Развитие графических навыков у учащихся начальных классов, с целью предупреждения дисграфии
Развитие графических навыков у учащихся начальных классов, с целью предупреждения дисграфии
Письмо, как и устная речь, формируется в условиях целенаправленной учебной деятельности. Механизмы письменной речи создаются в процессе обучения грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие графических навыков у учащихся начальных классов, с целью предупреждения дисграфии»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
ЦЫРЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Учитель-логопед
логопедического пункта при
МОУ «Средняя школа № 16
г. Макеевки»
Макеевка, 2017 г.Развитие графических навыков у учащихся начальных классов, с целью предупреждения дисграфии
Письмо, как и устная речь, формируется в условиях целенаправленной учебной деятельности. Механизмы письменной речи создаются в процессе обучения грамоте. Овладения грамотой - это очень сложная умственная деятельность, что требует определенного уровня зрелости многих психических функций ребенка. Четкое и выразительное письмо зависит от качества работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов, от способности проводить координацию и регуляцию движений. Для того, чтобы написать или переписать слово, нужно уметь с одной стороны перекодировать звук в фонему а с другой зашифровать различные варианты одинаковой буквы (печатную в рукописную, большую в маленькую).
А. Лурия отмечает, что письменная речь (в любой форме) начинается, с замысла ее сохранения и способствует торможению всех посторонних тенденций, забегания вперед, повторения и т.д.
Для формирования полноценных навыков письма. Существенным является также и состояние некоторых неречевых функций, поскольку на этапы осуществления записи временная последовательность звуков в слове превратится в пространственную последовательность графических знаков. Устраняя пробелы в развитии словаря и грамматического строя, нельзя забывать о предотвращении дисграфии у детей.
На логопедической пункте, где я работаю, была укомплектована группа из шести детей, которые нуждались в коррекционной работе по формированию графических навыков, у двух из них не было сформировано фонетическое восприятие, а у четырех были предпосылки к оптической дисграфии. Для этих детей характерны "дрожащие" линии, выход элементов буквы за пределы строки, зеркальное изображение графем, пропуск элементов букв, дописывание лишних, замена формы графемы и другое.
Ученики смешивали и заменяли буквы, отличающиеся дополнительными элементами (з−в, л−д, р−в), образованные из одинаковых элементов но по-разному расположенных в пространстве (т−г, ь−р, п−н, и).
При проведении задач на рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняли правильно, а при рисовании более сложных предметов были неточности, еще больше ошибок при рисовании по памяти. В процессе конструирования дети упрощали фигуры, смешивали количество элементов, неправильно ставили линии по сравнению с образцом.
Случались трудности распознавания букв, написанных одна над одной, эти ученики не могли отличить правильную букву от неправильной, плохого конструировали знакомые буквы, не могли, добавить недостающий элемент, превратить одну букву на другую (р на в, з, п на н). Выполнения этих задач требует умения определить различия подобных изображений, анализировать, представлять изображение или букву как единое целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных друг к другу.
Коррекционную работу по предупреждению оптической дисграфии в группе учащиеся проводят по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, форм и размера.
Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
Формирования пространственных представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Развитие графических навыков.
На начальном этапе работы по развитию графических навыков уточняются знания детей распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, желтый, коричневый). Мы наблюдаем за окружающей природой: формой листочков разных растений, их цветом в зависимости от времени года, окраской деревьев осенью и зимой, цветом неба в солнечной и пасмурный день. Сравниваем формы геометрических фигур и реальных предметов (круг−арбуз, овал−дыня, треугольник−крыша дома, полукруг−месяц и т.д.).
Особое внимание уделяли упражнениям с полосками бумаги и геометрическими фигурами, которые предусматривают:
Воспроизведение образа.
Сравнение двух противоположных объектов.
Расчленения объекта на части.
Составление предмета из данных частей.
Например: Выставляю фигуры различные по форме, цвету и величине. Предлагаю подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы, величины, одинаковые по цвету и форме, различные по цвету и форме. При этом обращаю внимание на расположение подобранного материала горизонтально и вертикально. Работа по расчленению объекта на части и составление его из различных частей. Наряду с формированием зрительной и пространственной ориентировки способствует развитию высших психических функций анализа и синтеза.
Все эти упражнения включают в себя задания различной сложности:
Выполнение по образцу данному логопедом.
По памяти (образец убирается).
По словесной инструкции логопеда.
Хочу отметить, что на своих занятиях уделяю немало времени упражнениям для развития мышц руки и пальцев, так как много учеников не могут дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.
Примеры упражнений:
Сгибание и разгибание кисти в кулак.
Круговые движения кисти руки при свободно согнутых пальцах.
Постукивание пальцами и кистью по столу.
«Щелчки».
Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
«Крючочки», «мостики», «заборчики».
Более подробно о этих упражнениях можно прочитать в журналах по дошкольному воспитанию. Продолжая воспитание навыков, полученных детьми в дошкольных учреждениях на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, учу детей точно координировать движение руки. Осуществляю это путем выполнения различных заданий: проведение линий в ограниченном пространстве между линейками, в клетках, обведением контура букв, штриховку фигуры вертикальными и горизонтальными линиями. Одно из любимых занятий ребят составление узора из мозаики и семян растений.
Хочу более подробно остановится на заданиях, которые использую в работе над развитием графических навыков у учеников шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Большое внимание уделяю упражнениям по уточнению и дифференциации оптических образов букв, которые смешиваются.
Пример 1
Сложить букву из знаков:
│−│; ││−; │−о; З│; ( ) ; │− .
Найти одинаковые буквы:
У
ȳ
у
У
у
ȳ
у
ȳ
Соединить точки:
Каких букв больше: А или У ?
Найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы выполненные печатным и рукописным шрифтом, добавить недостающий элемент, выделить буквы, наложенные друг на друга, перечеркнутые дополнительными линиями.
В процессе работы по предупреждению оптической дисграфии у детей большую роль уделяю зрительным диктантам, которые способствуют развитию памяти и внимания школьников.
Пример 2
В таблице изображены буквы или фигуры ученики после внимательного просмотра по памяти воспроизводят их последовательность.
А А Л
С С О
М Л М
Г П П
На занятиях стараюсь чередовать зрительные диктанты со слуховыми, задача которых−развитие внимания к речи логопеда. Подбирая задания для слухового диктанта, я всегда тщательно продумываю инструкцию. Она должна быть понятна и доступна для детей.
Упражнение 1
Выложить из красных полосок букву− А, а из желтых− Л. Включаю задания на ориентировку в пространстве. Выложить фигуру или букву справа или слева от вертикальной линии. Со временем материал зрительных так и слуховых диктантов усложняется. На этом этапе провожу одновременно работу по развитию анализа и синтеза изображенных букв, определение сходства и различия между похожими графически буквами. Когда дети познакомятся с рукописным шрифтом, задания можно усложнять, используя большие буквы.
Упражнение 2
Найдите правильно изображенные буквы:
И
И
а
а
с
с
р
р
в
в
г
г
Упражнение 3
Реконструировать букву, добавляя элемент:
из К – Ж; из Р – В; из Г – Б;
из П – Н; из Ь – Б; из Л – Д.
Использую задания на соотношение печатных и рукописных букв.
Все эти задания будут ещё интереснее, если их проводить в игровой форме. Необходимость в игре при организации учебно-воспитательной работы с учениками шестилетнего возраста объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волевой регуляции, восприятия, памяти, внимания, несформированной учебной деятельности. Наша современница, известный педагог Е.Н. Потапова сказала: «Игра−это искра, что зажигает огонек пытливости».
Дети, играя, практически не устают, в игре мы воспитываем у них чувство успеха, потому что проигравших практически нет. Детские игры способствует всестороннему развитию, предопределяют интерес к знаниям, дают возможность в увлекательный форме развивать и обогащать язык детей.
Каждая буква на наших занятиях должна быть для детей воплощением яркого образа. Это облегчит в дальнейшем их умственный труд, способствует грамотному письму и чтению. Для лучшего усвоения буквы желательно соотносить с каким-либо предметом или изображением:
Я описала виды и приёмы работы, которые использую на своих занятиях по развитию графических навыков у учащихся с элементами общего недоразвития речи.
Кроме этого на каждом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, увеличение объема внимания ,развитию зрительной памяти, расширению лексического словаря и формированию грамматического строя речи.
Начальный период овладения грамотой должен формироваться в единстве работы зрительного ,слухового и тактильного анализаторов учащихся, что согласовывает представление о акустическом, оптическом и кинетическом образе слова.
Список литературы:
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.:ВЛАДОС, 1997.− 255 с.
Кондратенко Л.О., Прищепа О. Ю. Технология предотвращения дисграфии. – К.: Главник, 2005. −96 с.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1962
Крутий Е. Л., Лупикович С. Н. От звуков к культуре родного языка.− Ч.1−2. – Запорожье: Днепровский металлург, 1993.