение прилагательных: красный, желтый, зеленый, круглый, мягкий, сочный, сладкий, вкусный, ароматный. Помогите ребенку подобрать существительные к этим прилагательным. Например: Яблоко какое? – Красное. Каким оно еще может быть? Слова для игры: лимон, груша, апельсин, слива, абрикос.
Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения названиями фруктов. Например: Яблоко. На дереве нет чего? …яблока. Слова для игры смотри во 2 задании.
Тема: «Грибы».
Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут грибы. Они растут под деревьями, во мху и в траве. Поговорите о том, какие части есть у гриба (шляпка, ножка), зачем люди их собирают, как называют людей, которые ходят за грибами, что из грибов можно сделать.
Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Чего нет». Например: гриб, нет чего? – гриба. Слова для игры: боровик, лисичка, пень, тропинка, дерево, мухомор.
Упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний. Поиграйте в игру: «закончи предложение словом БОРОВИК. Например: В лесу растет что? – Боровик. Я не нашла ни одного чего? Наклонилась к чему? Полюбуюсь чем? Друзьям расскажу о чем?
Тема: «Ягоды»
Выясните, название каких садовых ягод знает ваш ребенок. Обратите его внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут, какой имеют вкус. Обогащайте речь ребенка прилагательными: красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, полезный, ароматный, душистый. Закрепите в речи ребенка глаголы: собирать, мыть, сушить, варить, готовить. Поговорите с ребенком о том, что можно из ягод сварить варенье, джем, компот, повидло.
Упражняем ребенка в образовании формы множественного числа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Чего много?», например: малины – много малины. Слова для игры: смородина, крыжовник, вишня, черешня, клубника, ягода.
Обучаем ребенка изменению глаголов. Поиграйте с ребенком в игру «Попроси друга». Например: вари – он (что делает?) варит. Слова для игры: рви, клади, суши, неси, мешай, помогай, перебирай, мой, пей, ешь.
Тема: «Одежда»
Рассмотрите с ребенком его одежду, обратив внимание на детали одежды и их названия. Отработайте с ребенком произношение слов, обозначающих одежду и ее детали: пальто, куртка, колготы, шапка, варежки, карман, пуговица, шарф и т.д.
Тренируем ребенка в правильном употреблении местоимений. Предложите ему поиграть в игру «Мой – моя». Например: Шарф чей? – Мой. Слова для игры: пальто, шуба, варежки, носки, юбка, куртка, брюки, колготки, одежда.
Упражняем ребенка в употреблении предлога С. Предложите ему составить предложения, ответив на ваш вопрос. Например: С какими деталями ты выберешь пальто? – Я хочу пальто с воротником. (Пуговицами, карманами, замочками и т.д.) Слова для игры: шорты, майка, платье, шарф.
Тема: «Обувь»
Рассмотрите с ребенком дома обувь – детскую, мужскую, женскую. Уточните её название, покажите и назовите части обуви (нос, пятка, каблук, подошву, шнурки); поговорите о том, в какое время года что обувают.
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: сандалии – сандалики. Слова для игры:
Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Поиграйте в игру: «Чего нет», например: Тапочек – нет чего? – Тапочка. Слова для игры: шнурок, каблук, носик, пятка, подошва, сапог, молния.
Тема: «Дом»
Поговорите с ребенком о том, из каких частей состоит дом (стены, крыша и т.д.), из какого материала делают дома, чем служит дом для человека.
Упражняем ребенка в умении образовывать формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку ответить на вопрос: «Без чего не бывает дома». Например: Стены. - Дома не бывает без стен. Слова для игры: окно, дверь, крыша, потолок, пол, крылечко, лестница, угол.
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите
ему поиграть в игру «Один - много». Например: стена – стены. Слова для игры: балкон,
окно, двери, потолок, пол, крыша, труба, угол.
Тема: «Мебель»
Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Обратите внимание ребенка на
некоторые детали мебели: ножка, спинка, сиденье, дверца и т.д.
ребенку поиграть в игру «Скажи ласково». Например: стол – столик. Слова для игры: стул, шкаф, полка, кресло, диван, табурет, кровать.
3. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте в
игру «Один-много». Например: стул – стулья. Слова для игры: стол, диван, шкаф, кресло,
кровать, полка, табурет.
Тема: «Посуда»
Вспомните с ребенком название предметов чайной посуды, из чего ее делают. Поговорить о таких предметах как салфетница, сухарница, сахарница, хлебница, объясните ребенку, почему их так называют.
Поговорите с ребенком о том, чем отличаются чашка и чашечка, блюдце и блюдечко, ложка и ложечка, чайник и чайничек. Учим ребенка образовывать уменьшительные прилагательные. Играем в игру «Доскажи словечко». Например: Тарелка белая, а тарелочка (беленькая). Ложка красивая, а ложечка … . Блюдце круглое, а блюдечко … .
Чашка красивая, а чашечка … .
3. Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте в
игру «Один-много». Например: чашка – чашки. Слова для игры:
Предложите ребенку поговорить о таком домашнем животном, как кошка. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называются детеныши кошки. Поговорите о том, чем покрыто её тело, чем она питается, что любит делать.
Учим ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом КОТ. Например: Спит на диване (кто?) КОТ. Позвала хозяйка (кого?)… . Дала молочка (кому?)… . Поиграла (с кем?) … . Прочитала книжку (о ком?)… .
Обучаем ребенка образовывать уменьшительные имена существительные и прилагательные. Например: кошка – кошечка, белая – беленькая. Пушистая, мягкая, теплая, добрая, легкая, лапа, хвост, ус, ухо, шерсть, коготь, морда.
Тема: «Зима»
Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Закрепите основные признаки зимы.
Попросите ребенка закончить фразу, ответив на ваш вопрос. Например: На что похож синий лед? Синий лёд похож на стекло. Вопросы:
На что похож белый снег? На что похожа прозрачная сосулька? На что похожа лёгкая снежинка?
Упражняем ребенка в умении подбирать относительные прилагательные. Например: Если утром мороз, то утро какое? (Морозное.) Вопросы:
Если горка изо льда, она какая? Если одежду носят зимой, она какая?
Если дорога из снега, значит она какая?
Тема: «Собака со щенками»
Предложите ребенку поговорить о домашнем животном собаке. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называются детеныши собаки. Поговорите о том, чем она питается, что любит делать, чем отличается от кошки.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЩЕНКИ. Например: Бегут по комнате (кто?) ЩЕНКИ. Мячик заинтересовал (кого?)… . Понравился ботинок (кому?)… . Коврик свернулся (за кем?)… . Что-то я не вижу (кого?)… . Спят (кто?), а коврик на (ком?) на … .
Учим ребенка образовывать форму повелительного наклонения глагола. Предложите сделать это ребенку по образцу. Например: сидеть – сиди. Бегать, спать, стоять, служить, лаять, гулять, петь, ловить.
Тема: «Корова с теленком»
Поговорите с ребенком о корове. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называется детеныш коровы. Поговорите о том, чем она питается, какие части тела есть у коровы. Объясните ребенку пользу молочных продуктов, выясните, какие молочные продукты знает ребенок.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ТЕЛЯТА. Например: Пришли на поляну (кто?) ТЕЛЯТА. Садятся мухи (на кого?) на… . Очень щекотно (кому?)… . Кружатся мухи (над кем?) над… . Ветер отогнал мух (от кого?) от… . Нет мух (на ком?) на… .
Объясните ребенку, что транспорт – это самые разные машины, которые перевозят грузы и людей, поэтому транспорт есть грузовой и пассажирский. Рассмотрите с ребенком грузовую машину, помогите ему запомнить, где у грузовика расположена кабина, капот, кузов, колеса и фары. Пусть он покажет и назовет эти части машины. Поговорите о том, кто управляет машиной, какие грузы перевозит грузовик.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ГРУЗОВИК. Например: Едет по городу (что?) ГРУЗОВИК. Я шофер (чего?) … . Езжу (на чем?) на… .Подхожу (к чему?) к… . Слежу (за чем?) за … .
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: машина - машинка. Слова для игры:
грузовик, колесо, сиденье, педаль, мотор, дверь.
Тема: «Лошадь и жеребенок»
Поговорите с ребенком о лошади. Объясните, почему это домашнее животное, какую пользу приносит, как называется детеныш лошади. Поговорите о том, чем она питается, какие части тела есть у лошади.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЖЕРЕБЯТА. Например: Убежали от мам (кто?) ЖЕРЕБЯТА. Не видят мамы (кого?) … . Подлетел жук (к кому?) … . Зажужжал (над кем?)… . Беспокоятся мамы (о ком?) … .
Продолжаем упражнять ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте с ребенком в игру: «Один-много». Например: голова – головы. Слова для игры: грива, хвост, нога, глаз, копыто, ухо.
Тема: «Заяц и зайчата»
Поговорите с ребенком о зайце. Объясните, что дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей зайца. Побеседуйте с ребенком о том, как он зимует. Объясните, что на зиму у зайцев вырастает теплый густой мех, что зайцы на зиму меняют цвет шкурки, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
Продолжаем упражнять ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте с ребенком в игру: «Один-много». Например: зайчиха – много зайчих. Слова для игры: заяц, зайчонок, лапа, нос, усы, хвост, уши, ветка, кора, глаза.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЗАЙЧАТА. Например: Скачут по дорожке (кто?) ЗАЙЧАТА. Не видно за кустами (кого?)… . Повстречались мы с другими (кем?)… . Показали вкусную травку (кому?)… . Долго вспоминали (о ком?)… .
Тема: «Птицы».
Попросите ребенка назвать некоторых птиц, вспомнить основные признаки птиц, которые
отличают их от животных.
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Поиграйте в
игру «Назови ласково». Например: перо – перышко. Слова для игры: гнездо, птенцы,
крыло, клюв, лапка, пушинка.
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: гнездо – гнезда. Слова для игры:
Побеседуйте с ребенком о Дне защитника Отечества. Поговорить о том, кто такие защитники Отечества, почему нужно защищать нашу Родину. Вспомнить такой вид техники, как самолет. Поясните, что он бывает военным, грузовым и пассажирским. Напомните ребенку, что у него есть части (крылья, хвост, кабина), что управляет самолетом летчик.
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: самолет - самолеты. Слова для игры:
крыло, корпус, хвост, мотор, командир, летчик.
Продолжаем упражнять ребенка в умении образовывать формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку ответить на вопрос: «Без чего не полетит самолет». Например: Крылья. – Самолет не полетит без крыльев. Слова для игры: хвост, мотор, колеса, корпус, летчик, груз.
Тема: «Семья»
Побеседуйте с ребенком о том, кто есть в вашей семье, степень родства. Кто в семье самый старший, а кто самый маленький.
Помогите ребенку подобрать как можно больше глаголов по образцу, например: бабушка что сделала? – вымыла, вычистила, связала, сшила и т.д. Дедушка что сделал?Мама что делает? Папа что будет делать? Ты что делаешь?
Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные. Предложите ему послушать высказывания и ответить на вопросы. Например: У папы есть сын. Чей это сын? – Папин. У бабушки есть внук. Чей это внук? У деда есть очки. Это чьи очки? У дяди есть машина. Это чья машина? У мамы есть зонтик. Это чей зонтик?
Тема: «Петушок с семьей»
Побеседуйте с ребенком о домашних птицах. Объясните, почему петух и курица домашние птицы, какую пользу приносят, как называются птенцы у курицы и петуха. Поговорите о том, чем эти птицы питаются, какие есть у них части тела, чем птицы отличаются от животных
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом КУРИЦА. Например: Во дворе гуляет (кто?) КУРИЦА. Нет пестрее (кого?) … . Зовет хозяйка(кого?) … . Принесла она зерна (кому?) … Прибежали цыплята (с кем?) с … . Хорошо заботится хозяйка (о ком?) о … .
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: петух - петухи. Слова для игры:
Побеседуйте с ребенком о празднике. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестренок. Восьмого марта им желают быть красивыми и здоровыми, дарят подарки и цветы.
Поговорите с ребенком о том, где и кем работает мама, чем она занимается на работе.
Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные. Предложите послушать высказывания и ответить на вопросы. Например: У мамы есть сын. Чей сын? (Мамин). У мамы есть сарафан. Чей сарафан? У мамы есть шуба. Чья шуба? У мамы есть дочка. Чья дочка? У мамы есть туфли. Чьи туфли?
Тема: «Весна»
На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы весны. Обратите внимание на то, что небо стало выше, солнце светит ярко и пригревает, началась капель, повисли сосульки, появились проталины, веселее запели птицы.
Учим ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: лист – листик. Слова для игры: сосулька, трава, солнце, ручей, проталина.
Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Предложите ребенку поиграть в игру: «Один - много», например: лист – листья.
Слова для игры: сосулька, ручей, проталина, почка, кораблик.
Тема: «Лиса с лисятами»
Поговорите с ребенком о лисе. Объясните, что это дикое животное живет в лесу. Лисы сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей лисы. Побеседуйте с ребенком о том, как она зимует. Объясните, что на зиму у лис вырастает теплый густой мех, что зимой они меняют цвет шкурки, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ЛИСА. Например: Мелькает за кустами (кто?) ЛИСА. Хочется мышку поймать (кому?) … . Мышка прячется в норке (от кого?) от … . Следит из норки (за кем?) за … . Видит из норки (кого?) … .
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: лиса – лисонька. Слова для игры: хвост, морда, уши, лисята, шерсть, рыжая, пушистая, хитрая.
Тема: «Умывальные принадлежности»
Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужно умываться и мыться. Попросите его назвать, что нужно для того, чтобы вымыться и быть чистым.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом МЫЛО. Например: На полочке лежит (что?) МЫЛО. Я намыливаю руки (чем?) … . Я провожу пальцем (по чему?) … . Очень гладкое (что?) … .
Помогите ребенку подобрать по 3-5 прилагательных, чтобы охарактеризовать предмет. Например: Мыло какое? – Душистое, скользкое, белое, цветочное, гладкое и т.д. Полотенце какое? Шампунь какой? Расческа какая?
Тема: «Волк и волчата»
Поговорите с ребенком о волке. Объясните, что это дикое животное живет в лесу. Волки сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком название детенышей волка и название его жилища. Побеседуйте с ребенком о том, как он зимует. Объясните, что на зиму у волка вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Объясните, почему волков называют санитарами леса.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом ВОЛК. Например: Вышел на охоту (кто?) ВОЛК. Все звери бояться (кого?) … . Хочется поймать зверюшку (кому?) … . Трудно быть (кем?) … . Все говорят, что злой (кто?) … .
Учим ребенка преобразованию глаголов по образцу. Объясняем ребенку, что волчица будет делать то же самое, что делает волк. Например: волк пришел и волчица пришла. Слова для игры: волк поел, волк поспал, волк побежал, волк сел, волк отдохнул, волк завыл, волк вырыл яму, волк ждал, волк ушел.
Тема: «Медведь и медвежата»
Поговорите с ребенком о медведе. Объясните, что это дикое животное и живет в лесу. Медведи сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком, как называются детенышей медведя. Побеседуйте с ребенком о том, как медведь зимует. Объясните, что на зиму медведь ложится в берлогу до самой весны. Поэтому ему летом и осенью приходится хорошо кушать, чтобы накопить много жира. Жир поможет медведю перезимовать.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку закончить предложение словом МЕДВЕДИЦА. Например: Идет по лесу (кто?) МЕДВЕДИЦА. Хочется кушать (кому?) … . Увидели пчелы (кого?) … . Не хотят отдавать мед (кому?) … . Следят (за кем?) … .
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: мишка - мишенька. Слова для игры: лапа, морда, медвежонок, толстый, шерсть, мягкий, пушистый, медовый.
Тема: «Цветы».
Поговорите с ребенком о том, что такое цветок, что у цветка есть корень, стебель, листья и цветы. Почему одуванчик и ветреницу называют первоцветами, какую пользу они приносят для людей и насекомых. Объясните, почему нельзя уничтожать цветы.
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: корень – корни, много корней. Слова для игры: стебель –, лист –, лепесток –, стебелёк –, листок –, цветок -.
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: корень – корешок. Слова для игры можно взять из задания №2.
Тема: «Насекомые»
Выясните, названия каких насекомых знает ребенок. Вспомнить, для чего насекомые нужны, чем питаются, какие части тела у них есть.
Учим ребенка согласовывать существительное с числительным. Предложите поиграть в игру «Посчитай до 5», например: жук - один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков. Слова для игры: Бабочка, стрекоза, пчела.
Продолжаем учить ребенка правильному согласованию слов в предложении. Предложите ребенку ответить на вопросы, например: Кто это? Жук.
Нет кого? Вижу кого? Играю с кем? Убегаю от кого? Расскажу о ком?
Предложите ответить на вопрос словами: бабочка, стрекоза, пчела.
Тема: «Деревья» (Ёлка, береза).
Выясните, названия каких деревьев знает ваш ребенок. Повторить отличительные признаки ели и березы.
Предложите ребенку ответить на вопросы, распространив их дополнениями, например: Что растет на елке? – На елке растут ветки, иголки, шишки. Кто спрятался под елкой? (Это могут быть любые дикие животные.)Что растет на березе?Кто спрятался под березой?
Продолжаем учить ребенка образовывать уменьшительные существительные. Предложите поиграть в игру: «Скажи ласково», например: елка - елочка. Слова для игры: береза, ветка, иголка, шишка, сережка, смола,
Тема: Зимующие птицы.
Попросите ребенка вспомнить название зимующих птиц, закрепить, почему они называются зимующими, какой корм они находят зимой, как им помогает человек. Обратите внимание ребенка на части тела птиц: голову, хвост, крылья, перья.
Упражняем ребенка в умении согласовывать числительное с существительным. Предложите поиграть в игру: «Посчитай до 5», например: одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон. Слова для игры: Снегирь, воробей, сорока, синица.
Продолжаем упражнять ребенка в умении использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Предложите поиграть в игру: «Назови ласково», например: воробей маленький, а воробьи какие?– воробьи маленькие. Слова для игры:
Выясните, названия каких домашних животных знает ваш ребенок. Объясните, что животные называются домашними потому, что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят животные.
Продолжаем упражнять ребенка в умении использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Предложите ребенку игру: «Назови ласково», например: корова – коровушка. Слова для игры: лошадь, кошка, собака, свинья, баран, коза, корова.
Упражняем ребенка в образовании множественного числа существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Один - много». Например: корова – коровы. Слова для игры: лошадь, овца, коза, свинья, баран, кошка, собака.
Тема: «Детёныши домашних животных»
Попросите ребенка назвать детенышей домашних животных, которые он знает.
Учим ребенка использовать существительные в родительном падеже. Предложите ребенку поиграть в игру: «Кто от мамы убежал?», например: от кого убежал котенок? – Котенок убежал от кошки. Слова для игры: Щенок, козленок, жеребенок, теленок, поросенок.
Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Поиграйте с ним в игру «Назови ласково», например: котенок – котеночек. Слова для игры можно взять из задания №2.
Тема: «Дикие животные».
Выясните, знает ли ваш ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Объясните, что дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. Вспомните с ребенком названия детенышей диких животных. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода.
Упражняем ребенка в умении согласовывать числительное с существительным. Предложите ребенку игру: «Посчитай до 5», например: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Слова для игры: белка, заяц, волк, медведь, еж.
Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково». Например: белка – белочка. Слова для игры можно взять из задания №2.
Тема: «Домашние птицы»
Поговорить с ребенком о том, почему птиц называют домашними, чем они отличаются от животных, какую пользу приносят.
Помогите ребенку назвать семьи домашних птиц. Например: Петух – курица, цыплёнок.
Гусь –, селезень –, индюк –.
Выучите с ребенком, кто как голос подаёт? Например: Петух – кукарекает.
Курица –, утка –, гусь –, индюк – , цыплёнок –.
Тема: «Зимние забавы».
Поговорить с ребенком о том, что дети любят делать зимой на улице, какие есть зимние забавы.
Предложите ребенку поиграть в игру, которая поможет ему потренироваться в правильном использовании окончаний слов в родительном падеже. Игра: «Чего не стало?», например: Коньки. Не стало чего? (Коньков). Слова для игры: Лыжи, санки, снеговик, горка, дорожка, мороз, снежок, крепость.
Тренируем ребенка в употреблении глаголов прошедшего времени. Предложите поиграть в игру: «Что ты уже сделал?» Например: - Лепи. – Я уже слепил. Слова для игры: катайся, бросай, сгребай, посыпай, догоняй, отряхивайся, убегай, прыгай.