Развитие лексико-грамматических категорий речи дошкольников
Развитие лексико-грамматических категорий речи дошкольников
Информация статьи поможет воспитателям ДОУ, родителям расширить словарный запас дошкольников, познакомит с играми и упражнениями, направленными на формирование грамматически правильной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие лексико-грамматических категорий речи дошкольников»
Советы логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников
На протяжении дошкольного возраста родители, воспитатели детских садов уделяют большое внимание развитию речи детей. Ведь, хорошо развитая речь-это залог успешного обучения в школе. Это грамотные диктанты, изложения и сочинения. Это умение общаться со сверстниками и взрослыми. Это уверенность в себе и адекватная самооценка личности.
Основной акцент родители ставят на изучении букв и умении читать. И всё же, почему ребёнок плохо успевает в школе? Дело чаще всего в ограниченном словарном запасе ребенка. Ребёнок мучительно программирует своё высказывание, использует лишённые содержания слова – паразиты. Речь ребёнка хаотична, не имеет логической завершённости, имеет грамматические ошибки ( рукав — ракавы, ухо — ухи).
Так происходит, потому что взрослые мало говорят с детьми. Живой диалог во многих семьях подменяется общением с телевизором, компьютером. Именно из-за недостатка речевой практики у дошкольников массовых детских садов выявляются нарушения грамматических категорий и связной речи. В настоящее время, без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается.
Следовательно, чтобы устранить эту проблему или хотя бы существенно ее скорректировать, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны направить свои усилия на ее решение.
Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает. Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
Что же такое грамматический строй?
Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
А связная речь — это уже не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Если ребёнок владеет приемами словообразования и словоизменения, умеет составлять предложения, грамматически правильно сочетая в нем слова, усвоил все предложно-падежные конструкции, тогда можно сказать, что у него сформирован грамматический строй.
Как же родители могут помочь своему ребенку в решении этой проблемы?
Мое предложение — играйте с ним в лексико- грамматические игры. Это очень эффективно.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Игры на формирование лексико — грамматических категорий
1. Игра «Чего не стало»
Поставьте на стол 5–6 предметов либо картинок: кубик, пирамидка, мяч, мишка, заяц. Попросите ребенка назвать предметы, затем закройте их ширмой и уберите 1–2 предмета. Выясните: «Чего не стало на столе?» Попросите ребенка ответить на ваш вопрос полным предложением. Например: «На столе не стало кубика».
2. Игра «Посуда»
На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, чайник и т.п. Предложите детям ответить на вопросы: «Из чего едят суп? (пьют молоко, наливают чай и т.п.)».
3. Игра «Повара»
Спросите у ребенка, из чего он сварит борщ, компот. Попросите его ответить полным предложением. Ответы: «Я сварю компот из яблок, груш, персиков и т.п.»
4. Игра «Друзья»
Предложите детям рассказать, с кем они дружат. Ответы детей: «Я дружу с Олей, Сережей, Юлей и т.п.»
5. Игра «Ответь на вопрос»
- Чем режут хлеб?
- Чем пилят дрова?
- Чем вышивают?
6. Игра «Кто чем питается?»
С помощью волшебной палочки «превратите» ребенка в какое-нибудь животное и попросите его рассказать, чем он питается.
Ответы детей: « Я заяц, я питаюсь морковью, капустой» и т.п.
7. Игра «Чем защищаются?»
Проведите эту игру по аналогии с предыдущей.
- Еж — иголками;
- Олень — рогами;
- Конь — копытами;
- Собака — зубами.
8. Игра «Любимая профессия»
Расскажите ребенку о том, какие бывают профессии, затем спросите: «Кем ты хочешь стать?»
Ответы детей: «Я хочу стать поваром, парикмахером, шофером, строителем» и т.п.
9. Игра «Составь предложение из слов»
- девочка, гладить, платье, утюг;
- дети, елка, украшать, игрушки;
- мама, ковер, пылесос, чистить
10. Игра «Ласковая девочка»
Расскажите детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала». Предложите детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.
Лексический материал:
скворец — скворушка,
воробей — воробышек,
соловей — соловушка,
журавль — журавушка.
*Данную игру можно использовать на другом лексическом материале.
*Данную игру можно провести и на другом лексическом материале, например:
варенье из груш — грушевое варенье,
сок из персиков — персиковый сок,
пирог из яблок — яблочный пирог,
желе из ананасов — ананасовое желе,
компот из слив — сливовый компот.
12. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Попросите ребенка ответить на ваш вопрос одним словом.
Солдатик из олова — какой?… (оловянный)
Шляпа из соломы — какая? …(соломенная)
Цветы на лугу — какие? … (луговые)
Свет от луны — какой? … (лунный)
13. Игра «Измени слово»
Предложите ребенку: закончить предложение, изменяя слова по образцу.
- Волк сильный, а лось — сильнее.
- Беличьи зубки острые, а волчьи — острее.
- Волчья шкура теплая, а медвежья — теплее.
- Еж маленький, а мышка — меньше.
14. Игра «Мой, моя, мое»
Попросите ребенка назвать только те картинки, про которые можно сказать: мой, (моя, мое). Образец: мое яблоко, мой апельсин, моя груша.
15. Игра «Скажи наоборот»
Предложите детям прослушать предложения, добавить в каждое предложение подходящее слово с противоположным значением.
У березки ствол тонкий, а у дуба — толстый.
Заяц трусливый, а лев — смелый.
Суп горячий, а мороженое — холодное.
Воздушный шар легкий, а гиря — тяжелая.
Надеюсь, что эти советы, игры и упражнения помогут обогатить лексический словарь дошкольников, поспособствуют умению правильно формулировать свои мысли, строить связные высказывания без грамматических ошибок.