Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у старших дошкольников»
Развитие фонематического слуха как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у старших дошкольников
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ «Центр развития ребёнка д/с № 26»
Лысенко Е. А.
Игра: «Заполни окошки» Цель: Развитие фонематического слуха Комплектность: Картонные домики, цветовые символы гласных и согласных звуков, цифры.
Ход игры: Логопед раздаёт каждому ребёнку «домик»,
символы гласных и согласных звуков, цифры.
Под каждой предметной картинкой, а их в домике три,
есть три окошка. Ребёнку в первом окошке необходимо
определить в названии предмета звук, который находится
в начале слова, затем в окошко помещает символ
определённого звука. Во втором окошке ребёнок
определяет место звука в конце слова и так же помещает
символ определённого звука. В третьем окошке ребёнку
необходимо определить, сколько в слове слогов.
Когда ребёнок определит,
сколько в слове слогов, то закрывает третье окошко
соответствующей цифрой. Игра предназначена как
для индивидуального занятия, так и для подгруппового
занятия. Рекомендуется для детей старшей
(на конец учебного года) и подготовительной группы.
Игра: «Определение названия контура картинки в соответствии с цветовыми символами»
Цель: Учить соотносить название контура предметной картинки с определением звуковой схемы слова.
Комплектность: К арточки с обозначением звукового разбора слов (на каждой карточке изображён контур предметной картинки), предметные картинки.
.
Ход игры: На столе логопед раскладывает предметные картинки. Предметные картинки можно использовать в работе по лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Транспорт» и т. д. Каждому ребёнку выдаётся своя карточка, где изображены схемы звуковых разборов слов с контуром предметной картинки. Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать нужную картинку, и определить правильную звуковую схему для каждой картинки. Игра предназначена как для индивидуального занятия, так и для подгруппового занятия. Рекомендуется для детей старшей (на конец учебного года) и подготовительной группы .
Игра: «Звуковая коробочка»
Цель: Развитие фонематического слуха, зрительного
восприятия,
словарного запаса.
Комплектность: Коробочка с наклеенными предметными
картинками, цветные буквы.
Ход игры:
1 вариант: Для детей младшей группы.
Игра используется в работе по лексическим темам, где ребёнку предлагается найти картинки, например
овощей или картинки игрушек и т. д.
2 вариант: Для детей старшей и подготовительной групп.
Игра используется в работе по лексическим темам, где ребёнку предлагают найти картинки, например овощей
или картинки игрушек и т. д.
Игра «Буквы и звуки». Соотнесение буквы со звуком: гласные буквы обозначены красным цветом, согласные буквы
обозначены, синим и зелёным цветом. Необходимо знать, что буква – это знак для обозначения звука на письме.
Звук – это то, что мы слышим и произносим. В кармашек коробочки ребёнок кладёт любую выбранную букву,
которая обозначена красным, синим или зелёным цветом. Называя букву, ребёнок должен определить какой
звук можно услышать. Например: буква – Р – «эр» обозначена синим цветом, значит звук [Р] –согласный, твёрдый,
звонкий. Ребёнку необходимо найти картинку с этим звуком (в начале, в середине или в конце слова).
Игра: «Живое – неживое» (детям предлагается выбрать из всех картинок одушевлённые и неодушевлённые предметы).