Развитие связной речи дошкольника – одно из условий готовности ребёнка к школе. учитель-логопед Колпакова Е.В.
Развитие связной речи дошкольника – одно из условий готовности ребёнка к школе. учитель-логопед Колпакова Е.В.
Эта консультация для родителей о необходимости общаться с детьми дома, развивать их речь. От уровня развития связной речи зависит успешность обучения ребёнка в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольника – одно из условий готовности ребёнка к школе. учитель-логопед Колпакова Е.В.»
Развитие связной речи дошкольника – одно из условий
готовности ребёнка к школе.
учитель-логопед Колпакова Е.В.
Что же такое связная речь?
Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
К 7 годам ребёнок должен свободно:
· описывать картинку, игрушку, предмет;
· давать характеристику различным явлениям;
· уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля;
· составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.
Связная речь – это итог речевого развития ребёнка. Ведь не имея богатого словарного запаса, умения грамматически правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, красиво строить предложения, использовать в речи богатство родного языка, ребёнку трудно будет общаться с детьми и взрослыми, составлять рассказы, пересказывать сказки и тексты. А это необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита связная речь, тем лучше развито мышление ребёнка, гибкость его мыслительных процессов. Любой мыслительный процесс должен оформиться через речь внутреннюю или внешнюю. Поэтому так важно развивать связную речь детей.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Всё больше их внимание приковано к телевизору, компьютеру и прочим техническим новшествам.
А следовательно «живое общение» в семьях уходит на второй план. Всё меньше дети слушают русские и авторские сказки , потешки, рассказы. Зачастую даже и не знают их.
Зато Огромный речевой поток устремился неудержимо в пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.
Удивительный дар природы - возможность говорить, общаться. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано.
И мы взрослые должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по–особому организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только разговаривают, но и слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересно было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте обо всем
Заведите дома правило: один вечер взрослый рассказывает ребёнку сказку, а другой вечер – ребёнок («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Зайкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди»). Умение рассказывать эти сказки понадобится в первом классе. И ребёнку будет легче их вспомнить.
Если родители дома много разговаривают, обговаривая все свои действия, составляют рассказы по картинкам в книжках, по увиденному на улице эпизоду – в такой семье ребёнок не может молчать. У него будет хорошо развита связная речь.
Не забывайте: «Ребёнок учится тому, что видит (слышит) у себя в дому…». Поэтому необходимо следить за красотой и богатством своей речи показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.