kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы у ребенка с аутистическим спектром

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал разработан на основе работы с ребенком имеющим РДА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы у ребенка с аутистическим спектром»










Развитие мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы у ребенка с аутистическим спектром.



Подготовила учитель-логопед МБОУ «Бехтеевская СОШ»

Водяная Юлия Александровна















Развитие мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с отклонениями в умственном развитии являются актуальной проблемой для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов.

Познание мира и окружающей среды учащимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Ребёнок, поступающий в школу, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

В. В. Воронкова (автор «Букваря» для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида) говорит о необходимости «серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письма». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки В. В. Воронкова начинает в добукварный период.

Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения. Программа строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:

  • принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;

  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов учащихся.


Цели программы:

  • Здоровьесбережение ребёнка.

  • Развитие познавательных способностей.

  • Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

  • Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.


Программа позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:

  • проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;

  • обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;

  • рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;

  • рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;

  • составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;

  • работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);

  • работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);

  • конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.


  1. Сенсорно-перцептивное развитие:

  • уточнять и развивать зрительное восприятие;

  • формировать и развивать пространственную ориентировку;

  • уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

  • формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.


  1. Развитие коммуникативных навыков:

  • активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;

  • создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;

  • формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;

  • вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;

  • создавать условия для развития творческих способностей и воображения.


Развивающая программа включает в себя ряд этапов.

  1. Подготовительный этап.

  2. Диагностический этап.

  3. Развивающий этап.

  4. Прогнозирование развития ребенка.

5. Составление индивидуального маршрута развития.


Подготовительный этап предусматривает изучение диагноза ребёнка, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д.). Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.

Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком и его семьёй. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного отношения к учителю. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.


Основные методы диагностики:

  1. наблюдение;

  2. изучение продуктов деятельности (рисунков и т.д.);

  3. беседа.


Развивающий этап.

Развивающие занятия проводятся учителем-логопедом еженедельно (1 час в неделю, 30 часов в год).

Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка с отклонениями в умственном развитии и носят охранительный характер. Формы коррекционной работы – индивидуальная.

Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности.

Каждое занятие включает в себя смену разнообразных видов деятельности: игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы и совершенствование движений руки (обводка по шаблону и трафарету, графические упражнения, аппликационные работы, лепка, конструирование, работа с ножницами, рисование).

Физминутки проводятся с целью здоровьесбережения учащегося. Они позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь ребёнка и развивают речь.

Подведение итогов в конце занятия является обязательным. Этот этап занятия позволяет приучать ребёнка к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок.


Повторная диагностика проводится в конце учебного года. Результаты заносятся в диагностическую таблицу. Анализ и сравнение результатов диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития ребенка и сделать прогноз на будущее.

Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.


Учащийся должен уметь:

  • различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

  • различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);

  • группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;

  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;

  • конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;

  • обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

  • рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;

  • правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;

  • работать с пластилином, владеть приемами лепки;

  • работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);


Так как занятия с ребенком проходят дома, то в соответсвие с темой занятия берутся наборы с карточками из оборудования «Доступная среда».



Литература:

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995

  3. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,

  4. Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995

  5. Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 5

  6. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986

  7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998

  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005

  9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.,2002

  10. Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. - № 6

  11. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М., 1991




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Водяная Юлия Александровна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства