Просмотр содержимого документа
«"Речевое дыхание - основаправильной речи"»
Развитие правильного речевого дыхания
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку полость рта или носа наружу.
Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе
диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный
ротовой выдох.
Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: выдох ребенка младшего школьного возраста обеспечивает произнесение фразы, состоящей из 5-8 слов.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких
вдохов.
Для работы над речевым дыханием используют следующие упражнения:
1.«Снег»
Цель: Формирование направленной воздушной струи. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2.«Кораблики»
Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы в тазу, например, кораблики.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Дудочка»
Цель: Формирование направленной воздушной струи. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
5. «Буль-бульки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «буль-бульки», чтобы не пролить воду.
Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.