Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей неговорящих детей, которые могут быть полезны»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ,
КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ
1. Раннее обращение за профессиональной помощью к специалистам (невролог, психиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
2. Создание благоприятной коммуникативной среды:
*Больше говорить с ребёнком. Даже если ребёнок не отвечает словами, он всё равно слушает и понимает. Озвучивайте все действия (кормление, одевание, купание), комментируйте окружающее. Используйте простые слова и фразы, повторяйте их несколько раз. Говорите чётко, медленно, с паузами, чтобы стимулировать подражание.
*Используйте упрощенные варианты слов. Например, «машина»-«би-би», «кукла»-«ля-ля», «упал»-«бах». Это поможет ребёнку легче усваивать речь.
*Повторяйте и расширяйте. Если ребёнок издаёт звук или использует жест, повторите это, добавив слово или расширив фразу. Например, если ребёнок показывает на мяч, скажите: «Да, это мяч. Красный мяч».
*Чтение книг. Даже если ребёнок не говорит, читайте ему книги, рассматривайте картинки, обсуждайте сюжет.
*Давайте выбор. Предлагайте ребёнку выбор из двух-трёх предметов или действий. Это стимулирует его к выражению своих желаний. «Что из игрушек ты возьмёшь с собой на прогулку? Что наденешь в детский сад?»
*Используйте жесты и мимику. Жесты, мимика, зрительный контакт, всё это формы невербальной коммуникации, которые очень важны для неговорящих детей.
*Подстраивайтесь под ребёнка. Наблюдайте за ребёнком, пытайтесь понять, что он хочет выразить через свои звуки, жесты, взгляды.
* Развивайте мелкую моторику. Массаж пальчиков, игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка-всё это стимулирует речевые зоны мозга.
*Ограничьте время с гаджетами и телевизором. Чрезмерная телевизионная и аудиоинформация могут отвлекать ребёнка от живого общения.
*Игры, развивающие речь. Используйте игры, которые побуждают к взаимодействию, имитации, называнию предметов. Это могут быть игры с игрушками, ролевые игры, игры с мячом.
*Избегайте перегрузки. Не используйте слишком длинные фразы и много незнакомых слов сразу. Сосредоточьтесь на том, что ребёнку доступно.
*Поощряйте интерес к звукам окружающего мира. Обращайте внимание ребёнка на шуршание, скрип, бульканье, звон. Прислушивайтесь к звукам комнаты, за окном, на улице и комментируйте их.
*Избегайте излишнего давления. Не заставляйте ребёнка говорить, если он не готов. Создайте ситуации, где ему самому захочется общаться. Настойчивость и принуждение могут привести к «речевому негативизму»-отказу от попыток говорить.
*Создайте эмоционально благоприятную атмосферу. Ребёнок лучше обучается в комфортной обстановке. Избегайте излишней тревоги и раздражения. Поощряйте желание ребёнка вступить в контакт. Всегда одобряйте его стремление общаться.
Важно помнить:
Нет универсального рецепта. То, что работает для одного ребёнка, может не подойти другому.
Последовательность и регулярность. Систематические занятия и постоянное применение рекомендаций специалистов дают наилучший результат.
Вера в ребёнка. Ваша вера в его способности-это мощный стимул для его развития.