kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого интегрированного логопедического занятия с учащимися 1 класса с ФФНР «Путешествие в царство Зимушки-зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек буде интересен учителям-логопедам, работающим в 1 классе с учащимися с ФФНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого интегрированного логопедического занятия с учащимися 1 класса с ФФНР «Путешествие в царство Зимушки-зимы»»


КГУ Средняя школа №43 им. Г. Мусрепова






Разработка

открытого интегрированного логопедического занятия с учащимися 1 класса с ФФНР

«Путешествие в царство Зимушки-зимы»



Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах и предложениях








Разработали: учитель-логопед Мельник Н.Н;

Педагог-психолог: Мальнева Н.С.



Петропавловск, 2017 г.



Цели занятия:

Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях;

- обучение выделять данный звук в словах, определять место звука;

- обучение связному речевому высказыванию;

Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звука Ш, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, тексте;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мелкой моторики рук (обучение сопровождать речь с движениями рук);

- развитие внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

- индивидуальные зеркала;

- вырезанные из бумаги снежинки;

- конверты, предметные картинки;

- домики,

- фишки, сюжетные картинки;

- дидактическая игра «Кто в домике живет?»


























Ход занятия.


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. (Дети стоят в кругу)

Логопед: -

-Здравствуй, дружок! (протягивает правую руку рядом стоящему ребёнку)

-Здравствуй, дружок! (протягивает левую руку)

Скорей становись-ка со мною в кружок!

-Давай улыбнёмся и скажем:

- Привет!

-Солнцу, привет! (руки поднимаем вверх)

-И гостям всем привет! (разворачиваются полукругом и приветствуют гостей)

Целеполагание:

Логопед: - Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие. А какое путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Л: - О каком времени года загадка?

- А что за тройка прилетела?

- А какой зимний месяц идёт? январь ( по счёту- второй)

Л: - Сегодня мы отправляемся в царство Зимушки –зимы.


Для начала, надо хорошо согреться, впереди нас ждёт нелёгкий путь.

Л: - Предлагаю «поиграть в снежки»…

2. А) Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

«Снежный ком»

- Снежный ком мы поднимаем, держим, держим и бросаем!

Напряженье улетело и расслабилось все тело!

Б) Дыхательная гимнастика

Логопед. Чтоб в морозный день не подхватить ангины, прове­дем дыхательную гимнастику

Упражнение «ВЕТЕР в зимнем лесу»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Ш-Ш-Ш (на выдохе – длительное громкое произнесение)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть прерывисто)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох - от тихого звучания к громкому)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)- от громкого к тихому звучанию

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).


В) Кинезиологические упражнения

Л: Чтобы преодолеть трудности в пути, что мы должны помнить? (слушать внимательно, говорить четко и правильно)


«Точка внимания» (дети садятся на свои места)

Цель: активизировать внимание и память.

Понемножку, по ладошке наши пальчики идут.

(пальцы одной руки легко стучат по ладони другой).

Серединку на ладошке наши пальчики найдут

(тоже другой рукой).

Чтоб внимательнее стать-

(нажимать пальцем на центр ладони)

Нужно точку нажимать.

(поменять руки)

Помассировать по кругу

(круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой)

А теперь расслабить руку

(легко пошевелить пальцами)

Давим.

(крепко сжать кулаки)

Тянем.

(напряженно вытянуть пальцы)

Отдыхаем.

(расслабить кисть)

Мы внимательными станем.

(скрестить руки на груди)

3. Г)Артикуляционная гимнастика.

Л: Чтобы было всё в порядке,

- Сделай язычком зарядку!

Час занятья подошел,

Язычок наш сел за стол.

Словно он порисовал,

Все раскрасил и устал.


«Лопатка»


«Качели». «Часики», «Вкусное варенье»

Отдохнул совсем немного,

Стал писать он буквы строго.

Логопед показывает карточки с буквами: А, О, У, Ы, Ш. Дети рисуют язычком образ букв(не менее 3раз каждую), называют какая буква. Далее, дети определяют какие это буквы, какая из них лишняя, почему.

Читают инд.-но сочетания слогов: ША-АШ. ОШ-ШО, УШ-ШУ, ШИ-ИШ

слов УШИ, ШУМ, ДУШ, ШИНА, ШУБА, МАЛЫШ


А потом решил размяться:

По дорожке пробежаться,

И с болтушкой пообщаться,

На лошадке покататься,

С горки съехал пару раз…


«Змейка»


«Болтушка»


«Лошадка»

«Горка»

Л: Дал ребятам свой наказ:

Д: Чтоб за язычком следили.

Хорошо все говорили!


Дети говорят хором.

Л: - Итак, можем отправляться в путь! дети встают

Звучит музыка.

Л: Ребята, я слышу чьи-то шаги…

4. Появляется Зимушка-зима (педагог-психолог)

З: - Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки.

Приглашаю в гости всех в ледяное царство.

Но дорога нелегка

Будет трудно детвора.

Путь укажут нам снежинки

Так шагайте по тропинке!

Разминка: «Шагаем на месте» (под музыку).

Чередующиеся движения соприкосновения правой руки с коленкой левой ноги)

По всему периметру класса на стенах расклеены пронумерованные снежинки.

З: - Вот и первая снежинка Снежинка № 1 (играет педагог- психолог)




Вот вам первая снежинка,

А на ней задание.

а) Вы скажите мне друзья,

- А какая я зима? (Зимушка передаёт снежный ком детям, каждый подбирает признак)

(белая, пушистая, снежная, веселая, холодная, искристая, ветреная, сказочная, чудесная, волшебная)

З: По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Выходит Мишутка:

З: Здравствуй Мишка! Какая на тебе одёжка! (зима восхищается одеждой Мишки)

Мишка: -Вот сапка, да субка

-Вот, я, Мисутка!

Л: Ребята, что-то с Мишуткой не так…

- Ну, что?... Какой звук потерял Мишка? (дети определяют: потерян звук Ш)

Мишка: Помогите мне найти потерявшийся звук.

Л: Ребята,поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры.

Но чтобы найти звук Ш, о чём мы должны помнить:

Д: необходимо слушать внимательно и говорить четко, правильно, не спеша.

Снежинка № 2 (играет педагог- психолог)

На доске картинки: шарф, шапка, шуба, штаны, сапоги

б) А сейчас, вы, детвора

Назовите-ка слова:

Во что в морозный зимний день

Одеваться вам не лень?..

Д: мы надеваем ….

З: - Как мы называем их вместе? ……

М: Я знаю, это веси.

Л: - Вы согласны дети? (Нет. Это одежда)

-Она какая? (зимняя)

- Какой предмет лишний и почему? (сапоги - это обувь)

Л: Игра «Что мы делаем с одеждой?»

«Я начну, а ты закончишь словом шить»

ответы детей:

Одежду можно: За…(шить), Пере…(шить), У…(шить),До…(шить), При…(шить), Под…(шить), С…(шить), На…(шить).

Л: Ребята, а какой звук мы часто слышим в названии одежды? (звук- Ш)

- Что мы о нём знаем?...

- Какой звук я хочу произнести?» Угадывание звука по беззвучной артикуляции. Характеристика звука:

- губки улыбаются или вытянуты вперед?

- где находится язычок: вверху или внизу?

- как выходит воздух: свободно или встречает преграду?

- горлышко спит или дрожит?

- струя воздуха какая? - холодная или теплая?

Вывод: Ш - согласный, глухой, твёрдый. Какой дует ветер? (тёплый ветер)

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

5. Соотнесение звука с буквой (выполняют с психологом)

– Какой буквой обозначают этот звук? (буквой Ш). На что она похожа?

Напишите букву Ш указательным пальцем правой руки, левой руки, двумя руками.

Л: - Чем буква отличается от звука?

Д: Букву мы видим, пишем, читаем. Звук слышим, произносим. Предлагаю смоделировать нашу букву ….на песке (Дети выполняют работу самостоятельно, объясняя на что похожа буква).

М: Вот здорово, я тоже научился писать букву Ш. Спасибо ребята.

Л: - Миша, ты знаешь игру «Шипелочка»? (нет).

-Ребята тебя научат.

6. Л: Автоматизация звука в слогах. Проговаривание чистоговорок (с логопедом)

- выполним разминку: « Шипелочка»(шарик Су-Джок)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша, (произносят все)

Шёл ёжик неспеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша, (произносят мальчики)

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше.

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, (произносят девочки))

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл,

Носиком повёл -

Унюхал Мышкины пышки,

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош (произносят все)

Очень запах был хорош


7. Массаж лица (с логопедом)


– А теперь согреем личико, сделаем массаж лица.

Ручки растираем

(дети потирают ладони)

И разогреваем

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим 
Нежно умываем

(проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро 
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,

(растирают ушки)

А потом руками,
Трогаем мы щечки.

(трогают щечки)

Снежинка № 3 (играет Зимушка)

-развитие внимания, слуховой памяти, мелкой моторики

Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди.

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Кто в глуши твоей таится?

Ты же видишь, мы свои!

« Кто –где в зимнем лесу прячется?» (графический диктант)

– Возьмите карточки в клетку. Мы с вами нарисуем тропинку, не отрывая карандаша от бумаги и узнаем: «Кто – где прячется в зимнем лесу.   Поставьте карандаш в нужное место и работайте по моей инструкции

  • Одна клетка вправо.

  • Одна клетка вниз.

  • Одна клетка вправо.

  • Одна клетка вверх.

  • Одна клетка вправо.

  • Одна клетка вниз.

  • Одна клетка вправо…

Дети по тропинке выходят к норке мышки, к озеру лягушки.

Ответы: Мышка прячется в норке;

Лягушка прячется в озере;

Мишка прячется в берлоге.

8. Снежинка № 4 (зачитывает и проводит логопед)

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логики , выразительного чтения, развитие просодики.

Вот снежинка вам, 4

На ней кроссворд решите.

Там зашифрованы слова

Вы быстро их прочтите. Слова любимой моей скороговорки.

Л: «Слово спряталось» (работа в группах)

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

Ждёт когда найдут ребята.

Ну-ка, кто его найдёт?

-По первым звукам каждого слова мы восстановим слова скороговорки)

Задание выполняют по подгруппам.

Звуко-буквенный анализ слов: шум, тишь.






Картинки:

Шапка, утка, мак


Картинка:

Мышь


Картинки:


Тыква, иголка, шары



Л: Что у нас получилось? (шум, мышь, тишь)

- Все ли слова понятны?

Что означает слово: тишь (шум)? (ответы детей)

Л: вспомните с этими словами скороговорку…

Обыгрывание (распределение ролей):

Мышонку шепчет мышь:

-Ты всё шумишь, не спишь,

Мышонок шепчет мыши:

-Шуметь я буду тише.

9. Снежинка № 5 (играет педагог-психолог)

З: Быстро в круг вы становитесь

Дружно за руки беритесь.

После трудного пути

На полянке отдохните вы.

Динамическая пауза: (расширение словаря, подбор слов-антонимов)

Мы с комочками играем,

Очень ловко вверх кидаем,

Опускаем дружно вниз.

Наклоняйся не ленись.

Вправо- влево, вверх и вниз,

Назад-вперёд,

Говорим наоборот: (перебрасывание мяча)

Высоко-…,

Далеко-….,

Широко-…,

Скажу я слово Холодно - ответишь ты -…,

Скажу я слово Потерял - и скажешь ты -..,

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай- … .

Мы с комочками играли и слова мы называли.

10. Снежинка № 6 (проводит логопед)

Автоматизация произношения звука «Ш» в словах, определение позиции звука в слове, слоговой анализ

На опушке, меж дорог,

Чудо-дерево растёт.

А на дереве на этом

Растут разные предметы…

Л: Ты отгадку назови,

В домик слово посели.












Ш Ш Ш



( Дети отгадывают загадки, определяют место звука в слове и по счёту называют домик, в котором будет жить слово. )

Игра «Доскажи словечко».

Рисуют дружно малыши,

У них в руках … (карандаши).

Вот бежит малыш

Серенькая … (мышь).

Мама просит Машу:

«Свари братишке … (кашу).

Носит яркий гребешок

Наш весёлый … (петушок).

Зашуршали тут машины -

Это слышен шум от … (шины).

Дети моются под душем,

Моют глазки, моют … (ушки).

11. Снежинка № 7 (играет логопед: работа по подгруппам)

Автоматизация звука Ш в предложениях, графический анализ предложения.

«У Мишутки, вот беда,

Перепутались слова»

Л: Помогите Мишке поставить слова на место. Прочтите предложения правильно. Покажите: сколько слов в предложении.(задания в конвертах)

Вылезла из норки … МЫШКА

На мышку упала… ШИШКА

12.Снежинка № 8(играет логопед)

«Исправь ошибки Мишутки» (индивидуальная работа на карточках)

Дети называют картинки, исправляют ошибки в записанных словах и соединяют стрелками слово с картинкой.

-Развитие навыка осознанного чтения и самоконтроля при письме

«Вот слова.

Их ты прочти

Букву ты, лишь, измени

И дорожку проведи.


Тапка – …

коска- …

Ткаф - …



Миска - …

Жаль – …

Губы - …



«Быстро в круг все становитесь,

Крепко за руки беритесь»


13.Л: Вот и подходит к концу наше путешествие.

Вместе с нами по лесным тропам шагал и преодолевал трудности Мишка.

- Какой звук потерял он? (звук Ш).

- В каких словах он допустил ошибки? (проверка инд. работы по карточкам)

М: Ой, спасибо ребята! Я, наконец, нашел потерянный звук.

– Теперь я буду говорить правильно. Вот послушайте ….(читает скороговорку правильно)

Мне с вами было очень интересно. Вы умные, добрые и дружные ребята.

Но, к сожалению, мне пора возвращаться в лес…(прощается и уходит)


Рефлексия:

З: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я очень рада была встрече с вами.

На память о нашей встрече я дарю вам волшебные снежинки.

Если вам было легко в пути преодолевать испытания, то возьмите желтую снежинку;

если вы допускали ошибки и исправляли их, то возьмите зелёную снежинку,

если задания вызывали трудности, то возьмите синюю снежинку.

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок.

- Давайте вместе с вами из снежинок слепим большой снежный ком (дети приклеивают свои снежинки на доску)

Все мы трудности прошли.

Как прошёл их расскажи!

Л: И в заключении: встанем в круг и подарим друг другу добрые слова пожелания.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мельник Надежда Николаевна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства