Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания.»
Новации и инновации в логопедической практике.
Сегодня новации
Завтра традиции.
Инновация (нововведение) – это внедренное новшество. Термин происходит от латинского novatio обновление. Приставка in – в направление. Innovation – в направлении изменений.
К одной из функций инновационной деятельности учителя-логопеда относятся прогрессивные изменения педагогического процесса и его компонентов:
Изменение в содержании образования.
Новые средства обучения
Новые идеи воспитания.
Новые способы и приемы обучения, развития, воспитания и т.д.
Предлагаю познакомиться с новым приемом обучения на логопедических занятиях по развитию речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания
Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя или стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием.
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д.
Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо, освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не «перебирали дыхание». «Перебор дыхания» влечёт за собой резкий выдох - голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях, как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.
В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания для тренировки речевого дыхания:
1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
ау
о и ы
ы э
аоуыэи
я ё ю е
п б
пь бь
т д
ть дь
в ф
вь фь
з с
сь зь
ц
ш
ж
к г х
м мь
л
ль
н
р
рь
ч
Рассмотрим перечень упражнений по развитию речевого дыхания и их краткое описание с помощью игрового приема «звуковая волна».
Звуковые волны бывают трех цветов и соответствуют гласным, согласным и мягким звукам. Гласные звуки – красный цвет, согласные твердые звуки – синий цвет, мягкие звуки – зеленый цвет звуковой волны.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Цель: формирование умения и навыков правильно пользоваться речевым дыханием; отработка длительного выдоха.
Материал: изображение звуковой волны (рисунок на доске или книжке).
На занятиях закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета (т. к. прорабатываются гласные звуки).
В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артикуляция заданного звука, синхронизация произнёсения звука с движениями пальцев рук и глаз, формирование зрительно-пространственной ориентации, способности к переключению.
Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (в умеренном) темпе до нижней (противоположной) точки.
Затем так же поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук у, сопровождая его движением указательного пальца левой руки в задашюм темпе до верхней (противоположной) точки.
Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его только движением глаз до верхней точки и, аналогично со звуком у, от верхней точки до нижней.
Пример упражнения. Л
Цель: формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.
Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображены «звуковые волны» синего цвета.
В процессе выполнения задания закрепляются правильная артикуляция звука л, синхронизация звука с движениями пальцев рук и глаз; формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.
Пример упражнения. ЛЬ
Цель: формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.
Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена «звуковая волна» зеленого цвета (т. к. отрабатывается мягкий согласный звук). В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артикуляция звука ль, синхронизация звука с движениями пальцев рук и глаз; формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению. Произнесение звуков сопровождается одновременными движениями обеих рук с нижней точки вверх и обратно.
Общие выводы: Таким образом, формирование речевого дыхания с использованием дыхательных методик у детей с нарушениями речи положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекционного обучения, направленного на преодоление дефектов речи.