Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи через совершенствование мелкой моторики обучающихся с ОНР"»
Использование методики «Буквограмма» в коррекции устной и письменной речи младших школьников c ограниченными возможностями здоровья
Не секрет, что нынешнее поколение детей отличается от предыдущих поколений. Резко увеличивается количество детей, испытывающих значительные трудности при овладении чтением и письмом. Труднее корректируется нарушения звукопроизношения. Мы чаще встречаемся с таким явлением – дети не могут быстро вспомнить образ буквы, у них затруднено понимание графических символов. У младших школьников прослеживается незрелость «Схемы тела», надолго затягивается формирование ориентации в пространстве. Дети путают «лево-право» «над -под» и др.
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения и письма младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется, с одной стороны, увеличением количества детей с дислексией, широтой и распространенностью нарушений чтения в популяции, а с другой стороны, компьютеризацией обучения, подготовкой к урокам с помощью интернет-ресурсов. Все это отрицательно влияет на формирование читательской компетенции и с каждым годом, не желающих читать и не умеющих писать, становится все больше и больше.
Вот почему, в это сложное время, назрела необходимость искать новые методики, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса.
«Буквограмма» – это методика по коррекции и развитию письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет, опирающаяся на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В её основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приёмы обучения детей.
«Буквограмма» основана на современных принципах и индивидуальном подходе к каждому ребёнку. С каждым днём она становится популярнее благодаря великолепным результатам, которые появляются у детей любого возраста уже спустя несколько недель после начала обучения. В ней собраны различные приёмы и методы, призванные всесторонне развивать ребёнка. Она включает в себя развитие фонематического слуха, мелкой и крупной моторики, речи, математических навыков, воображения и пространственного мышления.
Основная задача методики «Буквограмма» - не просто научить ребёнка грамотно читать и писать буквы, слоги, слова, а понимать, усваивать и правильно воспроизводить информацию.
Основной разработчик этой обучающей методики - Светлана Юлиановна Шишкова, известный российский психолог, кандидат психологических наук и доцент. Она же является директором социально-психологического центра «Дом», расположенного в г. Москве. Помимо неё в разработке этой уникальной развивающей методики для детей принимали участие и другие специалисты, в том числе к.пс.н. Воронова А.А., проф. Сорокоумова Е.А., доц. Черникова Н.В. и другие.
Методика «Буквограмма» направлена на:
формирование письменной и устной речи обучающихся c ОВЗ;
коррекцию безграмотности;
развитие фонематического слуха;
ориентацию в пространстве;
профилактику дисграфии;
- повышение работоспособности;
- улучшение мозгового кровообращения;
- развитие двигательной, пространственной сферы;
- становление адекватной схемы тела и образа физического «Я»;
- развитие мелкой моторики;
- улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
- улучшение функционирования мозговых структур;
- выстраивание пространственных представлений.
Кому особенно необходима «Буквограмма»? Занятия по методике «Буквограмма» особенно необходимы в случае:
- если ваш ребёнок левша;
- если он – переученный правша;
- если ваш ребёнок посещал занятия с логопедом до школы;
- если в семье говорят на двух или более языках;
- если ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу;
- если у вашего ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
- сли у ребёнка синдром дефицита внимания и/или гиперактивность;
- если ребёнок с ММД или ЗПР.
«Буквограмма» – развивающая методика, над которой Шишкова С.Ю. трудилась долгие годы. Результат тестирования данной методики превзошёл все ожидания по своей эффективности. Заниматься по методике «Буквограмма» с ребёнком могут его родственники, психологи, учителя школы и воспитатели детских садов. Кроме того, по материалам можно обучаться и самостоятельно, если малыш уже хорошо умеет читать и обладает такими чертами, как усидчивость и внимательность.
С чего начинается работа по методике «Буквограмма»:
Подготовительный этап – проработка схем частей тела ребёнка. Только освоив внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе.
Ребёнок смотрит, как учитель делает упражнения на себе (показываем ладонями: верх-низ лица – это ширина строки, правую и левую границы лица - это границы буквы, ширина буквы, - указательным пальцем от верхней правой точки на лбу пишем буквы).
Ребёнок пробует самостоятельно выполнять упражнение на себе ( без зеркала - перед зеркалом – без зеркала).
Ребёнок делает упражнение на схеме своего тела из второго этапа.
Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером с лицо.
Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером 10, 5, 2, 1 см.
Ребёнок пишет ручкой на листе бумаги форматом А4 (буква пишется на всю высоту листа, затем лист складывается и высота букв уменьшается.
Написание небольших слов.
Принципы организации занятий:
1. Принцип деятельности
Ребенок должен хорошо понимать, что нужно делать в каждом конкретном упражнении. Например, в упражнении нужно пальцем обводить каждую букву по контурам. Вы должны неоднократно показать, как это правильно делать, а затем предложить ребенку, следя за вашим пальцем, выполнить точно такие же движения, но мысленно. Если вы приучите ребенка сначала мысленно выполнять упражнения, то потом реальное выполнение будет происходить значительно быстрее и легче. Более того, конечным итогом выполнения упражнения должно быть именно мысленное выполнение. То есть ребенок будет смотреть на букву и мысленно (но быстро) обводить ее по контуру.
2. Принцип дробления
В связи с тем, что объем внимания у ребенка ограничен, вы можете ставить перед ним только одну задачу. Например, называете букву, а ребенок только обводит контур, или читаете слово, а ребенок разбирает его по буквам, или вы быстро читаете книжку, а ребенок должен успевать понимать ее содержание.
Если ставить перед ребенком задачу – быстро и выразительно читать, то на начальном этапе эта задача окажется для него непосильной, непреодолимым препятствием, которое может вызвать отрицательное отношение к обучению в целом.
3. Принцип нагрузки (постепенно, но неукоснительно)
Для того чтобы помимо освоения навыков чтения занятия с ребенком сопровождались еще и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо учитывать принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в следующем: на каждом этапе развития необходимо получать максимальный тренировочный эффект, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребенка нагрузкой. В соответствии с принципом нагрузки нужно довести скорость узнавания до предела (А еще быстрее можешь? А еще?) и переходить к следующим заданиям. Работая в таком режиме, ребенок будет получать огромное удовольствие. Дети очень любят соревноваться, поэтому занятия, организованные таким образом, способствуют большей активности и вызывают у детей большой эмоциональный подъем.
4. Принцип целостности
Этот принцип противоположен принципу дробления. Каждое упражнение направлено на освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это – часть. Тоннель лучше рыть с двух сторон. Поэтому очень полезно прочитать небольшой текст (один-два абзаца), стараясь хорошо понять содержание. Выполнить активно упражнение и снова прочитать этот же текст, но быстрее (по секундомеру определяя время чтения). Выполнить следующее упражнение и снова быстро прочитать текст. Сочетание чтения одного и того же текста и выполнения разных упражнений позволит быстро включить освоенный элемент чтения в целостный процесс. А еще лучше, если этот текст ребенок придумает сам, а вы запишете его.
Преимущества методики «Буквограмма»:
наличие занятий для разностороннего развития ребёнка, в том числе улучшение моторики, слуха, логического и абстрактного мышления, ориентировки ребёнка в пространстве и многих других аспектов;
возможность заниматься с детьми самого разного возраста с 4 до 15 лет;
индивидуальный подход и комплексное воздействие на каждого ребёнка;
необходимость небольшого пространства и малого количества расходных материалов для занятий;
интерес для самого ребёнка;
быстрые результаты, которые вы увидите уже через несколько недель после начала занятий.
Уникальная авторская методика «Буквограмма» – развивающая методика, которую можно использовать как в домашних условиях, так и в учебных заведениях разного уровня и назначения. Занятия, построенные по её принципу, не требуют применения специального оборудования и большого количества расходных материалов. Это обычные листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры и другие канцелярские принадлежности.
Занятия по уникальной авторской методике «Буквограмма» проходят легко и весело, а знания усваиваются сами собой без скучного заучивания. Это позволит вашему ребёнку идти в школу с радостью.
Правильное использование уникальной авторской методики Шишковой С.Ю. поможет вашему ребёнку избавиться от стеснительности и неуверенности в себе, поможет ему запомнить сложный материал легко и практически без усилий, сделает его более организованным и коммуникабельным. А изучение иностранных языков для такого ребёнка перестанет быть сложным и скучным занятием.
Заранее готовьте ребёнка к учебной деятельности, чтобы школа стала для него радостным, запоминающимся событием в жизни, заложивши основы дальнейшего личностного и профессионального становления. Методика «Буквограмма» помогает детям с ОВЗ успевать и быть успешными.