Просмотр содержимого документа
«РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР»
Сивакова В.А.
МБОУ ТСОШ № 3
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Актуальность исследования. Формирование диалогической речи является одной из главных задач речевого развития ребенка, т.к. способность к диалогу обеспечивает социальную адаптацию, качественную подготовку к школе и успешность дальнейшего обучения. Исследованию становления диалогического речи у детей посвящены работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина А.М. Леушиной [2]. Своевременное выявление нарушений речи, их логопедическая коррекция позволят сформировать у ребенка полноценное диалогическое общение и разносторонние взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.
Мы осуществили экспериментальное исследование с целью изучения особенностей формирования диалогической речи у детей младшего школьного возраста с речевым недоразвитием.
В диагностическом исследовании речи детей использовались методики: «Беседа» (авторская) и «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок», «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» Р.И. Лалаевой [3].
Анализ результатов, полученных при обследовании детей, показал, что с высоким уровнем детей не обнаружено, 25% детей показали уровень выше среднего, столько же детей (25%) – низкий уровень; у 20% детей выявлен средний, а у 30% детей – уровень ниже среднего. Фактически у 75% детей экспериментальной группы уровень развития диалогической формы речи не соответствует возрастной норме. В процессе качественного анализа полученных данных были выявлены следующие особенности диалогической речи детей: 1) высказывания детей часто односложны, в речи преобладают простые нераспространенные предложения; 2) отмечается непоследовательность реплик, когда, не закончив одно высказывание, ребенок переходит к другому; 3) дополнение ответов невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой).
По результатам исследования нами был разработан и апробирован инновационный проект, в основе которого использовались «сценарии активизирующего общения» А.Г. Арушановой (система игр и упражнений: беседы, игры, инсценировки стихов, сказок, потешек по ролям) [1]. Развивали у детей навыки связной речи, умение взаимодействовать друг с другом, вступать в диалог по собственной инициативе, соблюдать очередность в разговоре.
После проведенной работы было проведено повторное логопедическое обследование. Было установлено, что 10% детей обнаружили высокий уровень развития диалогической речи, столько же детей (10%) – низкий. На уровне выше среднего оказалось 35% детей, на среднем уровне – 20% детей, а на уровне ниже среднего – 25%. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента позволил обнаружить, что большинство детей (65%) демонстрируют уровень возрастной нормы и только 35% испытывают трудности в диалогической речи.
Качественный анализ полученных в результате исследования данных также позволяет проследить динамику в развитии диалогической речи школьников: дети стали легко устанавливать контакт и чаще проявлять инициативу в речевом общении; научились отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями, не уклоняясь от темы, у многих детей отмечается способность к самостоятельному изложению материала. В то же время в речи встречаются аграмматизмы, отдельные неточности в выборе адекватных речевых средств, недостаточная последовательность и логичность в объемных высказываниях.
Полученные данные подтверждают гипотезу, так как свидетельствуют об эффективности коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР, обусловленной использованием «сценариев активизирующего общения».
ЛИТЕРАТУРА
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 72 с.