Развитие мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с отклонениями в умственном развитии являются актуальной проблемой для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов.
Познание мира и окружающей среды учащимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Ребёнок, поступающий в школу, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).
В. В. Воронкова (автор «Букваря» для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида) говорит о необходимости «серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письма». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки В. В. Воронкова начинает в добукварный период.
Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения. Программа строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:
принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и коррекции;
принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
деятельностный принцип коррекции;
принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов учащихся.
Цели программы:
Здоровьесбережение ребёнка.
Развитие познавательных способностей.
Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:
проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;
обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;
рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;
рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;
составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;
работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);
работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);
конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.
Сенсорно-перцептивное развитие:
уточнять и развивать зрительное восприятие;
формировать и развивать пространственную ориентировку;
уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;
формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.
Развитие коммуникативных навыков:
активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;
создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;
формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;
вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
создавать условия для развития творческих способностей и воображения.
Развивающая программа включает в себя ряд этапов.
Подготовительный этап.
Диагностический этап.
Развивающий этап.
Прогнозирование развития ребенка.
5. Составление индивидуального маршрута развития.
Подготовительный этап предусматривает изучение диагноза ребёнка, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д.). Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.
Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком и его семьёй. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного отношения к учителю. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основные методы диагностики:
наблюдение;
изучение продуктов деятельности (рисунков и т.д.);
беседа.
Развивающий этап.
Развивающие занятия проводятся учителем-логопедом еженедельно (1 час в неделю, 30 часов в год).
Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка с отклонениями в умственном развитии и носят охранительный характер. Формы коррекционной работы – индивидуальная.
Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности.
Каждое занятие включает в себя смену разнообразных видов деятельности: игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы и совершенствование движений руки (обводка по шаблону и трафарету, графические упражнения, аппликационные работы, лепка, конструирование, работа с ножницами, рисование).
Физминутки проводятся с целью здоровьесбережения учащегося. Они позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь ребёнка и развивают речь.
Подведение итогов в конце занятия является обязательным. Этот этап занятия позволяет приучать ребёнка к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок.
Повторная диагностика проводится в конце учебного года. Результаты заносятся в диагностическую таблицу. Анализ и сравнение результатов диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития ребенка и сделать прогноз на будущее.
Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.
Учащийся должен уметь:
различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);
группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;
конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;
обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;
рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;
правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;
работать с пластилином, владеть приемами лепки;
работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);
Так как занятия с ребенком проходят дома, то в соответсвие с темой занятия берутся наборы с карточками из оборудования «Доступная среда».
Литература:
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995
Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,
Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995
Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 5
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005
Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.,2002
Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. - № 6
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М., 1991