Развитие лексико-грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи
(III уровень речевого развития)
Особенности лексико-грамматического строя речи
у первоклассников с ОНР III уровня
При III уровне речевого развития лексика таких детей включает все части речи. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, в т.ч.:
наблюдается неправильное образование существительных в уменьшительной форме (стул-стулик, кувшин-кувшиночка).
трудности в образованииотносительных прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: морковиный – морковный (с продуктами питания), глинявый — глиняный (с различными материалами) и т.д.;
трудности в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: стол-«столы», дом – «домы», ухо – «ухи».
аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных — с существительными: мама снимает чай ник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички и т.д.;
Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета (горошка — горошина)
Неправильное согласование в роде существительного и числительного:
два ягоды – две ягоды, две стула – два стула, две уши – два уха.
Неправильное образование существительных, обозначающих детёнышей животных. (у козы – козлёнки, у свиньи – свинёнки).
Неправильное употребление падежных окончаний: с гнездо – из гнезда, по дорога – по дороге, девочка идет портфель – девочка идет с портфелем, многа дома – много домов, много человека – много человек.
Неправильное употребление предлогов, союзов: Собака уходит в своей дома – собака выходит из конуры. Корова выходит с сарая – корова выходит из сарая.
Неправильное согласование существительного с прилагательным: красивая бант.
Таким образом, лексико-грамматический строй речи у школьников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании, лексические замены.
При поступлении в первый класс при МБОУ « СОШ №3» проводится первичная диагностика устной речи школьников. Обследование речи первоклассников проводится по стандартизированной экспресс-диагностике младших школьников Т.А.Фотековой. Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи (1 – проверка фонематического восприятия, 2 - исследование состояние артикуляционной моторики, 3 – исследование звукопроизношения, 4 – проверка сформированности звукослоговой структуры слова).
Серия II – Исследование грамматического строя речи (1 – повторение предложения, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме, 4 – добавление предлогов в предложение, 5 – образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах).
Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования (1 – образование существительных, обозначающих детёнышей животных, 2 – образование прилагательных от существительных)
Серия IV - Исследование связной речи (1 – составление рассказа по серии сюжетных картинок, 2 – пересказ прослушанного текста)
По результатам обследования у первоклассников с ОНР III уровня наблюдается выраженное недоразвитие всех обследованных компонентов речевой системы, особенно лексико-грамматического строя и связной речи.
Количество первоклассников, поступающих
в МБОУ « СОШ №3 г.Красноармейска»
с нарушением лексико-грамматического строя речи
с 2018 по 2020 учебный год (за 3 года)
2018-40%
2019-50%
2020-более 60%
Для развития словарного запаса школьников в коррекционную работу, необходимо включать различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов:
Обучающимся сообщается, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанный из резины». Школьники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
Игра «Меморина»
Обучающемуся надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими, то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.
Упражнение «Подбери нужное слово»
Обучающиеся учатся подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
Упражнение «Кто как кричит»
Уточняются названия действий животных.
кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет
Упражнение «Часть - целое»
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал).
Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
Игра «Скажи по-другому»
Обучающиеся встают по кругу и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.
Игра «Упрямые дети»
Обучающимся сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.
Упражнение «Угадай»
Логопед называет слово-действие, а обучающийся подбирает к нему подходящее слово-предмет (из предложенных картинок) и проговаривает оба слова вместе.
Упражнение «Что делает?»
Логопед задаёт вопросы, а обучающийся подбирает к ним как можно больше ответов. Пескари что делают? – Пескари плещутся, плавают, выныривают и т.д.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Обучающийся отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
Упражнение «Угадай слово»
Образование антонимов.
Обучающимся предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ….
Сосна высокая, а куст…..
Игра «Назови ласково»
Цель: научить обучающихся образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -, овца -, собака -, белка - … .
Игра «Большой - маленький»
Цель: научить обучающихся образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок -, мяч -, стул -, заяц -
Упражнение «Что приготовим? »
Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.